Советская орбитальная станция «Салют-7» стала известна всему миру под названием «Мертвая станция». Запущенная в апреле 1982 года и предназначенная для проведения научных исследований, станция должна была проработать в условиях невесомости пять лет, но через полгода после того, как последние космонавты вернулись на Землю, «Союз-7» в феврале 1985 года исчез с радаров.
Первая в открытом космосе
«Салют-7» в свое время был вершиной научно-технического прогресса в космосе. Это была последняя станция серии «Салют», выведенная на орбиту за 11 лет. Формально это была одномодульная станция с усиленными стыковочными узлами для приема автоматических транспортных кораблей снабжения, которые при надобности можно было использовать в качестве модулей.
Герметичный объем станции составил 82,5 метра кубических, длина станции составила 14,4 метра, солнечные панели имели в размахе 16,5 метра при общей площади в 60 метров квадратных. Пока станцию «Салют-7» эксплуатировали, на ней успели побывать более двух десятков космонавтов. Во время четвертой экспедиции летом 1984 года вторая в мире женщина-космонавт Светлана Савицкая стала первой женщиной, вышедшей в открытый космос.
Там вместе с Владимиром Джанибековым они резали, сваривали и паяли металлические пластины, а также наносили покрытия. За бортом космонавты находились 3,5 часа, за которые станция сделала два витка вокруг Земли. По окончании этой экспедиции «Салют-7» остался на орбите в полном одиночестве, а через полгода исчезла с радаров центра управления.
20-тонный «булыжник»
Позволить станции упасть было просто невозможно, тем более что в 1980 году у американцев произошла подобная ситуация. Их станция Skylab упала на Землю при похожих обстоятельствах. Зарубежные СМИ вовсю трубили о том, что с советской станцией вот-вот произойдет то же самое. К беспилотной станции в принципе пристыковаться довольно просто. Вся проблема заключалась в том, что никто не знал, где она находится, радиопередатчики-то молчали.
В члены экипажа спасательной миссии выбрали самых опытных из действующих космонавтов, которые могли провести стыковку вручную. На этих кандидатурах лично настоял Алексей Леонов. Владимиру Джанибекову и Виктору Савиных на корабле «Союз-Т» предстояло состыковаться с тем 20-тонным «булыжником», которым стал «Салют-7». Хотя, если честно, никто даже не догадывался, в каком она находилась состоянии на тот момент, можно ли ее восстановить или хотя бы управлять ее вынужденным падением.
«Мы начали усиленные тренировки. Оттачивалась техника пилотирования, чтобы достичь поистине ювелирной точности. Режим за режимом, стыковка за стыковкой. Инструкторы придумывали все новые и новые трудности, изобретали отказы различных приборов и систем, вводя различные угловые скорости вращения станции по всем осям», – вспоминал Виктор Савиных.
Под номером 13
К сложнейшему и непредсказуемому полету готовились всего три месяца. Но космонавты научились летать в новых условиях, по новой методике, с новыми приборами на специально разработанных тренажерах. Космический корабль «Союз-Т» облегчили, освободив место для большего объема горючего и продовольствия. А для того, чтобы космонавты могли сами отслеживать подход к станции, на иллюминатор установили лазерный дальномер и прибор ночного видения.
Самому аппарату присвоили несчастливое число 13, под которым корабль и стартовал 6 июня 1985 года. Сразу же после взлета возникла угроза пожара из-за того, что включился блок по выработке кислорода, а не очистки атмосферы. Эту ошибку, к слову, совершили еще на Земле. Прежде, чем давление выросло до критических значений, космонавты успели переключить блоки.
❗Участившиеся случаи ограничения каналов вынудили нас заняться поиском альтернативных площадок. Канал про Космос мы уже перенесли в приложение SFERA. А скоро в SFERA появится и сервис для статей. Скачать мобильное приложение SFERA:
Станцию «Салют-7», очень яркую (по воспоминаниям Джанибекова, ярче Юпитера) увидели в иллюминаторе 8 июня. По приближении оказалось, что стыковочный узел находится не с той стороны, с которой подлетел корабль. Станцию пришлось облететь вручную. К великому облегчению экипажа аппарат оказался герметичен, но была неисправна система ориентации солнечных батарей, так что «Салют-7» был полностью обесточен. Как следствие: температура -5°С, трубы разорвало замерзшей водой, все стены в толстом инее. Космонавты развернули станцию к Солнцу.
Оживление
10 июня состоялся первый телеэфир. Соединенные с солнечными батареями были подключены аккумуляторы станции. Так, «Салют-7» постепенно оживал. Через тринадцать дней корабль «Прогресс-24» привез запасы топлива, воды, оборудование. Второго августа Джанибеков и Савиных вышли в открытый космос и установили дополнительные солнечные батареи. Правда, на какой-то непродолжительный момент заело трос.
Всего на спасательную операцию врачи отвели Владимиру Джанибекову 100 дней. Но помимо основной миссии они вели наблюдения, экспериментировали, выращивали перец и хлопок. 18 сентября к «Союзу-7» причалил «Союз Т-14», на борту которого находились Александр Волков, Владимир Васютин, Георгий Гречко. Последний через несколько дней вернулся на Землю вместе с Джанибековым.
Закончилось все тем, что Савиных получил вторую звезду Героя, а Джанибеков стал генерал-майором авиации. Расследование случившегося показало, что «Салют-7» изначально имел несовершенную систему энергообеспечения, потому и потерял в какой-то момент связь.
Чтобы не потерять нас, подпишитесь на telegram-канал, который мы ведём для проекта SFERA. Срочные новости будут в закреплённых сообщениях.
❗️ Ставьте 👍 и подписывайтесь на наш канал!
Читайте также: