Найти тему
The Gem blog

Символы веры в Европе. Камни в христианстве. Двенадцать камней града небесного

Оглавление

Древнегреческие традиции использования камней были унаследованы римлянами, быстро распространившими их по всей Европе вместе с расширением границ своей империи. Эти знания попали в Африку, где были усвоены арабскими народами, которые, в свою очередь, принесли их на север, завоевав Испанию. На Пиренейском полуострове эти традиции восприняли как иудеи, так и христиане. В дальнейшем традиции применения камней в лечебных и магических целях распространились на север Европы, став в Средневековье основой алхимии.

Миниатюра рассказывает о том, какими благотворными свойствами будет обладать найденный драгоценный камень в зависимости от астрологических знаков, сопровождающих находку
Миниатюра рассказывает о том, какими благотворными свойствами будет обладать найденный драгоценный камень в зависимости от астрологических знаков, сопровождающих находку

Одним из первых арабских текстов о камнях и кристаллах, основанных на древнегреческой традиции, стал трактат "Польза от камней", написанный Утаридом в IX веке. Это произведение рассказывает, прежде всего, об использовании в арабском мире камней в медицинских целях. Так, алмаз считался царем камней, "способным не только излечить все тело, но и исцелить дух". Изумруд почитали как чудодейственное средство от змеиных укусов и верили, что змеи слепнут, увидев этот камень. Кроме того, изумрудом лечили целый ряд болезней: от эпилепсии до желудочных колик и офтальмии. Рубин, по поверьям, укреплял сердце, защищал от чумы и молний, а также утолял жажду, если его положить под язык. Бирюзу использовали против яда скорпиона, а с помощью жада прогоняли ночные кошмары. Агат наделялся различными свойствами в зависимости от его цвета: белый агат лечил зубную боль, кроваво-красный с белыми полосами - останавливал кровотечение.

Символы веры в Европе

В первые века существования христианства каждому ювелирному камню приписывались определенные духовные свойства. Христиане, подобно римлянам и мусульманам, проявляли интерес к камням и кристаллам, вместе с тем возвеличив камни, окутав их завесой таинственности и наделив духовными и религиозными свойствами. Изумруд, благодаря своему зелёному цвету, стал символом природы, зелени полей, непорочности и всего, что растет. Непрозрачная и твердая яшма олицетворяла неизменность веры; аквамарин, камень цвета воды, - Священное Писание и теологические доктрины, данные людям Спасителем; золотистый или зеленый хризолит - осторожность, мудрость и покаяние. Алмаз символизировал неприступную мощь христианской души; белый оникс - невинность, целомудрие, нерушимую истину и искренность. Золотисто-желтый топаз считался воплощением мудрости, нравственной чистоты, добрых дел, христианских чаяний и непобедимости в бою. Из мистических свойств камней происходят их целебные свойства, которые раньше объяснялись магией, а затем приобрели религиозный смысл, оставаясь неизменными по своей сути.

Символизм камней в христианстве

Легенда о Граде Небесном Иерусалиме и наперснике Аарона заложила фундамент символики ювелирных камней в христианской религии.

В катакомбах было множество ювелирных камней с вырезанными на них символами Агнца и рыбы. Чаши и прочие предметы культа стали украшать драгоценными камнями, причем делалось это не ради украшательства, а из-за их символического значения.

Крестильная купель делалась из мрамора, оникса или алебастра, так же, как и алтарный камень. С течением времени, культ камней развивался, и в Средние века оформился в так называемые лапидарии, научные работы, посвященные эзотерическим, целебным и защитным свойствам камней в привязке к астрономии и астрологии.

Символ рыбы, подобный запечатленному на этой фреске в катакомбах Присциллы (Рим), изображался первыми христианами и на ювелирных камнях
Символ рыбы, подобный запечатленному на этой фреске в катакомбах Присциллы (Рим), изображался первыми христианами и на ювелирных камнях

Ритуал Очищения

Считалось, что сила камней со временем может ослабевать и даже исчезнуть, поэтому камни полагалось "подзаряжать" посредством церемонии их благословения, во время которой читалась следующая молитва, происхождение которой неизвестно: "Если из-за грехов наших камни утратили свою силу, данную им Господом при Сотворении мира, да восстановят они ее. Все живое несет на себе отпечаток первородного греха: и камни драгоценные, созданные для человека, чтобы тот познал и использовал их, и травы, и другие вещи. Из-за первородного греха многие драгоценные камни утратили силу свою". Как человек искупает свою вину крещением и исповедью и может вернуться к своему исходному состоянию через освещение, так и драгоценные камни могут восстанавливать свою изначальную силу.

Для этого предлагалось сделать следующее: "Положите камни на кусок чистого льняного полотна и поместите их на алтарь, чтобы священник отслужил над ними три обедни. После этого прочтите молитву: "Да пребудет Господь с тобой и духом твоим. Помолимся. Отец всемогущий, явивший силу твою в Илие; пославший нам слугу твоего Моисея освятить одеяния церковные с двенадцатью камнями драгоценными; показавший Иоанну небесный град Иерусалим, построенные на века из камней, те же силы означающих, имеющий силу воскресить из камней детей Авраамовых, к тебе взываем. Тебя, избравшего вечным обиталищем силы твоей один из этих камней, просим благословить и освятить их священным именем твоим, чтобы были они освящены и получили от тебя благословение и силу, что дал ты им при рождении, увиденную мудрецами в дарах твоих; чтобы каждый, кто носит их на себе, чувствовал через них силу твою, и была в них благодетель твоя, и могли мы прибегнуть к силе твоей. Во имя Иисуса Христа, сына твоего, воплощения святости, благословения и посвящения, да живет и правит он с тобой, как Господь, во веки веков, аминь. Благодарение Господу нашему".

К Средним векам, целебные свойства камней вновь были отнесены в разряд магии, язычество по всей Европе было вытеснено официальной церковью, уступив преследованию Святой инквизиции.

Двенадцать камней града небесного

Последняя книга Нового Завета «Апокалипсис» заканчивается словами о схождении с небес «святого города Иерусалима, сходящего от Бога с неба, приготовленного как невеста, украшенная для мужа своего». Этот город подобен сокровищнице, наполненной драгоценными камнями, по всей видимости, теми же, что украшали легендарный наперсник Аарона: двенадцатью самоцветами, символизирующими двенадцать колен израилевых.

Новый Иерусалим - средневековый гобелен
Новый Иерусалим - средневековый гобелен

Откр 21:9-21

И пришёл ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознёс меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису, кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое - яспис, второе - сапфир, третье - халкидон, четвертое - смарагд, пятое - сардоникс, шестое - сердолик, седьмое - хризолит, восьмое - вирилл, девятое - топаз, десятое - хризопрас, одиннадцатое - гиацинт, двенадцатое - аметист. А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло.

Наперсник Аарона

Инструкции, данные в Библии (Исход) Богом Моисею, очень конкретны, и драгоценные камни занимают в них не последнее место, число же двенадцать имеет ключевое значение.

Первосвященник иудеев Илий в наперснике с двенадцатью священными камнями, разговаривающий с мальчиком Самуилом, который рассказывает о своем видении
Первосвященник иудеев Илий в наперснике с двенадцатью священными камнями, разговаривающий с мальчиком Самуилом, который рассказывает о своем видении

Исх 28:15-21

Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как ефод: из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона сделай его; он должен быть четырехугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною; и вставь в него оправленные камни в четыре ряда; рядом: рубин, топаз, изумруд, - это один ряд; второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз; третий ряд: яхонт, агат и аметист; четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис; в золотых гнездах должны быть вставлены они. Сих камней должно быть, по числу имен сынов Израилевых, двенадцать, по числу имен их; на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен.

Число двенадцать может считаться символом двенадцати имен господень, двенадцати основных добродетелей церкви, а также двенадцати знаков зодиака.

Сон Иакова

Преклонение перед камнем как посредником между небом и землей является центральным вопросом космогонии древних культур. Примером тому служит сюжет из Библии. В главе XXVIII Книги Бытия рассказывается, как Иаков, сын Исаака и внук Авраама, бежит в Харран (Месопотамия), чтобы скрыться от гнева своего брата Исава, у которого он обманом отнял право первородства.

В дороге Иакову является видение, которое библейский текст описывает следующим образом: "...пришел на одно место и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: "Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему".

Утром, проснувшись и поняв, что за чудесный камень он положил себе под голову, Иаков поднял его, поставил на землю, наподобие менгира или стелы, и полил елеем, говоря: "И этот камень, который я поднял, не иное что, как дом Божий, это врата небесные".

Сон Иакова
Сон Иакова

Читайте также:

Автор публикации: The Gem - Мастерская украшений и изделий из природных камней

The Gem - Ювелирный магазин

thegem.clients.site

Материалы: из архивных коллекций Deagostini. Энергия камней.