Найти тему

День в истории. Карл Маркс

1963 год. Караулка на железной дороги близ города Братска

5 мая 1818 года родился Карл Маркс (1818—1883).
Под портретами Маркса проходили очень многие революции.
Прежде всего, конечно, русская революция:

-2

13 апреля 1932. Фотограф Джеймс Эббе (США, 1883—1973)

-3

Юрий Гагарин на могиле Карла Маркса. Лондон, 1961

Первый космонавт планеты пришёл почтить память основателя марксизма. Сразу вспоминается, что будущий последний Генсек правящей компартии Советского Союза за свой почти недельный визит в Лондон спустя 23 года, в 1984 году, не нашёл для этого времени. Может быть, поэтому он (Генсек) и оказался последним?..

-4

Фидель Кастро во время встречи в Кремле с Никитой Хрущёвым курит сигару. А на руке у него — двое часов... :) 1963

-5

Л.И. Брежнев и его товарищи на просмотре новинок мирового и отечественного кинематографа. Москва, 1975

Китайская, вьетнамская революции 1940-х, революции в Восточной Европе...

Фото из современного Китая:

-6

«Революция гвоздик» в Португалии 1974 года:

-7

Фото из Непала после маоистской революции 2008 года:

-8

Демонстрация в Бангладеш, май 2019 года:

-9

Демонстрация в Лондоне 1 Мая 2019 года:

-10

Переворот на Шри Ланке в 2022 году:

-11

В общем...

-12

А душой теории Маркса, вероятно, следует считать идею неотчуждённого труда. То есть, говоря по-простому, свободного труда. Поэтому, надо полагать, первая русская марксистская группа так и называлась — «Освобождение труда».
Как ни странно, но далеко не все левые и даже не все считающие себя марксистами это понимают. И ищут главное зерно марксизма в чём-то ином. Ну, так стоит тогда напомнить...
В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» Маркс писал: «В чём же заключается отчуждение труда? Во-первых, в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своём труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это — принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчуждённость труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы. Внешний труд, труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание. И, наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому...
В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций — при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае ещё расположась у себя в жилище, украшая себя и т.д., — а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному? Правда, еда, питьё, половой акт и т.д. тоже суть подлинно человеческие функции. Но в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели, они носят животный характер».