Мать ворчала, когда Валя собралась ехать на север со своим женихом. Да, он был ей ещё не муж, да и встречались они всего месяц. Глеба уволили, как и многих, завод закрыли. С другими предприятиями происходило то же самое. Митинги, забастовки, смены руководства, ничего хорошего не сулили.
Родители Вали жили в посёлке, но и до них докатилась волна увольнений. Отца уволили, мать работала в детском саду, но зарплаты задерживали. Задерживали и пенсии. С ними жила мать отца, старая бабушка Анна. Происходящего она уже не понимала, сыта, чиста и хорошо. Говорила она мало, ходила плохо, видела тоже не лучше, ни на что не жаловалась. Зимой и летом сидела возле печки. В разговоры не вмешивалась. Сын с невесткой считали, что она ещё и оглохла.
- Валя! Куда ты поедешь, там холод, зима десять месяцев в году. Одумайся. – Мать не могла остановиться. – Ты же его так мало знаешь. А вдруг он тебя бросит, выгонит. А вдруг у него там невеста есть. Он же красавец, наверняка есть та, которая ждёт его. У тебя же там ни родни ни нас не будет. Будешь сопли на кулак мотать.
Отец почти всегда молчал. А мать снова продолжала.
- Почему ты не слушаешь брата. У тебя и работа есть. Учить детей всегда надо, ты под сокращение не попадёшь.
- Педагоги везде нужны, даже в глухой деревне.
- Да кому ты нужна там. Горе мне с тобой. Головой думать надо, а вам бы только любовь.
- Нина. Отпусти девку. Всё мозги ей запудрила. Долго ещё будешь её возле своей юбки держать? Пусть едет! Ей уже 23 года. Хорошо всё будет.
Услышать бабу Анну никто не ожидал, а поэтому в доме после её слов наступила тишина. Слышно было только старые ходики из её маленькой комнаты, с которыми Анна не могла расстаться. Даже когда в комнате делали ремонт пять лет назад, то часы она доверила только снять, а потом под её присмотром повесить обратно. С тех пор там ничего не менялось. Часы ходили как новые.
- Так оттуда и не выехать. Вдруг ей и на похороны наши не попасть.
- Вам рано, а ко мне успеет. Иди, делом займись, печь уже остыла.
Мать Вали вышла, за ней ушел и отец. Пора было занести дрова.
- Так она всё слышит. – сказала Нина мужу.
- Выходит, что так. Вот же старая бестия. – сказал он про мать. – А мы такого могли при ней наболтать.
Когда хлопнула дверь, бабушка подозвала Валю и заставила снять часы.
- Вот тебе на свадьбу мой подарок.
- Часы?
- Дурёха. Часы я никому не отдам. Это память о твоём деде. Вот, держи. Никому не говори и не показывай. Будет трудно, продашь. Но я так и не воспользовалась. Было иногда невыносимо, но посмотрю, спрячу и дальше живу. Мне его мать свекрови отдала перед смертью.
Маленький, аккуратный мешочек появился в руках Вали. Там лежали пара серёжек и три кольца.
- Спасибо, бабуля.
- Убери. Сейчас мать придёт. И часы обратно повесь.
***
Валя и Глеб зарегистрировали свои отношения в загсе, и уехали уже мужем и женой. Свадьбы не было. Родители Вали приняли это как должное. А вот семья Глеба была недовольна. Он был младшим, свадьбы были у двух сестёр и брата. Всё хотели погулять и на их свадьбе, но застолья не состоялось.
- Зажали свадьбу.
- На застолье нет денег.
Недовольна была и свекровь.
- У вас всё не как у людей. Привёз городскую училку и радуешься. Только и знает, что пропадает в школе. Дети могут и в соседний посёлок бегать, как раньше. Нарожаете кучу детей, и сама учить будет. Смех один.
Валентине очень повезло. В маленьком северном посёлке нужен был учитель начальных классов на 15 учеников. Директор школы и учитель в одном лице. После трёх классов этой школы, дети учились в соседней деревне. Жильё молодой семье тоже выделили, небольшой дом рядом со школой. Это тоже не понравилось свекрови. Она рассчитывала, что сын будет жить с ней, помогать. Мужа у неё уже не было.
Глеб тоже без труда устроился в магазин грузчиком, а ещё сторожем и дворником в школу. Кто-то говорит, что работы нет, а он нашёл сразу две. На него косо смотрели. За такую зарплату туда работать никто не шёл. А он занял все свободные места. Со временем выяснилось, что мужики просто ленились. Для них лучше дома сидеть, на рыбалку и охоту поехать, чем деньги зарабатывать. Свои трофеи они продавали, а деньги успешно пропивали. Глебу тоже пытались продавать, но он и сам мог в выходной добыть семье "мамонта", в виде рыбы, дичи, а иногда и покрупнее.
Ровно через год после свадьбы они поехали в отпуск к родителям Вали. Всё ждали встречи. Дождалась и бабушка Анна. Её не стало на следующий день. Как сидела у печки тихо, так и умерла.
- Она же говорила, что успею. – плакала Валя.
Нина даже удивилась, что её дочь слезы льёт по бабке, ведь никогда между ними особой любви не было. А когда Валя попросила часы бабушки, то ещё больше удивила родителей. Часы уже не ходили, время остановилось. Запустить их ход так и не удалось.
- Зачем тебе этот лом? Мы тебе новые купим, будет подарок от нас.
- Нет. Я в ремонт сдам.
- А может там у бабки клад? – шепнул брат Вали на ухо матери.
- Чего ты городишь? Какой у нашей покойницы может быть клад. Пенсию приносили мне, она и денег в руках никогда не держала.
- А может не деньги, а золото. А часы сейчас эти дорогие, раритет. Отдайте их мне, я старший.
- Тебе бы только что продать, Николай. Валя первая попросила, ей и будут. А тебе в городскую квартиру они ни к чему.
- Ну хоть посмотрю. Вдруг там тайник.
- Валя, дай брату на часы посмотреть. Клад он желает найти. Ключ там лежит от большого сейфа с огромными деньгами. Где ты видел, что наша баба Аня была богата? Всё её богатство – часы. И они не золотые.
Колька внимательно разглядывал часы, каждый винтик, каждую шестерёнку. Только вот ничего ценного не находилось. Да и сами часы были не в лучшем состоянии. А в это время Валя радовалась и вспоминала свои драгоценности, которые лежали в её дамской сумочке на самом дне под подкладкой.
- Забирай. Мне барахло не нужно. – сказал брат.
- Дочка, а тебе они зачем? Их только выбросить. Вам лишний груз везти.
- Я их возьму.
- Ну как знаешь. Твоё дело.
Валя с мужем уехали. Отпуск подходил к концу. Часы Глеб отреставрировал, пришлось покопаться, но ходики снова пошли.
- Ну вот, всё готово.
- Глеб, я кажется беременна.
- Кажется или точно?
- Кажется точно. Ты рад?
- Конечно рад. Очень рад.
- Давай, если будет девочка, то назовём её Аней.
- Конечно. Как скажешь, а мальчику я имя придумаю. Анна Глебовна, Юрий Глебович. Звучит?
- Звучит. Хорошо звучит. Только кто будет первым?
- Всё равно.
***
Первой была Анечка, потом через два года Юрочка. Иногда было очень трудно, не хватало сил, денег, нервов. Валя смотрела на старые часы. Ходики шли, отмеряли время. Драгоценности бабушки придавали сил. Иногда она была уже рада их продать, но всё менялось в лучшую сторону: давали премию, или просто всё налаживалось.
***
В местную больницу прислали нового фельдшера. Свекровь заболела и стала часто ходить к ней. Молодая медичка ей понравилась.
- Поторопился ты, Глебушка. Посмотри какая девка хорошая, а ты привёз не пойми что. Вези обратно её.
- Мама, у меня двое детей.
- Эка невидаль дети. Будут ещё. Ольга молодая и профессия у неё хорошая.
На свой юбилей мать Глеба пригласила и Ольгу. Что она ей обещала неизвестно. Но только весь вечер Ольга не сводила глаз с Глеба, а мать всё подливала сыну настойку.
Идти домой было недалеко, но Глеб еле стоял на ногах. Валя хотела даже остаться с ним.
- Зачем тебе здесь находиться. Иди домой, дети спать хотят. Выспится и придёт сам. Иди, кому я сказала!
Все разошлись, из гостей осталась только медичка, да Валя с детьми и мужем.
- Сейчас мы уйдём.
Валя, вопреки свекрови, стала помогать мужу. Мать мешалась под ногами, ругалась, но ничего сделать не могла.
- За детьми сейчас вернусь. Можно их одевать. – Валя хлопнула дверью.
Через десять минут она тихо открыла дверь. Свекровь с Ольгой пили на кухне чай, но сразу замолчали. Дети играли. Валя быстро их одела и ушла.
Наутро Глебу было очень плохо. Приходила мать.
- Надо медичку вызвать.
- Мама, уйди. Что за настойка у тебя была?
- Обычная настойка из магазина.
- Нет. Что-то было не то. Мне так плохо никогда не было. Уйди. Хорошо, что выходной. Отлежусь.
Дверь за матерью захлопнулась. Валя молчала. Глебу было плохо ещё и от её молчания.
- Я знаю, чего хочет твоя мать. – сказала она только на следующий день. – Я слышала сегодня разговор Гели и Марии. Я тут не к месту, мне лучше уехать. Дети будут со мной.
- Валечка. Ты о чём, у меня и так голова ещё болит. Я вообще не понимаю ничего.
- Я про Ольгу.
- Ольгу? А она тут при чём? А... мама. Понял.
- Я уезжаю.
- Валечка, так нельзя. Я тут ни при чём.
- Я здесь жить больше не буду.
Глеб еле уговорил её остаться. С матерью был серьёзный разговор, после которого она даже не приходила к ним. А Ольга оказалась беременна. Живот рос, начались сплетни про отца ребёнка.
Валя снова начала волноваться. А вдруг! А тут ещё и свекровь начала что-то шептать Глебу. Валя снова решила уехать.
- Валя. Не было ничего, и быть не могло. Срок посчитай, у нас же двое детей, тебе ли не знать. Если ты уедешь, то и я тоже. Я с вами.
Семья уезжала в неизвестность с двумя маленькими детьми. Свекровь плакала, расставаясь с сыном. За день до их отъезда в деревне появился отец ребёнка Ольги. Они были в ссоре. Всё встало на свои места.
Мать Глеба просила прощения, но они не остались.
- Всё. Решение не меняем.
- Да вы же не сможете. Вернётесь, прибежите ко мне жить.
- Нет.
***
Начинали на новом месте трудно. Знакомств нет, родни нет, дети маленькие. Валя часто плакала. Она была готова продать золото бабушки. Сидя перед зеркалом она решила примерить сережки, потом колечки. Тёмно-красный камень притягивал взгляд. Было жалко терять такую красоту. Она хотела все спрятать обратно, но не успела, вернулся Глеб.
- Валечка. Я пришёл. Мне выдали первую зарплату. А это у тебя что? Ты ограбила ювелирный магазин?
- Нет. Я тебе не говорила, бабушка велела молчать. Она отдала мне это перед свадьбой. Нам нужны деньги, мы можем все это продать.
- Ну нет. Ты посмотри какая ты красавица. Это подарок, нельзя его продавать. Всё будет хорошо. Я тебе тоже подарю золото, но позже. А от этого даже не думай избавиться. И почему ты его прячешь? Серьги тебе очень идут. Твои маленькие я уже не замечаю, а эти просто шедевр. Не снимай их. У нас теперь есть деньги.
***
Все наладилось. Валя устроилась в школу. Нашлось хорошее жильё. Со временем они купили квартиру. Дети учатся в институтах. Родители Вали часто приезжают к ним. Свекровь очень редко. Ходики идут.