КАПЕЛЬ ГОРОДСКОГО РОМАНСА
Рисовать я любил с детства, но хорошо получались лишь две картины: портрет незнакомки за роялем и пейзаж - набережная, река, дождь. Я не знал, что это за женщина, где находится то место.
Лет в двадцать задумался: «Что за наваждение такое? Откуда это все?» Но ответа на свой вопрос тогда не получил.
Мой дед - человек с необычной судьбой. Во Вторую мировую он, итальянец, попал в Россию в составе оккупационных войск, сдался в плен партизанам, а потом... воевал в их рядах.
— Видать, кто-то там, наверху, очень хотел, чтобы эта страна стала моей второй родиной. Многих, поступивших так же, как и я, потом ожидали многочисленные проверки со стороны КГБ, а некоторые попали в лагеря. Мне же повезло: здесь я встретил свою любовь, женился, - рассказывал старик.
— Дед, а кем были твои родители?Когда они умерли?
—О родных не знаю ничего, потому что воспитывался в монастырском приюте. Однажды пристал там с расспросами. На что получил ответ: «Тебе просили передать, когда подрастешь: если в будущем родится сын, его надо назвать Александром. Фамилию свою ты знаешь. Только так тебя смогут найти. Больше ничего не нужно».
Дед помолчал и добавил:
— Именно поэтому и ты - Александр, и твой отец, и, надеюсь, рано или поздно назовешь так своего сына. Все мальчики в нашем роду носят это имя...
Два года назад мы презентовали в Риме книгу одного нашего писатеэля. Я был переводчиком. Репортаж показывали по местному телевиде-нию. Вечером в гостинице раздался звонок:
— Александр? - уточнил какой-то мужчина, назвав мою фамилию. - Нам необходимо увидеться. Прежде всего в этой встрече заинтересованы вы. Я только выполняю волю одного человека...
У меня был выходной, потому взял машину напрокат и тронулся в путь.
Первое, что чуть не свело меня с ума, - улица, на которой назначил встречу незнакомец. Именно ее я рисовал много лет подряд: та же набережная, река... И в этот момент пошел дождь. Все было, как на моих картинах!
Пожилой мужчина сказал, что
Он - представитель нотариальной конторы. Зовут его Джованни Берицци. Пригласил в дом постройки начала ХХ века. Интерьер немало удивил: в какой-то момент показалось, что я попал в те времена. И еще... щемящее чувство, будто был здесь раньше.
«Когда? Такое невозможно! В прошлой жизни? Но это же полнейший бред!» - пронеслось в голове.
— Этот особняк по завещанию вашего прадедушки принадлежит Александру-младшему. Я навел справки: именно так звали вашего деда, вашего отца и вас. И поскольку двух первых, увы, уже нет в живых, то наследник - вы.
— Вы не ошибаетесь? В мире, возможно, есть сотни людей с такими именами. Наследство в Италии - это, конечно, весьма заманчиво, но мне совершенно не хочется иметь проблемы с законом.
— Я не сомневаюсь, что вы - потомок того человека, которого мой клиент разыскивал всю жизнь! - Берицци протянул фотографию.
Со старого фотоснимка на меня смотрел... Я!
— Много лет назад, когда в Российской империи грянула революция, в наш город приехала семья. Все, что о них известно, - представители богатого аристократического рода, бежали от расправы большевиков. Старшую дочь звали Александрой. На одном из благотворительных концертов девушка познакомилась с бедным художником. Они полюбили друг друга с первого взгляда. Ваш прадед снимал комнату в этом доме. Разбогатев, он выкупил его...
— Что же случилось потом?
— Молодые люди тайно встречались, стали близки. Вскоре Александра призналась любимому, что беременна, но родители никогда не дадут согласия на их брак.
— Потерпи несколько месяцев. Сама знаешь, что бездетная тетка отписала мне наследство в Риме. Вступив в права, я стану богатым. И буду просить твоей руки. Я скоро приеду, - сказал художник.
А когда парень вернулся, дом
Александры оказался пуст. Вся семья уехала в неизвестном направлении. Антонио искал любимую, но без толку.
Она словно исчезла. А через какое-то время он получил письмо без обратного адреса, которое хранил всю жизнь.
Нотариус протянул мне старый, пожелтевший от времени конверт.
Я открыл его дрожащими руками и начал читать: «Единственный мой! Меня увезли насильно.
Я не знаю ни города, в котором живу, ни адреса. И сбежать не могу: объявили умалишенной и не выпускают из комнаты, на окнах - решетки. Не знаю, получишь ли ты это послание. Но очень надеюсь. Недавно у нас родился сын.
Все, о чем я смогла упросить монашку, которая пришла его забирать, это назвать ребенка моим именем и дать твою фамилию. Возможно, тебе удастся его разыскать.
Мальчика отдали на воспитание в приют. Адрес мне не известен. Вот и все. Прощай. Я буду любить тебя всегда! Навеки твоя».
Антонио пытался найти возлюбленную, но у него снова ничего не получилось.
— Прадедушка был художником?Неужели нигде не сохранился портрет девушки?
— Их много, ведь парень часто рисовал любимую. Я покажу. Они в моем кабинете...
По всей комнате висели эскизы портретов незнакомки. Той самой красавицы, которую рисовал и я!
— А вот самая дорогая для Антонио картина. Он называл ее «Капель городского романса».
— Почему?
— После исчезновения Александры он часто писал ей письма. Правда, отправлять было некуда.
B одном из них бедняга вспоминал: «Я никогда не забуду нашу первую встречу. Ты сидела за роялем, пела очень красивый романс на русском языке. За окном шумел ливень, звуки твоего голоса напоминали стук дождя по крыше. Или весеннюю капель, когда под первыми теплыми лучами начинает таять снег. Позже я спросил у тебя, о чем песня. Ты ответила: «Это русский городской романс конца XIX века. Он о любви...»
Потом благодаря тебе я выучил его на твоем языке: «Ты моя вера, мечты, упованье, дума, любовь неизменная. Ты мое счастье, восторг и страданье, ты мой свет, моя заря весенняя.»
— Как рассказывали слуги, от переживаний за судьбу любимой, от разлуки с ней и невозможности разыскать сына Антонио был не в себе. Часто по ночам разговаривал с Александрой, считая. В этом кресле много лет назад и умер во сне, сжимая в руках ее портрет. Удивительно, но ваш прадед скончался в тот же год, месяц и день, когда родились вы...
Мы поужинали, и Джованни спросил:
— Вы здесь ночевать будете как новый хозяин имения? Или в гостинице?
— Я еще не вступил в права наследства, да и откуда у меня такие деньги, чтобы его оформить в чужой стране?
— Все оплачено наперед, хватит на покрытие любых расходов.
— Я хочу побыть один, мне нужно подумать: слишком уж много всего свалилось на мою голову.
— Как скажете. Я живу на первом этаже этого дома, вход с правой стороны. Вот мой номер телефона. Если будут вопросы - звоните.
— Неужели вы оставите совершенно незнакомого человека в доме, который явно напичкан раритетными вещами, картинами, антиквариатом? - удивился я. - А вдруг я - аферист?
— Молодой человек, вы как две капли воды похожи на прадеда. Это все, что мне нужно. Завтра поговорим... Если что-то нужно, позвоните. Придет человек, который следит здесь за порядком.
— Кстати, а почему именно вы так заботитесь о доме и наследстве? - поинтересовался я.
— Много лет назад ваш прадед приютил и дал образование моему отцу - сыну своего покойного друга. Выделил ему часть своего наследства, опекал. В знак благодарности наша семья пообещала разыскать наследников Антонио. Дом фактически оформлен на меня, но слово, данное умирающему, - закон. Нарушить его - значит прогневить Всевышнего.
Нотариус ушел, а я присел в кресло прадеда с бокалом вина. Сначала не очень верилось во всю эту историю с наследством, но ведь мне показали документы! Потом представлял себе жизнь прадеда, его несбыточные мечты о счастье, остро почувствовал боль. Сам и не заметил, как задремал.
Легкое дуновение ветерка. Капли дождя за чуть приоткрытым окном стучали по подоконнику.
«Капель городского романса», - подумал я сквозь сон. Как вдруг услышал нежный голос:
— А ты похож на него!
Открыл глаза: передо мной стояла
Александра. В том же платье, как на портрете. Она словно светилась изнутри.
— Мне это мерещится?
— Нет, я существую, просто не в этом мире. Ты родился именно в тот день и час, когда душа моего возлюбленного покинула тело. Улетела ли она на небеса? Не знаю... Думаю, что он - это ты... Он воплотился в тебе!
Видение начало растворяться, и вдруг я услышал: «Ты моя вера, мечты, упованье, дума, любовь неизменная. Ты мое счастье, восторг и страданье, ты мой свет, моя заря весенняя.»
Через год, пусть и не без хлопот, я стал законным наследником своего прадеда. Но жить в том доме не смог: каждую ночь появлялась Александра, говорила о любви, пела романс, звала к себе, в свой мир. Она приходила из портрета на стене, написанного не красками, а любовью. Это было окно в мир, где она существовала...
— Что случилось с тобой?
— Набожные родители боялись, что о моем грехе узнают, ведь тогда пятно легло бы на всю семью. Других их дочерей никто бы не взял замуж. Мы переехали в другой город, меня заперли в комнате с решетками, откуда выбраться не могла.
Поэтому покончила жизнь самоубийством. Мы не можем встретиться с Антонио на небесах, но ты - его копия. Иди ко мне, я наполню твою жизнь любовью, которой нет в вашем жестоком мире. Тебе надо всего лишь умереть, и мы снова будем вместе!
Вскоре это начало меня пугать, потому что понял: уже просто жду наступления ночи и встречи с женщиной с портрета. Это ничем хорошим не могло закончиться. И я сбежал...
Домом так и занимается семья нотариуса Джованни. Иногда я наведываюсь туда, но никогда не захожу в кабинет, где висит портрет Александры.
Я не женился. Мне больно и страшно: я люблю ее, женщину за роялем, но боюсь сделать последний шаг и оказаться в том мире, где есть только вечная любовь и капель городского романса...
# мистика# рассказ# война# художник# дзен# любовь# наследство# натариус# мистическая история# любовь# рим#
Так же читайте и другие мои мистические истории.