При воспоминаниях о рабах и работорговле на ум приходят в первую очередь Древний Рим, а если речь идет уже о Средневековье то, как правило, какие-либо мусульманские государства. Кто - то возможно вспомнит и викингов, которые освоили воточноевропейские речные пути (в первую очередь по Волге) в том числе и ради работорговли. Так, например, персидский географ и историк Абу Са‘ид Абд аль-Хайй ибн Заххак Гардизи писал: "И эти люди (русы) постоянно нападают на кораблях на славян, захватывают славян, обращают в рабов, отводят в Хазаран и Балкар и там продают. Есть и другие многочисленные свидетельства занятия скандинавами работорговлей.
Была по всей видимости работорговля какое-то время и на Руси. Согласно Повести временных лет, Святослав прямо говорит об этом:
Сказал Святослав матери своей и боярам своим: "Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - паволоки, золото, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха, и воск, и мед, и рабы".
Но речь пойдет вовсе не о вышеупомянутом. Хотя в последней цитате уже содержится некоторый намек.
Одним из крупнейших и в тоже время малоупоминаемых субъетов работорговли были западнославянские государства.
На прикрепленном изображении - основные маршруты экспорта рабов из одной из первых славянских держав, находившейся в районе Карпат - Великой Моравии.
Выдающийся чешский историк-медиевист Душан Тржештик в книге "Пржемыслoвское государство около 1000 года" даже утверждал, что торговля живым товаром была движущей силой, которая позволила создать средневековую Центральную Европу.
Потом это же самое занятие работорговлей стало основой успеха чешских Пршемысловидов и великопольских Пястов. Столица чешских Пршемысловидов, Прага, даже стала в X веке крупнейшим рынком рабов в регионе, если не во всей Европе. Именно отсюда они и могли "стекаться" в Переяславец на Дунае, который Святослав видел своей новой столицей.
Известно, что в 921 году чешский князь Бржетислав напал на Моравию и взял там в плен множество поляков. Летописец Козьма Пражский пишет, что князь повелел их связать и партиями по сто человек продал своим соседам - венграм.
Уже во время правления князя-язычника Болеслава Пршемысловца (910-972) столица Чехии превратилась в главный центр работорговли Восточной Евпропы.
Болеслав пришел к власти убив своего старшего брата христианина Вацлова (907-936), вокняжиться которому в свое время помогли немцы, Вацлав был вассалом императора Священной Римской империи Оттона Великого (912 - 973). Четырнадцать лет с 936–го по 950 год немцы воевали с Болеславом и не могли его разбить. Война в итоге закончилось союзным договором, а так же тем, что Болеслав сделал брата Вацлава святым, что бы чехи тоже имели своего христианского святого. Кроме того Болеслав прогнал из Моравии и Словакии венгров, отнял некоторое количество земель у поляков, построил много замков.
Во многом эти успехи основаны как раз на торговле рабами. На торговле людьми Прага расцвела, а Болеслав мог содержать большое войско. Рабов покупали богатые купцы: мусульмане, евреи, итальянцы и византийцы.
Годовой налог собираемый Прагой с работорговцев составлял по подсчетам специалистов около 40 000 денариев.
Цена рабов была высокой: молодой мужчина стоил 300 денариев, а девушка в два раза дороже. За один денарий тогда можно было купить 10 куриц или столько ржи, что хватило бы одной лошади на 40 дней. На один денарий чешский воин мог питаться целый месяц. Продавали в основном славян (по большей части поляков) и захваченных в плен саксонцев во время 14 - ти летней войны.
Первым упоминает о Праге как о крупнейшем центре работорговли Ибрахим ибн Якуб (912 - 966) купец из каталонской Тартоссы, которая тогда входила в Кордовский халифат (государство захвативших Испанию мавров).
Ибрагим пишет о чехах: "Их страна лучшая в северной стороне и богатейшая".
Он впервые в истории письменно упоминает и саму Прагу именно как как торговый центр, самый крупный в восточной Европе, куда приезжали купцы-русы, славяне из Кракова, а также евреи и мусульмане. Здесь продавались рабы, олово, меха и продовольствие.
Примечательно, что в Праге расплачивались не только серебряными динариями, но и платном (platno) – небольшими квадратными лоскутами ткани.
Десять таких лоскутов можно было обменять на один серебряный денар. Именно по этому слова "полотно" и "платить" похожи.
Также стоит отметить, что Чехи, ставшие христианами раньше других славян, продавали в рабство даже своих братьев по вере, что церковь, не приветствовала, но ничего не могла с этим поделать. Рабов продавали на Малой Стране, на месте, где сегодня в Праге Мостецкая улица.
Однако вслед за взлетом пришел упадок - восточные области Чехии отошли к Руси, а Краков - к Польше.