Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Ту-128. Как уничтожали ада. Продолжение.

Оглавление

Юрий Мамонтов

Начало: https://dzen.ru/a/ZjcCJfl7ZlHLybVP

Часть вторая. Вспоминает участник событий штурман Ту-128 Енютин В.Н.:

«………Весна 1970 года. Шар был обнаружен над г. Киров, запеленговали радиопередатчик над городом и попросили ПВО посмотреть шо це таке. Ни на одном локаторе поначалу ничего не увидели и только потом обнаружили слабый засвет на радиовысотомере, а уже потом обнаружили его с помощью РЛС кругового обзора П-14. Другие станции так его и не увидели. В итоге от Кирова шар пошёл на северо-восток. На Урале из Комсомольского (аэр. ПВО), первыми стали работать по шару на Як-28П. Высота полёта шара была 21.000 метров. Як, забравшись на 16.000 м выполнять прицеливание на горке не мог. Как говорил лётчик: "только начинаю ловить цель, как оператор отдаёт ручку и валимся вниз". После Урала шар стал отклоняться на юг и прошёл в район городов Ханты-Мансийск, Енисейск, Улан -Уде, а затем ушёл в Монголию и Китай. Потом снова выплыл на нашу территорию в районе Владивостока и ушёл в Тихий Океан. На Дальнем востоке поднимали МиГ-21. ("понавешали на него как на ишака всё что только можно, а он поэтому больше 16 тысяч и не набрал").

31 марта 1970 года в середине дня в Омске (аэр.) дежурную пару переводят в готовность №1. Проходит команда лично от Зам Главкома, маршала авиации Е.Я. Савицкого): ракеты с радиолокационными головками снять, поднять наиболее подготовленные экипажи, дежурные экипажи не трогать.

Срочно собирают лётный состав и через час мы в воздухе : экипажи
п/п-к Костенич- л-т Енютин, м-р Кузьмин- ст. л-т Усовик, п/п-к Дерванов- .........,
м-р Красовский-......... Курс на север, с КП сообщают, что цель находится в 100 км северо- западнее Ханты-Мансийска, высота цели 21. 000 м, наводить будет ПН (пункт наведения)......… Выходим на связь с ПН, выводит нас в точку начала разворота примерно в 150 км восточнее цели. Разворачиваемся, включаем форсаж, разгон, набираем опорную 13.000 метров, с дальности 50 начинаю искать цель. Экран БРЛС чист. Поднимаю антенну БРЛС (бортовой радиолокационной станции) -цели нет. Командир корабля переводит самолёт в набор высоты. До цели 20 -экран чист. Высота 15.000 метров. На дальности 12 км появилась засветка от цели, пытаюсь захватить, происходит захват, сразу срыв захвата, и так три раза и... благополучно расходимся с целью. Следующим наводят экипаж Кузьмина - результат тот же, но он над собой увидел АДА визуально, сразу попытался развернуться на него, но в процессе разворота потерял его из виду и больше не нашёл. На корабле, да на потолке это было просто невозможно, но в горячке он думал, что получится. Пока не подошла вторая пара нас начинают наводить повторно. Опять отходим на 120 км, разворачиваемся на цель, но форсажи уже не включаем, высота 11.000м, превышение цели 10.000 метров. Приподнимаю антенну , чтобы обнаружить цель и на дальности 30 км обнаруживаю. Произвожу захват на дальности 20 км. Включаем форсажи и начинаем лезть вверх, заморгали лампы ЗГ (захвата головок ракет). Головки так и не захватили АДА. Расходимся с целью. Высота 13.500 метров, отключаем форсаж и идём домой. Вторая пара ничего не видела, тоже слетала впустую. Поступает команда на следующий день всей группе перебазироваться в Канск и продолжить начатое дело. 1-е апреля 1970-г. мы в Канске, шар в районе Енисейска (канский полк на МиГ-17 и ни по высоте, ни по дальности работать не может). Летаем из Канска, потом "переезжаем" в Белую (аэр.) («беляки» на Су-9 не достают по дальности). Опять летаем. Результаты те же. Больше никому не удалось обнаружить шар ни по прицелу, ни визуально.

События переместились в город Москва. Там было совещание. Присутствовало всё управление авиации ПВО, авиации армий, конструкторы наших самолётов, ракет, прицелов и таких же шаров. Из самых известных присутствовал Мясищев. На сцене висели схемы размером 3х2м полёта шара и полётов всех перехватчиков. Вёл конференцию маршал авиации, Дважды Герой Советского Союза Евгений Яковлевич Савицкий. Все выступающие
поднимались на сцену, представлялись и докладывали маршалу, а после этого рассказывали о своих действиях по шару. Если действия были
в чём-то неверными докладчик «получал» тут же, не отходя от кассы. Некоторые с испугу называли маршала генералом, а лётчика — пилотом. За что тоже сразу получали и входили в ступор, в пору было скорую вызывать. А один обозвал маршала авиации- Маршалом Советского Союза. Маршал орал: "Вы посмотрите на схему, где он летал, до аэродрома 700 км, раз 120 км на форсаже, второй раз опять 120 на форсаже, а потом упасть между Омском и Сургутом, да на хера нам такой ценой нужны эти шары. Вы лучше ответьте почему Ваши ракеты не сработали, когда прицел им работу разрешил, а это значит все что нужно экипаж сделал".

«Повеселил» всех один лётчик. Выходит, докладывает, потом говорит:
-"товарищ маршал я в Астрахани служу и этот шар никак не мог видеть"
- А зачем ты приехал? - Приказали ехать вот и приехал.

- Ну ладно, раз приехал, скажи, что ты можешь нам рассказать про шары.
- Товарищ маршал я три года тому назад сбил шар над Каспийским морем.

- Ну расскажи хоть об этом, не зря же ехал.

Он подробно рассказал, как на Су-9 разгонялся, набирал потолок, причём отметил, что не по инструкции. По инструкции - не набрал бы. Атака шара на высоте 20.000м была по закреплучу. Ракеты РС-2УС летели к цели по лучу прицела. Нужно было держать цель в прицеле до попадания в неё ракет и только потом выполнять отворот. (представьте себе шар размером с пятиэтажный дом поставленный на попа и человека несущегося на него со скоростью 2.000 км/час (550м/сек) держащего его в перекрестии и ждущего попадания ракет, чтобы отвернуть).
Савицкий только спросил "страшно было", капитан ответил "страшно товарищ маршал", "и как же ты увернулся"? - "впритирку товарищ маршал"

Потом начали обсуждать меры, которые необходимо предпринять, чтобы эти шары сбивать. Предлагалось 16 различных вариантов от подвески блоков с НУРСами, пушечных контейнеров до различных выпускаемых в полёте крюков и якорей, на что генерал Карих, командующий авиации Бакинского округа ПВО пошутил, что Ту-128 с якорем выше шара не залезет, ему лучше рога приделать, как у троллейбуса, чтобы он их нанизывал. За что был немедленно маршалом наказан, весьма своеобразно.

Для борьбы с шарами промышленники предложили уменьшить длину волны, которую принимает головка и тем самым вывести её из инфракрасной области спектра в белую. На том и порешили. Через два года были сделаны
специальные ракеты, которые были испытаны на полигоне нашими друзьями из 356 ап и в дальнейшем использовались только при работе по АДА. Первым кто их реально применил был капитан Масленников из 64 ап. Он уничтожил шар в районе Петропавловска в 1973году».

Другие рассказы автора на канале:

Юрий Николаевич Мамонтов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен