Высшая ступень в мистике гностического откровения – это осознание того, что лицо, дарующее откровение, - ты сам (подлинный Ты)… Внутренне присутствие Бога настолько отвлекает человека от мира, что внешнее бытие ощущается как враждебное или, по крайней мере, инертное, подавляющее своей косностью начало (Светлов Р.В. «Гнозис и экзегетика»).
В своей книге Р.В. Светлов предпринимает попытку определения феномена гнозиса. Каждый гностик претендует на то, что нашёл нечто новое и создал нечто, до него не узнанное. Предпосылкой подобного субъективизма является чувство «внутреннего присутствия Бога» и вера в том, что высшие силы устанавливают прямой контакт непосредственно с подвижником, ищущим сакральное знание: «Всякий познавательный акт, следовательно, должен быть переживаем с точки зрения соответствия «внутреннему богу», а не оцениваться интеллектом или рассматриваться с его точки зрения».
Гнозис не удовлетворяется традиционным делением на душу и тело… внутренний Бог должен быть каким-то третьим… самое известное имя «третьего» - пневма, что в переводе с греческого означает Дух. Гностики убеждены, что конечная причина существования их души и тела заключена именно в Духе. Он уподобляется искре света, затерянной среди тёмной материи. Дух необходимо отыскать и возжечь как пламя, поскольку он потерял память о своём предназначении. Для гнозиса-вспоминания (и, как результат, преображения) необходим посланник, однако гностические учителя утверждают, что Спаситель и ищущие спасения, по сути, есть одно.
(использованы фрагменты книги Светлова Р.В. «Гнозис и экзегетика»)