120 глава. Хочешь? – Делай!
Господь так управил мною, что на 120-ую главу, последнюю во втором томе моей книги под рабочим названием «Наброски о том, чему меня научила Библия», пришлась моя попытка понять Его изречение, указывающее нам на единую сущность Законов Сущего и Его Слов, переданных нам через Пророков. Иначе говоря, оно, по моему мнению то, что соединяет Новый Завет с Ветхим.
Иисус Христос в синодальном переводе Его Слов на русский язык говорит: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.», (Мф.7:12).
Если с греческого переводить дословно, то получится: «и так всё, сколько пожелаете, чтобы делали вам люди, так и вы делайте им; ибо таковы закон и пророки». Между «делали» и «поступали» есть, конечно, примерно такая же разница, как между делом и поступком. Бог Отец дела делал, когда творил и созидал мир. Делал, а не поступал. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.»,(Быт.2:2-3). Сын Божий говорит: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю.», (Ин.5:17). Они делают одно дело, Божие. И делают его хорошо.
Делай хорошо своё дело для тех, кто в нём нуждается, и желай того, чтобы все остальные люди, в делах которых ты нуждаешься, тоже делали своё дело хорошо. Но, начинать надо с себя. Это одна сторона вопроса. Поступать с людьми хорошо и делать своё дело хорошо – две большие разницы. Поступать от слова ступать, поступь, поступок. Поступок – всякое целенаправленное действие человека, как форма проявления свободы воли, в котором принимает участие его личность (ум, честь и совесть) и за которое он чувствует себя морально и нравственно ответственным. Поступок – разовое явление, единичная вещь. Дело – труд, занятие, как процесс, обязанность, профессия. Дело – длящееся явление, ежедневный труд. В этом их разница связи с жизнью вечной. Делатели потребны Господу.
Мне представляется, что смысл, который вкладывал в этот совет Христос, следующий - нужно не только хорошие поступки совершать время от времени, но и дело делать хорошо непрерывно, ежедневно, всегда и без устали.))) Что-то вроде: как вы хотите, чтобы с вами жили люди, так и вы живите с ними. Чтобы твоя жизнь с людьми была хорошей, нужно таки хорошо жить самому с ними же ж. Это процесс на всю жизнь и прошлые заслуги не в счёт.
Рекомендация Христа сформулирована таким образом, что нужно всех судить по себе. Что мне – хорошо, то всем – хорошо. От того, что мне хорошо, всем – тоже хорошо!))) Как?! - Ты не хочешь, чтобы я тебе сделал хорошо? – Ничего страшного, расслабься, тебе понравится, это я тебе обещаю вместе со своим Богом!))) Ты не хочешь быть счастливым? Да, кто ж тебя спрашивает?))) Хохма. Но не только.
Я желаю, чтобы мои ближние, с кем я общаюсь понимали меня (то, что я говорю и пишу), так же, как и я. Это реально? - Нет. Я сам себя в разные времена понимаю по разному. То, что писал два года назад, когда писал понимал так, а через два года тот же текст, мной написанный, понимаю иначе. Мы со сверстниками, одноклассниками и одногруппниками, почитай читали одни и те же книги, слушали одних и тех же учителей, но все всё понимали по разному, не было никакого полного взаимопонимания. Да, какое-то было, но не более. И только по мере роста брачной выслуги лет, я стал замечать, что мы с женой постепенно становимся одним человекообразным существом и по мере разрастания степени взаимопонимания промеж нас растёт любовь.))) И это факт.
Для успешного применения этого правила Христа между людьми должно быть полное взаимопонимание, одна картина мира, одно мировоззрение, одно миропонимание, одна система и иерархия ценностей на двоих или троих, собравшихся вместе во имя Христово. Взаимопонимание с Богом, с самим собой и со своей женой, с ближними - это основа, фундамент, краеугольный камень любви... То, что взаимопонимание - главное чувство в отношениях людей, очень часто говорит мой батя. Полагаю, что он прав. Это начало всех начал. Взаимопонимание со своим Богом - начало и краеугольный камень веры.
С другой стороны, «что русскому – хорошо, то немцу – смерть». Каждому – своё. Со своим уставом в чужой монастырь лезть не следует. Например, если меня после парилки кто-либо облил бы ледяной водой, то я был бы рад и ему премного искренне благодарен. Но я знаю много людей, которых, если бы я облил ледяной водой, то они были бы настолько же не рады и орали бы как потерпевшие.))) И среди этих людей – моя родная сестра, мы с ней – одной крови и выращены одними родителями в одном и том же городе примерно в одно и то же время с разницей всего-то в семь с гаком лет. Что же сказать про иных людей другого рода племени?
Как я хочу, чтобы со мной поступали люди? Что я хочу, чтобы они делали мне и сколько? Вот проснулся я поутру, помолился, потянулся и хотелось бы мне, чтобы все, с кем Господь сведёт меня за этот день были бы рады мне и тому факту, что я проснулся. Это первая хочуха. Приветливость, благожелательность, благосклонность в мой адрес одобряется всячески и заранее))). Хочется, чтобы лица были улыбчивы, глаза веселы, чтобы встречи были бы интересными, общение - вдохновляющим навырост, расставания -обнадёживающими. Это второй хош. Формулировать свои пожелания хочется вслед за Христом не в отрицании и в неделании (что я не хочу или не люблю), а именно в делании, то есть в том, чего я жажду и жду. Чтобы благословляли мои устремления, поддерживали начинания, одобряли планов громадьё... Чтобы утешали добрым словом и мудрым советом... Сообщали мне что-то новое, чего я раньше не знал, о чём раньше не думал. Хочется получать новые приятные ощущения, чтобы рождались неожиданно добрые ассоциации, нечаянно блаженные чувствования. Видеть в их глазах встречных людей готовность помочь, если что...Чтобы каждый, в услугах и товарах которых я нуждаюсь, делал бы своё дело хорошо, и чтобы обмен мой с ними был эквивалентный... Чтобы мне говорили правду ... Чтобы мне верили и доверяли... Чтобы мы стремились к взаимопониманию... Одним словом, чтобы любили друг друга любовью Христа к своим ученикам... Это третья хочуха, завершающая.
Профессор Лопухин А.П. замечает: «Содержание стиха или выражаемая в нем мысль были известны еще в древности. Оно встречается у Сократа за четыреста лет до Р.X. в таком виде: «чем прогневляют тебя другие, того не делай им». Диоген Лаэрций говорит, что Аристотель, когда его спросили, как нам следует вести себя по отношению к друзьям, ответил: так, как нам желательно, чтобы они вели себя по отношению к нам. Конфуций, когда его спросили, существует ли слово, в котором выражалось бы все, как мы должны вести себя, ответил: не есть ли такое слово взаимность? Чего ты не делаешь себе, того не делай другим. Подобные же выражения приписываются Будде, Сенеке, Филону и раввинам. В Ветхом Завете такого же выражения не встречается. Но древние, жившие до Христа, никогда не выражали с такой силою идеала, как Он. У Аристотеля о друзьях; в словах Иисуса Христа — о всех людях. У других лиц, высказавших такую же мысль (между прочим у еврейского раввина Гиллеля), правило выражено в отрицательной форме; у Христа — положительно. Далее, справедливо замечают, что Христос, высказав заповедь, и положив ею основание естественного права, не выставляет того, что Он хотел выступить с каким-либо новым открытием и указывает, что «в этом закон и пророки» (ср. Мф. 22:40). Однако пророки доходили до этого правила только «едва», как Мих. 6:8. В этой заповеди выражается скорее дух и сущность ветхозаветного закона и чаяние пророков, чем самые их слова».
Я полагаю, что профессор во многом прав, и слегка не прав. В Ветхом Завете к соблюдению этого правила многократно призывал Бог, сначала напоминая евреям, что Он сделал для всех и в особенности для них, не делая того же другим народам, и что они вытворяют в ответ?!))) Разве это не применение правила: поступайте со Мной так, как Я поступал с вами? Бог начинал с Себя. Он сначала всё и всех сотворил из Себя, и сотворил хорошо весьма. После потопа, выбрав Себе Аврама и Сару, сделав их Авраамом и Саррой, занялся размножением, разведением и воспитанием Своего народа Израиля, дав Своим людям через Моисея заповеди, законы, постановления и иные правила их взаимоотношений с Богом, с самими собой между обрезанными евреями, и с остальным миром Им сотворённым. Дал им землю, которую обещал и ожидал, что евреи Ему отплатят тем же, ибо это правило от Бога. За отсутствие эквивалентной по мнению Бога взаимности, Бог карал неумолимо и беспощадно, однако же всегда оставлял остаток пригодный для размножения и продолжения… Так, что правило это появилось не в виде только слова, а в виде дела Богом исполненного, с самого начала мира. Хочешь? – Делай!
В этом изречении Христа для меня странно то, что в нём совсем нет Бога. И совсем нет церкви. Есть только мои отношения к людям, и отношения людей ко мне. Христос как бы говорит: «Решайте свои проблемы сами! Вы это можете, Я в вас верю, вы справитесь».
Возможно в этой мысли Христа нет ссылки на Бога, потому, что в третьей заповеди «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно», заложен, кроме всего прочего ещё и тот смысл, что призывать Бога в помощь возможно только после того, как ты сам уже сделал всё от тебя зависящее, и понял что сам не одолеешь… Бог в помощь тебе, а не вместо тебя. Хочешь? – Делай!
Кроме того, Иисус прямо указывает на то, что и судить Он нас будет не по тому, как мы поступали с Ним лично, не по тому, как мы были и до какой степени воцерковлены, а по тому, как мы жизнь прожили с нашими ближними. Вот, что Он говорит: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.», (Мф.25:31-46).
Эту же мысль проводит Бог через пророка Исаию: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения. Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, – то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.», (Ис.58:3-14).
Вот. Бог для Себя от меня требует только соблюдения святого дня Его, то есть субботы. Иначе говоря, Он просит не доставать Его в субботу своими обычными делами, не выпрашивать в седьмой день у Него ничего ради угоды своим прихотям вкусить побольше благодати, не брехать без остановки своим языком без костей, а всё остальное доброе треба творить для ближних своих. Суббота – Богу для его и твоего почивания, остальное – людям! Землю- крестьянам, воду – матросам!))) Так Исаия разъясняет человеку основы его взаимопонимания с его Богом.
Христос в этих разъяснениях Ветхого Завета и Его связи с Новым ставит точку: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.», (Мф.22:36-40).
Замечу, что и в отношении Бога, и в отношении ближнего Иисус употребил одно и то же слово – «возлюби», следовательно, у меня это одно и то же чувство - к Богу, к себе, к жене, к ближним. И его достаточно для жизни. Хочешь? – Делай! Это совет Бога. Аминь.