История алтайского авангарда, заметки с иллюстрациями.
Николай Чевалков (1892 - 1937 гг).
Чевалков начал учиться в 1922 году, поступил в Алтайскую губернскую художественную школу в Барнауле, когда ему исполнилось 30 лет. За 15 лет творческой деятельности он много успел сделать. С 1923 года начал работать учителем рисования в школе, при которой создал художественную студию. С 1925 года был организатором выставок в Улале, в том числе «Первой объединенной выставки картин алтайских художников» в 1930 году. В 1927 году стал участником 1-го съезда сибирских художников и Всесибирской художественной выставки. Был участником первой выставки изобразительного искусства Западно-Сибирского края и других художественных выставок, проводившихся в разных городах Сибири.
Из автобиографии: «Стремление к искусству проснулось во мне рано. Родители мои, малограмотный отец и неграмотная мать, считая художников бездельниками, решили отдать меня в миссионерское катехизаторское училище, которое находилось в г. Бийске. Проучившись год, после летних каникул я наотрез отказался поехать туда снова и охотно променял молитвы, литургию и священное писание на соху, за которой я ходил больше десяти лет, не переставая мечтать о любимом деле».
Есть несколько любопытных воспоминания о Чевалкове. Например, в 1914 году он обратился к епископу Макарию с прошением о направлении Николая Чевалкова в Московскую школу живописи. Полагая, что в училище алтаец забудет бога, епископ сначала разгневался: «Брось богохульные мысли! Научи вас, вы и бога забудете,- но потом неожиданно дал согласие. На что тебе эти бессмысленные картинки? – сказал Макарий. - Ты поедешь со мной в одной карете, посмотришь Москву, обойдешь лучшие храмы, и тогда я тебя устрою в иконописную мастерскую при Сергиево-Троицкой лавре... Ты проучишься около двух лет, а я тем временем выстрою в Чемале огромную иконописную мастерскую, где потом ты развернешь миллионные дела». Но в день, когда Макарий проезжал Улалу, Чевалков ушел в горы, боясь, что его увезут насильно. В 1914 году Чевалкову исполнилось 22 года, увезти его насильно было бы трудно, даже митрополиту Московскому и Коломенскому, священноархимандриту Троице-Сергиевой лавры, председателю Православного миссионерского общества, члену Святейшего синода и бывшему главе Алтайской духовной миссии. После истории с митрополитом, Чевалков попадает в армию, что очень удивительно, так как туземцев не брали в регулярные войска, да и здоровье у Чевалкова всегда было слабое. Из армии он возвращается в 1917 году.
Советские искусствоведы любили начинать рассказ про Чевалкова словами: «Пришел 1917 год. Грянула Великая Октябрьская революция, ставшая поворотным пунктом не только мировой истории. Широко раскрылись двери к знанию, науке и искусству».
В 1922 году Чевалков поступил в Барнаульскую художественную школу. Окончив её, получает направление в Московский художественный вуз. Болезнь не позволила ему продолжить образование, и он возвращается в Горно-Алтайск и начинается удивительный творческий взлет. Во время учебы в Барнауле Чевалков попал под влияния группы Курзина и Каравай. Они познакомили его с зарубежным искусством.
В 1924 году Чевалков побывал в Москве, но учиться не остался. К этому времени уже многие говорили о влиянии на него Гогена и Рериха, напомню, что художник только 2 года назад окончил художественную школу.
После установления Советской власти возникли различные творческие группы и объединения. В 1926 году в г. Новосибирске образовалось общество художников «Новая Сибирь». Одним из членов-учредителей общества стал Чевалков. Через год состоялась общесибирская художественная выставка, в которой приняли участие почти все ведущие художники Сибири. Одновременно с ее открытием начал работу 1-й съезд сибирских художников. Съезд должен был принять важное решение — присоединиться ли к АХРР (Ассоциация художников революционной России), объединившей в своих рядах художников, стоявших на реалистической платформе и признавших идейность и партийность искусства, или остаться на позициях идейного и организационного разброда.
Из выступлений делегатов съезда:
В. Петраков: «Художникам надо работать в более близкой среде. Нужно вытягивать художников нацменьшинств, выявлять их силы. Чевалкова мы должны беречь, не выдергивать его сюда, а создать ему там возможность работать свободней и больше...».
А. Иванов: «Чевалков интересен тем, что не только застрял на сибирской тематике, а знаком с западным искусством. Высокая техника, плюс любовь к Сибири. Он по происхождению алтаец, т. е. по природе созерцатель. Это отразилось в его работах...»
Н. Чевалков: «Художнику в Ойротии очень одиноко. Нас двое - Гуркин и я. Гуркин сейчас почти не работает, я ... с трудом. Мы живем далеко друг от друга. В Улале я устроил маленькую выставку, вход бесплатный, публика не шла, почти насильно загоняли, и нынче на выставке не больше было...».
В 1926 году Чевалков посещает Крым. Обычно художник в поездках, много работает, но он сообщает в письмах к другу, что «писать его не мог».
В 30-е годы Чевалков, следуя общей тенденции развития советского искусства, начинает пересматривать свои творческие принципы. Он удалялся от символических загадок и отвлеченных идей, свойственных ранним работам, к отображению более реальных и конкретных проблем времени. В это время рисунки Чевалкова появлялись в периодической печати. Он увлекается романтикой строительства новой жизни.
В 1936 году, готовясь к 20-летию Советской власти, Чевалков задумал цикл исторических работ о прошлом и настоящем Горного Алтая, картины «Социалистическая Ойротия» и «Счастливая зажиточная жизнь ойрота-колхозника». Выполнить замысел Чевалкову не удалось. Отправившись в село Кош-Агач, художник заболел и через несколько месяцев, 10 марта 1937 года скончался.
Интересно отношение художника к критике, он часто встречается с приезжаэщими в горный Алтай студентами, писателями, журналистами, внимательно слушает отзывы, с некоторыми соглашается, и понимает, что он незаурядный реалист. Для Чевалкова важна оценка Гуркина, который опять упоминает Гогена. Видимо это сильно давило на молодого художника и льстило.
К середине 30-х годов художник вынужден изменить творческий путь, признается, «ударился в жуткий натурализм». Легко предположить, что в июне 1937 года, когда был арестован Гуркин, могли привлечь и Чевалкова, но в марте этого года он умер.
В национальной изобразительной культуре коренных народов Алтая всегда было много ярких, открытых цветов, наверное, поэтому творчество Гогена стало близким Чевалкову.
Думаю, что Николай Чевалков первый авангардист алтаец.
Некоторые работы авангардистов Алтая можно увидеть и приобрести в галерее «Республика изо» или на сайте https://respublikaizo.ru/shop/ Часы работы галереи: четверг - воскресенье с 13:00 до 19:00. Адрес: г. Барнаул, пр. Космонавтов 6г, 4 этаж, левое крыло #барнаул #барнаул22 #алтай #алтайскийкрай #искусство #культура #арт #выставка #галерея #республикаизо #музей #картины
Другие тексты «Алтай авангард ХХ в.» смотрите на моей странице в Дзен. Благодарю, что дочитали. Подпишитесь, пожалуйста, на страницу, если это не противоречит вашим принципам.