Крепостной мальчишка из деревни стал известнейшим ювелиром России! Как такое возможно?
Как крепостной получил образование? Как стал успешным предпринимателем?
Я начала искать информацию об этом уникальном и, безусловно, талантливом русском мастере. Его имя - Павел Акимович Овчинников.
Он родился в 1830 году в семье крепостных крестьян Подольского уезда, принадлежащего министру императорского двора и уделов князю Петру Михайловичу Волконскому, в усадьбе Суханово.
Именно П.М. Волконский обнаружил способности мальчика к рисованию, и отправил его на обучение в Москву. Павлу на тот момент было всего 8 лет.
Старший брат Павла уже давно получил вольную и жил в столице, и именно в его мастерскую и попадает на обучение Павел, в мастерскую золотых и серебряных изделий. Шесть лет он был в подмастерьях у брата.
В 20 лет Павел женится. Приданное невесты Марфы Ивановны составило 1000 рублей, что по тем временам было неплохим капиталом. Новоиспеченный муж, 20 лет от роду, решает начать своё дело, вложив в него все деньги жены. Рискованно? Очень!
Свою собственную мастерскую он открыл в 1851 году. Брат Павла к этому времени уже не мог управлять своей мастерской (проблемы со здоровьем) и он передает её младшему брату.
Вот так началась карьера легендарного эмальера Павла Овчинникова.
Талант, упорство, умение рисковать...
Мировой успех к нему пришел не сразу, только в 1865 году на выставке в Москве он показывает свои изделия и сразу же привлекает внимание знатоков. На той выставке он продемонстрировал церковную утварь, выполненную по рисункам академика И.Борникова.
Надо отдать должное умению Павла Овчинникова, как организатору и предпринимателю. Он привлекал к работе известных художников, скульпторов, рисовальщиков того времени, таких как А.Жуковский, Е. Лансере, Г. Гартман.
Его фирма развивалась стремительно, также стремительно росли и доходы Овчинникова, так в 1853 году, через 2 года после открытия мастерской годовой оборот составлял 250 тысяч рублей, то уже через год это было 1,5 миллиона! В 1855 году численность рабочих, работавших в фирме Овчинникова, составляла 600 человек.
Он единолично управлял своей фирмой, то есть, это был не только талантливый мастер «серебряных дел», но и предприниматель высшего уровня.
В 1865 году он был удостоен звания придворного поставщика цесаревича Александра, будущего императора Александра III.
В 1872 году его мастерской присвоили звание поставщика двора Его Императорского Величества, а еще через 6 лет поставщика двора Великого князя Михаила Николаевича.
Он был известен не только в России, Овчинников являлся также поставщиком Его Величества короля Италии.
... Овчинников известнее всей России, и эта известность приобретена им самим.
Павел Акимович активно занимался рекламой своих изделий, как в России, так и за рубежом. Вскоре, иностранцы, приезжая в Россию, считали обязательным увезти с собой что-нибудь из его изделий.
Его «коньком» была эмаль. Он не боялся экспериментировать с техникой нанесения эмали, со стилем.
На фабрике Овчинникова была восстановлена, казалось уже давно утраченная техника перегородчатой эмали.
Его главным направлением были русские национальные мотивы!
Он изготавливал сервизы, ковши, вазы, подносы….. Но особое внимание он уделял церковной утвари.
Сейчас можно увидеть его творения в соборе Спаса-на-Крови и в храме Христа Спасителя в Москве. Очень много его изделий представлено в музее Фаберже.
А вот теперь о самом главном!
Павел Овчинников, сам из крепостных, знал о проблемах тех, кто пытался получить знания, стать мастером. Его фабрика была примером умного и толкового организатора дела. Судите сами.
Из статьи Н.М. Королькова "О мерах для улучшения быта рабочих на фабриках", 1885 год.
На тот момент фабрика серебряных и золотых изделий П.А. Овчинникова существует с 1852 года. Рабочих 310 человек, из них 180 человек взрослых, остальные 130 человек несовершенные (ученики). Успех фабрики - это люди, и этому Овчинников уделяет свое внимание.
Как выглядели мастерские?
Мастерские, по своему виду, напоминают комнаты частных квартир: чистота, просторное размещение, большое количество света, растения на окнах, - все это производит на посетителя самое приятное впечатление.
Мастерские хорошо вентилируются; в некоторых из них высота комнат доходит до 2 сажень.
Заработная плата.
С каждым мастеровым заключалось письменное соглашение на определенный срок, выдавалась расчетная книжка. Есть надбавка к заработной плате, социальная защищенность для пенсионеров.
Прибавка к жалованью за выслугу лет и пенсий.
Мастеровой, добросовестно работавший на фабрике 10 лет, получает, сверх установленной платы, надбавку в размере 10%; проработавший 15 лет – надбавку в 15%; за 20 лет – 20% и т.д.
Для престарелых, вовсе потерявших способность работать, по правилам, составленным хозяином, упомянутое вознаграждение превращается в пенсию.
Имена мастеровых, заслуживших надбавку к жалованью или пенсию, записываются на мраморную доску, вывешенную открыто на фабрике.
Всех мастеровых, пользующихся надбавкой в настоящее время с 1882 года 30 человек, из них трое получают 25%, пятеро – 20%, остальные 22 человека – по 10% или по 15%.
Для рабочих фабрики была построена больница, бесплатная!
Приемный покой и больница.
Взрослые мастеровые пользуются советом докторов и лекарствами. Собственно больница устроена для живущих на фабрике учеников; она снабжена необходимым бельем и мебелью; посещается двумя врачами; для ухода за больными нанята особая сиделка – няня.
При больнице есть аптека. При упорных эпидемических болезнях ученики переводятся в общественные больницы; но такие случаи редки, так как хороший уход и своевременная помощь скоро пресекают развитие недуга.
В продолжении пятилетнего существования больницы было только 7 смертельных случаев, - из них двое умерли от заносного тифа, а двое – от чахотки, которая впрочем, оказалась наследственной. Таким образом, при 130 учениках эти семь случаев составляют 1,1 %, в то же время как общая смертность по Московской губернии равна 4,37%.
Жильё.
Взрослые рабочие живут на вольнонаемных квартирах, а вот юные ученики при фабриках.
Сам, пройдя через это, Овчинников понимал все трудности жизни рабочих, практически еще детей. Что он для них делает?
На фабрику принимали учеников не младше 12 лет и желательно грамотных.
К главному фабричному корпусу пристроено отдельное, двух этажное здание. С фабрикой оно соединяется теплым коридором, вдоль стен которого поставлены шкафы для хранения платья.
Весь верхний этаж здания отведен под спальню для учеников; каждый из них имеет особую железную кровать, снабженную матрасом, одеялом, подушкой и необходимым бельем; на одном конце спальни находятся умывальники.
В нижнем этаже пристройки помещены: кухня, столовая для учеников (эта же комната служит и классом для рисования), класс для преподавания общеобразовательных предметов, класс для занятий скульптурой и больница.
При фабрике для учеников есть довольно большой плац, сад, карусели, исполинские шаги, кегли и гимнастика.
Первый год испытательный, после успешного обучения с родителями ученика директор фабрики заключал соглашение на 5 – 6 лет. Ученик пользуется:
помещением, пищей, обувью, баней и стиркой белья – от хозяина фабрики; лицо, которое отдало в учение мальчика, обязывается одежду доставлять от себя.
Учебные занятия продолжаются круглый год, без перерыва.
Все ученики разделяются, для классных занятий, на группы по 15-20 человек; такие группы занимаются, по мере возможности, по 2 – 3 часа в день; утром с 9 – 12 ч. или после обеда с 1 – 4 часов.
При школе есть довольно обширная библиотека, составленная из книг преимущественно религиозно-нравственного содержания.
У учеников есть наставник:
Хозяин фабрики заботится не только о технической подготовке учеников, но и о воспитании последних. Нанят особый воспитатель, под надзором которого ученики находятся в праздничное и нерабочее время; он следит, чтобы ученики содержали в чистоте свою одежду и белье, чтобы кровати в течении дня были прибраны.
За проступки ученики подвергаются оставлению без чая, лишению кушанья за обедом, выставке во время последнего на видном месте, оставлению без наград, без отпуска к родным, - таким взысканиям, без которых не обходится ни одно образовательное заведение.
Телесными наказаниями или побоями учеников ни в каком случае не подвергают.
В хорошую погоду в праздничные дни ученики, под присмотром воспитателя, ходят гулять по городу, а летом – и за город.
В отпуск к родным ученики ходят довольно редко.
Чтобы по возможности оградить от всякого внешнего вредного влияния, ученики отпускаются домой только в большие праздники и не иначе, как по билетам, выдаваемым из конторы;
в билете обозначается время выдачи последнего; от родителей же и родственников ученика требуется помечать на билете, что ученик действительно был у них, и что в известный час он пошел обратно на фабрику.
Ученики освобождаются от всякого рода черных работ, для исполнения которых есть особые работники.
Пища учеников состоит из обеда и ужина (каждый из 3-х блюд); два раза в день их поят чаем. В столовую и обратно ученики идут в порядке, попарно; перед принятием пищи и после того они поют молитву. Каждому ученику ставится отдельный прибор.
В школе при фабрике, кроме специальных предметов по мастерству есть и общеобразовательные:
Общеобразовательные предметы следующие: Закон Божий, русский язык, арифметика, пение и гимнастика; ученикам даются также некоторые сведения по геометрии и географии. Размер преподавания обусловливается возможностью получить свидетельство по отбытию воинской повинности 4 разряда.
Специальные предметы школы – черчение, рисование, скульптура (лепка из глины и воска) и каллиграфия.
Обучение рисованию имеет строго-технический характер, принаравненный к изготовлению вещей из серебра и золота.
Овчинников превратил специальность ювелира в уважаемую и престижную!
Прежний рваный, грязный, нечесанный и в опорках мастеровой, теперь одевается чисто, а в праздничные дни – даже франтово, хотя жалование он получает теперь почти тоже, что и прежде.
Значительную часть свободного времени нынешний мастеровой проводит за чтением, привлекая к этому и неграмотных слушателей, у которых, таким образом, время идет незаметно.
Случается, что нынешний мастеровой ходит по праздникам в театр, находя в этом для себя развлечение; есть даже такие, что любят оперу.
В тоже время пьянство между мастеровыми этого цеха быстро уменьшается, и не только вследствии смерти или оставления работы такими мастеровыми, но и от их исправления под влиянием хороших примеров.
В прежнее время даже беднейшие городские жители неохотно отдавали своих детей в учинье серебряному делу, - учеников приходилось набирать из деревень.
Теперь поступает много учеников из хороших городских семейств; при этом, нередко, родители усиленно добиваются, чтобы их сына взяли в учение, говоря в объяснение настойчивости своей просьбы: «у вас и жалованье хорошее, и из бывших учеников выходят трезвые люди".
Овчинников во время выставок обязательно указывал имена лучших мастеров, чтобы о них знали, а не только своё имя.
Помимо заботы о своих рабочих, Павел Акимович Овчинников занимался и благотворительностью.
Он являлся агентом попечительства о бедных в Москве. Денежные или вещественные пожертвования в 1868, 1869, 1870, 1871 годах – 9400 рублей Человеколюбивому обществу (Санкт-Петербург).
А это пожертвования и дары Овчинникова церквям и храмам:
Местный образ Св. Ап. Петра и Павла в серебряной вызолоченной ризе с эмальными украшениями в венцах и полях работы Овчинникова; размер иконы 1 арш. 12 вершк., ширина 15 вершк.; пожертвован Мануфактур Советником П.А. Овчинниковым в 1867 г….
… В ризнице же храма … в числе священнослужебных сосудов замечательны пожертвования Павла Акимовича Овчинникова…
… уместно воспомянить и о почивших благотворителях церкви Воскресения Христова, из коих особенно достойны благодарной памяти следующие: … Мануфактур Советник Павел Акимович Овчинников.
Ему обязана Воскресенско Гончарная Церковь устройством прекрасного хора из мастеров и учеников его известной фабрики золотых и серебряных изделий. Хор этот состоит из 40 человек, поет постоянно с 1874 года только в своей приходской церкви…
Так усердием прихожанина Павла Акимовича Овчинникова сформирован постоянный хор певчих из числа его мастеров, уже более 20 лет услаждающий нас своим пением…
Им же заведена ежемесячная раздача в церкви приходским бедным пособий, продолжающаяся в течении 10 лет – до его кончины…
Дело Павла Овчинникова продолжили сыновья, всего их у него было пятеро: Михаил, Василий, Александр, Павел, Николай.
Павел Акимович прожил недолгую жизнь, всего 57 лет. Талантливый, целеустремленный, благородный! «Аристократ российской эмали», так его называли, сына крепостного крестьянина.
Его фирма прекратила своё существование в 1917 году…
Кто из Овчинников остался в России после Революции?
Я нашла информацию только о его правнуке – Алексее Адриановиче Овчинникове, профессоре, докторе медицинских наук, писателе.
Его дед Алексей Михайлович был внуком Павла Акимовича. От всего наследия у Алексея остались только два обручальных кольца деда и бабки с выгравированными на них именами.
Дед Алексея Алексей Михайлович окончил Императорское техническое училище, из ювелирного дела ушел. Его в 1918 году арестовали, он умер в «Крестах».
Кто из Овчинниковых, оставшихся в живых, продолжил дело своего предка, я не знаю – не нашла информацию.
Дела, которое славило Россию, больше нет. Сейчас мы можем любоваться только тем, что осталось.
Очень хорошая коллекция его изделий собрана в музее Фабереже в Петербурге.
Это история крепостного мальчика, который был талантлив, умен, который любил своё дело. Князь Петр Михайлович Волконский разглядел его талант и дал ему шанс, а вот всё остальное Овчинников сделал сам!
Он стал знаменитым мастером, изделиями которого мы восхищаемся до сих пор.
#культура #искусство #санкт петербург #императорская россия #наука #красота
Фотографии из музея Фаберже мои, остальные из интернета