Найти тему

Влад Степной здесь, сейчас и на всех музыкальных площадках: разбор творчества

Оглавление

Вы любите обман? А ложь во спасение? Хитрость? Лукавство? Сказки? Согласитесь, даже если все эти слова противоположны по значению слову «правда», они всё-таки сильно отличаются друг от друга степенью и качеством этой самой «неправды».

Я очень люблю создавать тексты! С поправкой на то, что эти тексты, которые я очень люблю создавать, во-первых, поэтические. Во-вторых, могут быть и научные, и публицистические, но тогда степень «очень» здесь не подойдёт. Люблю, но не «очень». Либо пишу, когда очень «надо», либо хочу всецело насытить поэзией. Иначе «очень люблю создавать тексты» совсем не я. Текст – это же акт творчества, в начале начал. Вот и получается, что несколько солгал я в первом предложении этого абзаца, объединив, так сказать, под одну гребёнку всевозможные тексты.

Это предисловие было для меня не случайным. Не буду его убирать или зачёркивать.

В интернете мне повстречался певец Владислав Степанов (Влад Степной), который сам себе пишет песни. Я обратил внимание на название его альбома – «Свобода» – и послушал его, из-за названия. Меня удивило. Мы познакомились с Владом онлайн, в переписке, а также через видео – я посмотрел видеозаписи с его гитарным исполнением своих песен перед камерой. Что-то в них есть такое, что само говорит о человеке, может, даже больше, чем песни. Камера обнажает фальшь, делает её очевидной (основываюсь на своём опыте), а здесь этого нет.

«Королева» (музыка, стихи, видео Влада Степного)

У Влада на музыкальных платформах сейчас представлено 4 альбома: «МОЯ РУССКАЯ ДУША», «Свобода», «Ностальгия» и «Дождь». А также несколько отдельных песен, вне альбомов: «Тропиночка», «Люди-подростки», «Край», «Засохшие цветы» (дуэт со Smoke like punk), «Путь к звёздам», «100 баллов», «Рано или поздно» и «Dirty Snow» (все четыре – дуэты с Vorgan). Это что касается «сухой» статистики. На этом сухое закончилось, и дальше от меня, я очень надеюсь, пойдёт только сочное, вкусное и прочие подобные музыкальные термины, которые любят использовать критики, – приправляю данный коктейль щепоткой юмора.

Влад и я около клуба «Огород»
Влад и я около клуба «Огород»

Узнав Влада ближе, в песнях и в разговорах, я не могу написать о нём сухо, скучно, вяло. От него идёт другая энергия: света, какого-то, действительно, простора степного – душевного, духовного и того, что дарит ощущение детства, то есть безусловного принятия и уважения тебя как личности, человека. Просто хорошо от того, что существует такой человек-музыкант и он настолько творчески активен. Постоянно выступает на фестивалях и даёт свои концерты, выпускает альбомы.

Патриотическая иллюзия

Влад Степной – альбом «МОЯ РУССКАЯ ДУША» (2022)
Влад Степной – альбом «МОЯ РУССКАЯ ДУША» (2022)

При чём здесь «ложь», с которой я начал. Самой любимой моей у Влада стала песня «Обмани меня» из «МОЕЙ РУССКОЙ ДУШИ». Вот, правда, можно так и сказать – из «моей» души. Потому что, вероятно, ментальность «русской души» (сочетание несочетаемого по сути, ибо если есть душа, то какая национальность, нация, принадлежность у неё вообще?) ёмко отражена именно в ней.

Поэтически гениальная песня, так как, смотрите:

«обмани меня, что искусство людям всё же не чуждо»,
«ты скажи, всё, что я делаю, кому-нибудь нужно?»,
«обмани меня, что живём мы в честном, правильном мире»,
«ведь, если веришь, то всё, что ты скажешь, конечно, сбывается, и внезапно окажется чистою правдой обман».

Развивающаяся мысль. Это всё логично, ведь довольно извращённая (?) или весьма обычная логика в том, что ложь при каких-то условиях оказывается правдой, а правда – наоборот. Особенно когда дело касается фундаментальных вещей нашей жизни, например: «А король-то голый!», «Всё могут короли», «Если Бога нет, то всё позволено», «Если тебя нет, то и меня нет»… На подумать.

Однако ещё интереснее то, как слова работают вместе, постепенно усиливая смысл и между строк передавая характер. Осмелюсь сказать, что тот самый «Влад Степной» как лирический герой (это была поэтическая нотка) живёт и проявляется у автора Владислава в неожиданных и незапланированных местах, как говорится, не по режиму и не хлебом единым. Не в конкретике или зауми, короче. А в «здесь и сейчас», в простоте и честности исполнения простых слов с такой, какой именно надо, мелодией, когда целое является чем-то большим, чем суммой частей. Ну, вот я так вижу. Когда всё на своём месте и объяснять, в общем, не нужно, а только думать и слушать, и понимать, и ощущать себя соучастником этого чуда – рождения мысли в звуках.

Вот поэтому она для меня такая. Эта песня-«обманка», с двойным дном. Песня святой лжи или правды. Не буду пересказывать её дальше – просто послушайте. В ней, как в капельке воды, отражена, тем не менее, большая история, образ этого музыканта-художника в современном мире и Руси современной, если душа русская.

Не шучу над названием альбома, просто интересно играть, «жонглировать» такими глобальными понятиями. Он, действительно, насколько я в свои (ещё молодые) годы могу иметь об этом представление, традиционен. Моя русская душа откликается и образам из песен «Ехал купец», «Ненаглядная», «Пароходик», и позитивному настрою всех мотивов.

-4

А вот «Обмани меня, что живём мы в честном, правильном мире» так и хочется как-нибудь вписать в определение русской души. У Александра Пушкина было ведь похожее, помните, конечно, помните: «Ах, обмануть меня не трудно!... Я сам обманываться рад!». Необъяснимо. Факт.

Не могу забыть формулировку, которую моя подруга использовала, говоря про творчество друга (задорно): «Он поёт о грязи!». Так вот Влад Степной совершенно не поёт о грязи. Ну, или не в этом альбоме – поживём-услышим. Песни-эмоции «Я хочу в отпуск», «Не переживай» и «Оранжевые розы» с хитовыми мелодиями и живыми (как мы) словами подчёркивают эту чистоту чувств.

Может, если бы патриотизм повсеместно, в коллективном бессознательном, какое оно ни на есть, жил в таком воплощении, как тут, он обрёл бы очень ясные, понятные очертания, близкие лично мне, например. Живёт, обретает. Он здесь, правда, становится не в контекст новостной повестки и личных информационных пузырей, а скорее в контекст «Обмани меня, и это будет лучший в жизни обман». Что же остаётся? Смахнуть подступившую скупую слезу, набраться сил, вдохнуть вольного воздуха в лёгкие и жить дальше.

Свобода вселенского масштаба

Следующий альбом «Свобода» начинается с мелодичной, проникновенной песни «Красивая» (её автор – Евгений Васеев). Как мне видится, из самых ярких композиций Влада вполне можно было бы создать цельный спектакль или своеобразный фильм. Из одних только хитов. Такая песня – не каждая, но если они вообще есть, если способны вызывать сильные ответные чувства, то это, как говорилось и данным, и другим поэтом: «кому-нибудь нужно». Душевный, осмысленный, уверенный голос способен творить чудеса. «А может, ты красивая, как утро первозданное» – ничего сложного, кроме разве что обескураживающего вселенского, но уместного, слова «первозданное». Оно здесь будто само просится. Ни много ни мало.

Влад Степной – альбом «Свобода» (2022)
Влад Степной – альбом «Свобода» (2022)

Вообще, слушая этот альбом, поймал себя на мысли о красивой музыке. Мне повезло слышать много красивого. Такого, к которому именно это слово подходит. Навевающего воспоминания о прогулках за земляникой, о дождливых днях, в которые особенно свежо и уютно, о городе, родственниках, которых нет ни у кого, кроме тебя, о себе самом в солнечном настроении.

Снова почему-то идёт на ум сравнение двух смысловых линий: в данном случае я бы назвал их «модой» и «красотой». Вот эту «Свободу» я не могу положить в контейнер с названием «мода» и успокоиться. Начиная с того, что её никуда класть не хочется, а надо бы, чтобы она была вокруг и внутри, изнутри бы одаривала ощущением влюблённости в жизнь. «Дайте мне без всяких рамок этой жизнью насладиться», как поётся в заглавной «Свободе». Ключ к этому «лонгплею», а он действительно длинный, 15 песен, – синхронность. Вы – в нём, он – в вас. Мы – одно.

Песня «Валентина» написана, как и «Красивая» не самим Владом, а в данном случае Олегом Громовым. Она выделяется, не только своей длительностью, но особой «крылатостью», дающей ей словно другое измерение. Подобное может исполняться в День всех влюблённых (Святого Валентина) всеми вместе взятыми горячими сердцами. Здесь появляется такая идеальная интонация, такая работа со звуком, выверенная, изящная, которая погружает целиком в очень спокойное чувство и растворяет в нём. Любовь как очищение.

Может быть, необычное или не совсем логичное, не одной логикой понимаемое, наблюдение, но в этой песне, по-моему, раскрывается «умный» голос исполнителя. И именно благодаря тому, что этот голос умный, ты уже не можешь ограничиться поверхностным, буквальным смыслом и волей-неволей слышишь больше, это касается всех песен. То есть для него вот эта Валентина – это не какая-нибудь Катя, Маша, Света, Оля и так далее, как у Егора Крида, например («Холостяк»), или же, напротив, очень конкретная девушка из каких-то других популярных хитов. Он так поёт о ней, и не только о словах здесь речь, что Валентина выходит на космический уровень – она как звезда, до которой, чтобы услышала, нужно дотянуться физически, голосом. Хочешь не хочешь, а для этого он должен ухитриться преодолеть пределы земного притяжения. Что непосредственно, по смыслу, и происходит в другой песне, «Космос» (и стихах Романа Алеева).

Если выделять здесь главную песню, с которой я бы порекомендовал самому себе начать знакомиться с альбомом, то это была бы «Весна», потому что она просто стильная и «стильно простая». В ней запоминающийся мотив сочетается с «умным» голосом и лёгким, свободным дыханием юности.
В этом, возможно, и есть суть подлинной свободы. Здесь и крылья, изображённые на обложке альбома, которые сам себе «отрастил» этот голос, чтобы устремиться за мыслимые границы и постичь что-то иное, более глобальное. Крылья лёгкости, способной преодолеть, наверное, всё и даже косность, любые рамки.

Герой некоторых композиций («Признание», стихи Сергея Буквина; «Зеркала», стихи Вячеслава Морозова; «Ночь») напоминает человека, к которому могла обращаться Ирина Понаровская, когда пела в музыкальных фильмах, спектаклях и балладах 70-х – 80-х годов. Это такая идеальная, недостижимая любовь, которую проще, кажется, описать в самых великолепных поэтических формулировках, чем найти в реальности. Хочется пошутить, что она наконец-то сможет всё-таки обнаружить её в песнях Влада, когда услышит их.

Может быть, этот герой – тот самый Трубадур из «Бременских музыкантов», который действительно преодолеет всё ради Принцессы да ещё и вселенского масштаба песнь об этом сложит. Если говорить о мировой культуре в целом, то образ странствующего музыканта, поэта долгие века маячит на горизонте событий у желанной дамы сердца, оставаясь мечтой, чем он, возможно, и притягателен и поэтому же далёк от повседневности. Не обыден и не обычен, но сценичен, кинематографичен, а в данном случае ещё и «клипичен». Как раз для клипа на песню «Осень гитариста».

«Осень гитариста» (стихи Сергея Буквина, музыка Влада Степного, режиссёр – Юля Чек)

Альбом многомерен, о нём можно говорить долго и красиво. А песни «Ураган», «Звёзды должны светить» (обе – на стихи Сергея Буквина), «Колыбельная», «Театр имени», «Свобода» (и ещё раз свобода!) делают рисунок всё более насыщенным за счёт богатейших образов: битвы светлых и тёмных сил, разноцветной ночи, винных дурманов пробуждения, театра большого Имени. Ну, так меньше слов, больше дела – рекомендую слушать и интерпретировать на все лады этот искусный музыкально-поэтический орнамент!

А вот в «фигуре третьей» своего личного погружения в творчество Влада Степного как по-настоящему лирического героя мне хочется объединить два не очень длинных альбома «Ностальгия» и «Дождь», датируемые нашим с вами 2024 годом, в одну «колоду» и погадать на ней на судьбинушку свою да нашу, на будущее. Это не будет случайное объединение, потому что причинно-следственная связь здесь есть.

Но перед этим отступлю к новогоднему синглу Dirty Snow («Грязный снег»), заметив, что Влад в дуэте с Vorgan и даже вне дуэта всё-таки поёт о грязи (ха!). Правда, «грязь» эта по свойствам совсем иная, чем, к примеру, я привык её себе представлять. В данной песне, как и в других совместных, им удаётся быть одновременно серьёзными, иногда агрессивно твёрдыми, но трогательными. Это свой стиль. В песне вообще ни слова о грязи. Ей самой можно что хочешь очистить. От груза прошлого, чтобы открыться праздничному настоящему. Как, поздравляя друг друга новогодней ночью, мы начинаем с чистого листа новый день нового времени. Да, это лишь настроение, но легко понять, сколько вообще всего зависит от настроения, если попробовать его хоть раз поднять или опустить.

Гадание среди ночи

Влад Степной – альбомы «Ностальгия» и «Дождь» (2024)
Влад Степной – альбомы «Ностальгия» и «Дождь» (2024)

Наступил 2024-й. Два новых альбома на всех музыкальных площадках. Герой «Ностальгии» в некоторых песнях, очевидно («ушеслышно»), переживает чувство тоски по родине, находясь где-то от неё далеко. Герой «Дождя» это уже благополучно преодолел, вернулся, ведь местами он необычайно весёлый и бравый. Но, как поёт он в песне «Чёрная рябина», «не бывает даже в шутке дыма без огня». Иначе говоря, когда умный голос использует простые слова, они становятся сложными, глубокими, многозначными.

Рубежным на пути преодоления становится хит «Рано или поздно», концентрирующий простоту и сложность в одном флаконе, из которого так и грозит вырваться наружу «коктейль Молотова» (или молотОГО, но очень горького и взбадривающего – кофе, на гуще которого тоже можно гадать). «А что будет дальше?» – вопрос, возникающий в песне. Ответы находятся там же: «Люди в тоске по хорошему… вновь возвращаются к прошлому, … злоба людей обесточится, … битва любая закончится». Вот что говорит судьба словами песни «Рано или поздно». Ни да, ни нет, а рано или поздно. Сказано что, да не сказано когда. И это, наверно, закономерно, ведь внутреннее ощущение времени у нас субъективное, хоть и живём мы в одно и то же время.

Универсальный ответ. Как и песня универсальная, а потому в потенциале – вечна. Бывает, что музыка и слова идеально соответствуют. Это тот самый случай. Вот он, тот ответ, который, может быть, именно сегодня ждут от нас миллионы лет из песни группы «Мираж» («Наступает ночь»). Степной Влад весьма ностальгичен в принципе, он как часы, по нему можно предсказывать погоду. Ведь так уже бывало сотни раз и будет ещё: то чудесное лето с ягодами и не обязывающими встречами (в песнях «По ягоды», с музыкой Влада Степного и Романа Ковальского, и «Короткий летний роман»), а потом – ради природного равновесия – дождь, грязь, слякоть, чтобы можно было уверенно, изо всех сил прокричать: «Дождь, уходи!».

Ну, вот и грязь тут как тут! Лечебная такая, напоминающая кофейную гущу. Мне хочется сейчас копнуть туда, чтобы вытащить что-то, может быть, лишнее, «занозоньку», и залечить своеобразную рану, возникшую в моей картине мира, которую так точно отразил и Влад в «Рано или поздно». Рану, как говорится, лечить не поздно.

Зачем человеку уезжать куда-то, а потом возвращаться обратно? По чему и зачем ностальгировать, если время уходит безвозвратно, а места в принципе остаются на своих местах? В этой связи вспоминается «Алхимик» Пауло Коэльо, например, которому надо было уйти, чтобы вернуться и найти простую истину. «Иностранец», герой песни Влада, уехав, чувствует и осознаёт, что жизнь «свободна», «легка». Легче, чем была до отъезда из родной страны.

Снова отвлекусь, на воспоминание. В связи с коронавирусом несколько лет назад мне «пришлось» написать такие строчки:

Открывается море,
Открывается мир,
Если мы в общем хоре
Улетим из квартир.

Естественно, я точно не знал, как достичь реального выхода из ситуации, а только предугадывал его. И вот же он, воплотившийся в песнях «Иностранец», «Сизый голубь» и в судьбах многих россиян: стать чужим для всего привычного, добровольно отпустить это.

У меня здесь вопросы возникают, к себе прежде всего. А без человека существовали бы чувства, которые он испытывает? Ответ, видимо, кроется в нём самом (в вопросе). Тогда следующий: а без человека были бы люди, которые его окружают (или наоборот)? Конечно, нет. Ни чувств, ни людей, вообще ничего нет: только мысли днём и только сны по ночам, если спится.

Тогда самый главный вопрос. А битва закончится быстрее какая: снаружи или внутри? Рано или поздно всё заканчивается. Всё. Ну, или мы не знаем что.

Альбом «Дождь» выглядит как возвращение к привычному, спокойному миру после боли расставания, тоски по тому, что казалось невозвратным. В песнях всё становится возможным: и детство вернуть («Качели»), и друга найти («Маленький бродяга»), и страна вдруг становится «беззаботной, солнечной». Та, в которой было трудно жить. Она стала своей, потому что ты оказался сам себе свой.

Правда, девчонка, которая ждала и которой легко можно было позвонить («Не плачь, девчонка» и «Просто позвони»), почему-то вдруг стала жёсткой королевой, резко «повзрослела» и отдалилась (песня «Королева»). Или она всё та же неземная «Валентина», до которой надо постоянно тянуться «умным» голосом, словами. Но ей почему-то «важней не постоянство, а престиж». Ответ всё в той же песне: «несвободе с нею будешь ты не рад». Ну, если ему нужна свобода, то почему бы и ей её не дать? Может, это «ночное» одиночество показало бы ей самую настоящую её. Акцент в песне перенесён с пажа на королеву. То есть влюблённый паж добровольно устранился, чтобы королева предстала во всей своей красе.

А вот тут нам и все карты в руки. Пасьянс сложился. Ну что ж, устроены так люди: желают знать, что же всё-таки будет. Не буду томить. «Вставайте в очередь, — поёт дальше Влад, — в очередях быстрее время пролетит». Куда уж быстрее? Жизнь-то вот только-только начинается.

И движется, проходит. Стремительно и насыщенно, в будто самих по себе возникающих конфликтах с окружающими. Но каждому здесь — своё, и все рано или поздно дождутся этого своего. А пока — простая, а иногда непростая, но неизбежная жизнь. Так чего же мы ждём? Великой любви? Прекрасной страны? Честного, правильного мира? Хорошей погоды? «Счастье есть в любое время года» — поёт, я надеюсь, от этого самого счастья Влад Степной. А не от этого, так от другого.

Думаю, что здесь, конечно же, сказано не всё, а в новых песнях — будет продолжение. Можете верить или не верить предсказанному мной сегодня для вас 100% счастью, которое вы сами возьмёте у судьбы. И даже если это был вдохновенный обман, он вполне может внезапно оказаться чистой правдой. Рано или поздно :) Так и будет.

P.S. Рад был познакомиться с Владом и его творчеством. И, наверно, если бы такого Степного Влада не было, его следовало бы придумать. Что авторы песен и сделали. Здесь почти не пишу о синглах. Мне кажется, они — иная история. Чрезвычайно эмоциональная, дерзкая, непредсказуемая. Не буду сейчас пытаться её упорядочить. Лишь замечу своё ощущение: мысли после прослушивания всех этих песен стали более свободными, а открывающиеся перед внутренним взором возможности — безграничнее. Видеть стало хотеться ещё дальше, а слышать лучше. Поставлю себе свои масштабные цели, а Владу за песни и душевную красоту — его же собственные 100 баллов по шкале...

Впрочем, если бы такая шкала была и хоть что-то значила, не было бы творческих открытий и прозрений. А я ему и всем нам их всё же пожелаю!

Группа артиста ВКонтакте:
vk.com/vladstepnoy.

P.P.S. Совсем другого Влада Степного слушайте «сюда»:

Увидимся!