Когда я впервые увидела этот набор в музее Фаберже, то первой мыслью было «Какие же красивые подстаканники!». А вот что это за «ваза» понять не могла? На самовар не похожа, на супницу тоже, да и при чем здесь тогда стаканы в подстаканниках?
Пришлось искать информацию, и теперь могу рассказать вам, что это такое, как это использовать и кто мастер этого чуда.
Это набор для пунша работы московского таланта Антипа Ивановича Кузьмичева. Мастер создал его для фирмы Tiffany&Co. Изделия русской фирмы пользовались огромной популярность не только в России, но и заграницей. В музее Фаберже очень мало представлено его работ и этот один из самых ярких. Вы можете его увидеть в Голубой гостиной.
Набор мало того, что невероятно красив, так еще и выполняет развлекательную-образовательную функцию – на каждом предмете есть русские поговорки:
«Загорелася душа до винного ковша»,
«Доброе братство, лучше богатства»,
«Хорош тот, кто поит да кормит, да и тот не плох, кто хлеб-соль помнит»,
«Пить пей свое дело разумей» и т.д.
Кроме поговорок есть и клеймо мастера «Кузмичёвь. Made for Tiffany&Co».
На поднятом подносе, с кружевными рушниками видим братину для пунша, на сказочных птицах.
По её периметру, выставлены подстаканники с гравированными под горный хрусталь стаканами. И всё это из золоченого серебра, разноцветных эмалей и стекла.
Набор выполнен с эффектом «тромплейя» - это обман зрения. Здесь кажется, что на подносе как будто лежат льняные салфетки. Обратите внимание, как они выполнены! Каким же мастерством надо было обладать, чтобы создать такую красоту.
Серебряные «полотенца» выполнены в имитационной технике – листы серебра припаяны к подносу.
Русским эмалевым шедеврам практически нет конкуренции в мире. До революции 1917 года в нашей стране существовали школы при фабриках Овчинникова, Сазикова (когда попадете в музей Фаберже вы часто будете видеть эти имена), были школы Строгановского училища технического рисования. Эти школы и мастеров серебряников и эмальеров.
Были среди мастеров эмальеры и из-за границы. У Овчинникова (его шедевры тоже представлены в музее Фаберже) - мастер Диллендорф, у Сазикова - Федор Рюкерт. Ниже статья об Овчинникове, уникальном человеке.
Что такое пунш и почему для него нужна специальная посуда?
Слово «пунш» происходит от английского «рunch», англичане привезли секрет этого напитка с Ямайки в 1655 году, после того как она отошла им от испанцев. С хинди «paantsch» означает «5», то есть напиток изготавливали из 5 компонентов: рома, сахар, лимонный сок, горячая вода и чай.
Английский пунш мог содержать помимо этого еще яйца, апельсин, ананас. Неизменным является только фруктовый сок. Уже потом придумали «огненный пунш» - пламя над напитком.
А теперь о посуде, в которой подают этот самый пунш.
Дело в том, что на стол его подают при температуре +65С (подогревать выше 80С не рекомендуется) в специальной чашке для пунша, к которой полагается специальная разливная ложка. Это и есть та самая чаша, назначение которой я не поняла, когда увидела этот набор в музее Фаберже.
А вот о мастере я нашла совсем немного информации.
Антип Кузьмичев владел фабрикой золотых и серебряных изделий, основал он свою фирму в 1856 году. Он производил церковные и серебряные изделия в неорусском стиле, который славился по всему миру.
Кузьмичева называют пионером русских эмалей в Америке, его изделий сегодня осталось очень мало. Известно, что фабрика Кузьмичева имела выставочные награды 1885 года и огромный успех на выставке в Чикаго в 1893 году. Закрылась его фабрика по понятным причинам в 1917 году.
Фабрика Кузьмичева поставляла предметы роскоши на американский рынок, сотрудничая с легендарной фирмой Тиффани, в том числе и этот прибор для пунша.
Фото из музея мои.