Приветствую Вас, друзья мои! Продолжаем нашу самостоятельную экскурсию по Русскому музею в Михайловском дворце в Санкт-Петербурге! В прошлый раз мы с Вами остановились в седьмом зале на втором этаже дворца с большой скульптурной композицией «Анна Иоанновна с арапчонком». Если не читали – можете прочитать по этой активной ссылке. Теперь мы проследуем дальше, а поскольку мы идем не с первого зала, а наоборот – в порядке убывания номеров, то следующий зал, насколько я понимаю в арифметике, будет шестой.
Живопись, мозаика и скульптура
Этот зал, как и предыдущие, изобилует портретами известных личностей XVIII века. Самый большой такой портрет, на который сразу обращаешь внимание, – это портрет императора Петра III, выполненный художником Алексеем Петровичем Антроповым – русским живописцем, представителем елизаветинского барокко, одним из первых в стране художников, начавших писать светские портреты. А портрет самого художника с сыном перед портретом жены мы видели в восьмом зале.
Здесь есть еще несколько портретов, написанных еще раньше традиционно маслом на холсте, мне удалось запечатлеть несколько таких, на которые я обратил внимание. Это автопортрет художника Андрея Матвеева с его женой 1729 года и парочка портретов, выполненных Иваном Никитичем Никитиным в 20-е годы XVIII века: «Портрет Петра I» и «Портрет барона С.Г. Строганова».
Кроме традиционных картин, выполненных масляными красками на холсте, здесь имеется и ряд произведений, выполненных в технике мозаики, которые сразу и не отличишь от обычных масляных картин на холсте. Большая часть таких произведений выполнена мастерами мозаики на Усть-Рудицкой фабрике М.В. Ломоносова в 50-е – 60-е годы XVIII века. Это «Портрет Елизаветы Петровны», «Портрет Петра I», «Портрет Екатерины II», «Портрет Великого князя Петра Федоровича» и «Голова старика». Последние два выполнены мастером Матвеем Васильевым.
Кроме живописных и мозаичных портретов здесь еще имеется мраморный «Портрет А.Д. Меншикова. Это копия работы Джованни или Ивана Петровича Витали, сделанная им в 1849 году с оригинала работы Бартоломео Карло Растрелли.
От XVIII-го к веку XVII-му
В следующем зале первое, на что обращаешь внимание – это еще одно произведение все того же скульптора Бартоломео Карло Растрелли, но отлитое в чугуне гораздо позже его смерти в 1810 году. Это бюст Петра Первого.
Напротив этого памятника Петру I есть еще один памятник ему же, весьма необычный, он находится под стеклянным колпаком. Эта скульптура, выполненная из дерева неизвестным скульптором в начале XVIII века.
А на стенах этого зала развешены картины, принадлежащие к так называемой «Преображенской серии». Эти картины, написанные неизвестным художником в конце XVII века, по-видимому, одним и тем же, находились в подмосковном селе Преображенском в Ново-Преображенском (Нагорном) дворце молодого царя Петра Алексеевича. Они написаны в переходном стиле от канонического иконописного к светскому портрету. Это картины: «Портрет «патриарха» Милака», «Портрет Алексея Никифоровича Ленина с калмыком» или по-другому «Картина Алексея Ленина с хлопцом», а также «Портрет Якова Федоровича Тургенева».
Древнерусское искусство
Теперь мы переходим в следующий зал. Следующие четыре зала – с четвертого до первого, будут посвящены древнерусскому искусству, а чем представлено древнерусское искусство – конечно, иконами. В первом, на нашем пути, зале, который под номером четыре, представлены самые поздние в этом музее иконы Новгородской школы XVI века. Вот, например, «Покров Богоматери» и «Усекновение главы Святого Иоанна Предтечи, с житием».
А еще в этом зале со стенами красного цвета мое внимание привлек потолок, красиво расписанный золотом и фресками, в центре которого висит большая красивая люстра. А посередине зала под стеклянным колпаком находятся старинные иконы меньшего размера.
В следующем зале установлены более древние иконы XV века. Насколько я понимаю, самыми ценными из них, да и самыми впечатляющими, являются иконы великого русского иконописца Андрея Рублева, написанные около 1408 года. Это «Апостол Петр» и «Апостол Павел».
Стены в этом зале светло-бежевые, а потолок примерно такой же, как и в предыдущем, вот так живописно расписан.
Переходим в следующий зал, здесь снова новгородские иконы, но уже XV века. В центре большой стены расположены «Царские врата с изображением Благовещения и Святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста». По бокам от них «Апостол Петр» и «Архангел Гавриил».
Еще в этом зале имеются такие образцы новгородского иконотворчества, как триптих «Иаков Иерусалимский, Николай Чудотворец и Игнатий Богоносец», а также икона «Богоматерь Умиление».
И здесь я тоже обратил внимание на потолок, он здесь украшен вот такими барельефами.
Посмотрев на очередное произведение искусства на потолке, переходим в самый первый зал второго этажа, для нас он на этой экскурсии – последний. В этом зале находятся самые древние иконы и фрески. Вот, например, фрагмент фрески из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве «Пророк Самуил», датируемой 1112 годом.
А еще такие иконы, как «Деисус», что в переводе с греческого означает моление, прошение. Эта икона датируется первой половиной XIV века и происходит из церкви Николы «от Кож» в Пскове. А еще икона XIV века «Святые князья Борис и Глеб», точное время и место возникновения этой иконы неизвестны. На иконе изображены сыновья крестителя Руси великого князя Владимира Святославича – святые мученики Борис и Глеб, вероломно убитые в 1015 году братом Святополком.
И снова парадная лестница
Осмотрев древнерусское искусство, мы вновь выходим на парадную лестницу, по которой поднимались на второй этаж. Даже и не знаю, что больше меня впечатляет, проходя и осматривая эту лестницу и все, что вокруг нее: античные статуи вокруг всей лестницы на втором этаже, белоснежные колонны, бюсты, в том числе бюст Петра I, световой фонарь над лестницей или сама парадная лестница, по которой мы теперь будем спускаться, чтобы продолжить осмотр экспозиции музея уже на первом этаже.
Ну а продолжим мы уже в следующий раз!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!