Найти тему
HAYK media

Фетхие Четин – адвокат Гранта Динка и автор книги, которая шокировала всю Турцию

Фетхие Четин родилась 4 мая 1950 года. Выросла в мусульманской семье. Её бабушка, спасаясь от геноцида, никогда не говорила об армянских корнях и о том, что её настоящее имя — Грануш Гадарян. Она открылась внучке лишь в 1974 году; Четин позже записала историю умершей бабушки и опубликовала книгу «Моя бабушка» (2004), она переведена на несколько языков, включая армянский. Эта книга перевернула всю Турцию, население которой начало выяснять свое настоящее происхождение, таким образом, многие выяснили, что имеют армянские корни.

Окончила юридический факультет Анкарского университета. После государственного переворота в 1980 году была арестована, провела три года в тюрьме. Впоследствии была адвокатом Гранта Динка. В 2009 году опубликовала книгу «Внуки» — автобиографические рассказы 24 турецких армян, которые были вынуждены скрывать своё происхождение; эта книга также переведена на несколько языков, в том числе армянский.

Четин вспоминает, что, узнав правду от бабушки, долгое время пребывала в шоке. “Я стала смотреть на мир другими глазами. Прежде я была уверена в своей национальной и религиозной принадлежности. В наших учебниках истории ни слова не говорилось о резне и об армянском народе — он был стерт… из коллективной памяти Турции. Многие, как и моя бабушка, похоронили глубоко внутри себя правду о своем происхождении и об ужасах тех лет. Но после признания бабушки во мне всё перемешалось”.

«Многие в Турции не имеют представления о том, что произошло в 1915 году... Турции нужно считаться со своим прошлым, но, до того как она сделает это, люди должны знать, о каком прошлом речь. Следовательно, нужен диалог, который возможен лишь при открытых границах.

На основании того, что я прочитала и изучила, можно сказать, что проживавшие в некоторых местностях армяне из-за преследований и по инстинкту самосохранения в массовом порядке, либо по отдельности обратились в ислам. Например, есть случаи, когда население всего села в массовом порядке было обращено в ислам. Эта группа вообще предпочла алевизм. Отдельно от этой группы, в 1915 году большое число женщин и детей по разным причинам было исламизировано.

Оставшиеся после 1915 года в этих краях некоторые семьи внешне представляются мусульманами, носят турецкие или мусульманские имена, однако втайне продолжают сохранять свои традиции и язык. Эти люди называются криптоармянами. Оказывается, представители этой группы, обзаводясь семьями с ближними (внутриобщинные браки), хотя это противоречит их обычаям, сохранили свою этническую и религиозную принадлежность.

Несмотря на то, что после убийства Динка прошло четыре года, есть повышенное общественное требование наказать преступников, и есть множество доказательств, но, к сожалению, организаторы пока не раскрыты. Короче говоря, есть доказательство, есть документы, есть свидетель, но нет воли к расследованию всего этого. Наоборот, уже принято четкое решение, как должен быть завершен судебный процесс. Между тем, общество требует наказать истинных убийц. И это мощное требование.

«Нити» убийства Гранта Динка ведут к государственным чиновникам, и это видят все. По всей вероятности, этот процесс будет завершен в рамках, очерченных государством. Но этот суд стал поводом, чтобы в Турции вспомнили о совершенных ранее и нераскрытых до сих пор убийствах, чтобы они стали предметом исследования. Как бы ни завершился суд, процесс продолжится, и все виновные и прикрывающая эти преступления система попадут под расследование. Судебный процесс по делу Динка станет поводом для того, чтобы встать лицом к истории».

Фетхие
4844 интересуются