Найти в Дзене

Развиваем самостоятельность сотрудников: от зависимости к автономии

Развивать самостоятельность сотрудников можно эффективно через поэтапное обучение, включая этапы от зависимости от руководителя до полной автономии. Рассмотрим, через какие этапы проходит каждый сотрудник, прежде чем он становится готов работать автономно.

Этап 1. Полная зависимость от руководителя в вопросе принятия решений.

На этом этапе сотрудник ждет полного руководства по выполнению своих обязанностей от руководителя, что выражается в запросе на четкое описание этапов выполнения различных задач. Чтобы подтолкнуть сотрудника думать самостоятельно, можно опустить описание нескольких промежуточных этапов и спросить сотрудника, как бы он их выполнил без инструкций. Это стимулирует сотрудников думать самостоятельно. Также можно предложить сотруднику самому придумать несколько вариантов решения проблемы, а затем обсудить их с руководителем.

Этап 2. Согласование предложений.

На данном этапе сотрудник вместо вопроса «что делать?» приходит к руководителю с уже готовым решением, которое ему кажется правильным в конкретной ситуации. При этом он все еще не готов брать на себя ответственность за возможно неверный результат и ждет от руководителя одобрения своих действий. Чтобы подтолкнуть сотрудника к самостоятельности, на этом этапе следует позволить сотруднику воплотить в жизнь некоторые из решений, которые ему кажутся верными.

Этап 3. Самостоятельная реализация решений

На данном этапе сотрудник самостоятельно разрабатывает и реализует свое решение. Однако в случае возникновения непреднамеренных ситуаций, он всегда может обратиться к руководителю, чтобы тот помог оперативно исправить ситуацию.

Этап 4. Полная автономия.

По мере продвижения через этапы, сотрудник становится все более самостоятельным, и его уверенность в собственных способностях растет. В результате уменьшается не только число ошибок, но и потребность в прямом участии руководителя в его работе. Именно на этом этапе сотрудник становиться готов работать полностью самостоятельно.

Следует помнить, что на каждом из этапов необходимо поддержать самостоятельное принятие решений сотрудником, поэтому нельзя в резкой форме критиковать неверные решения и непродуманные инициативы. Следует, скорее, мягко объяснять сотруднику, где он ошибся и хвалить за проявление инициативы. В конечном счете, поощрение самостоятельности и инициативности, даже при допущении ошибок, способствует развитию компетентности сотрудника и укреплению его уверенности в своих способностях.