"Женщину не нужно понимать - ее нужно любить" - красивый с виду, но немного странный девиз, который, пожалуй, отражает отношение создателей турецких сериалов к своим главным героиням.
В прошлой статье, посвященной миру турецких сериалов (прежде всего, романтических), мы разбирались с требованиями к мужчине, а что насчет женщин?
Турецкие сериалы, думаю, прежде всего, ориентированы на женщин, поэтому женский персонаж должен быть немного размытым, чтобы с ним было легче ассоциироваться и верить в то, что и в жизни зрительницы может быть свой принц на белом коне.
Однако же и у героинь есть свои "столпы".
Что объединяет женских персонажей разных сериалов?
Внешность
Героиню никогда нельзя назвать страшненькой (хотя некоторые комментаторы и пытаются), но при этом роль эталонной красавицы всегда отходит к другому классическому персонажу - женщине одного социального уровня с главным героем, желающей (по разным основаниям) быть с ним.
Главный женский персонаж почти всегда представляется простоватым по сравнению с основной соперницей, но героиня сериала всегда стройная.
Главная героиня в плане стиля самобытна, не гонится за брендами, одевается "по-своему". Хотя гардеробные решения в турецких мелодраматических сериалах часто бывают до абсурдного открытыми.
Низкое социальное положение и приверженность традициям
Героиня, конечно, не экстремально бедная, но ее семье явно приходится экономить, хотя иногда так и не кажется.
Например, Эда из "Постучись в мою дверь" никогда не появляется (если только не намеренно) в одном и том же наряде, у нее есть машина, они живут в доме с террасой с видом на Босфор, хотя и постулируется, что она девушка скромная.
Главная героиня должна быть ближе к "народу", то есть к зрительницам, которые не могут покупать себе роскошные бренды, вынуждены работать, поэтому она ценит простые доступные и традиционные вещи: симиты, любой турецкий уличный фаст-фуд, айран и, конечно, чай и кофе по-турецки, а не эспрессо и европейскую кухню.
Сколько героинь довольствовались скромным симитом вместо обеда в шикарном ресторане!
Живет она обычно в "простом" районе, где все живут как в деревне - знают соседей, суют свой нос везде, сплетничают, с одной стороны, а с другой - выручают друг друга и по мелочи, и в крупных вещах. Чего стоит только район из "Ранней пташки"!
Теплая семейная обстановка и окружение
У героини обычно нет родителей (или одного из них) по разным причинам. У Эды родители умерли, у Дефне (Любовь напрокат) и у Эфсун (Красивее, чем ты) мама уехала и бросила их. У героинь "Любовь напоказ", "Запах клубники", "Госпожа Фазилет и ее дочери" отец умер.
Исключением тут будет Сейран (Зимородок), где у героини очень жестокий и недалекий отец и забитая мать, она живет изолированно. Но этот сериал скорее играет в драму, нежели чем в романтическую комедию.
Какой ни была бы история, у главной героини обычно есть "теплая" семейная фигура: у кого-то мать-одиночка, у кого-то тетя, у кого-то отец-одиночка, у кого-то бабушка. И конечно, поскольку презюмируется, что героиня - хороший человек, то у нее должны быть верные и надежные друзья, или прекрасные близкие отношения с сестрой, например.
У героини "Любви напоказ" брат - причина ее сложностей - одновременно и очень любит и заботится о ней и даже претерпевает фантастическое преображение.
Героиня обычно окружена дружбой и заботой, и ей самой есть о ком заботиться. И этим она почти всегда отличается от главного героя, дом которого похож на серпентарий из интриг, борьбы за деньги и влияние.
Все страшные внутри жены братьев главного героя, его матери/бабушки обязательно строят такие козни, что будь здоров. Однако же они двигатель сюжета. В "Госпоже Фазилет и ее дочерях", правда, мать главной героини дает жару.
Страстность и ревнивость
Ревность в турецких ромкомах - синоним любви, именно так и герои, и зрители понимают, что все серьезно. Женщина-героиня, как и ее мужчина, полны огня и страсти.
Конечно, она до поры до времени смущается, ведь часто героини невинны и непорочны в сексуальном плане. Первый поцелуй для них уже большое событие. Например, героиня "Запаха клубники" жутко злится на своего будущего супруга, когда тот нагло целует ее без разрешения.
Романтичность и трогательность
Женщины в турецких сериалов всегда любят милые жесты, которые ценят больше любых колец с бриллиантами. Им важно внимание и простые, признанные романтическими жесты - свечи, ужин, небольшой подарок, сделанный своими руками, значимый сувенир. Они и сами внимательны к своим возлюбленным, например, Дефне запоминает любимую книгу Омера и то, что тот любит арахисовую пасту, и дарит ему именно их.
Характер
Обычно главная героиня обладает сильным характером в том смысле, что жизненных трудностей она не боится. Она гордая и, если ее оскорбляют, она не может пройти мимо и будет бороться.
Она всегда отзывчива и верит в хорошее в людях, даже в самых неприятных. Обычно наивна, но со временем учится, не теряя доброту, наивность свою регулировать. В "Черно-белой любви" главная героиня очень упорно борется во-первых, за сохранение своей внутренней доброты и потребности заботиться, а во-вторых, она оказалась способной разглядеть в "чудовище" человека.
В отличие от героя главная героиня обычно серьезной "арки", то есть коренного преобразования, не переживает. Она лишь чуть взрослеет, становится более серьезной и решительной.
Таланты
Главная героиня обладает талантами, но они обычно скрыты или находятся на стадии начинаний. Главный герой, разумеется, помогает ей раскрыть себя во всей красе, поощряя ее развитие. В "Любви напрокат" Омер учит Дефне рисовать, чтобы та смогла поступить на курсы дизайнеров.
Вкусы
Героиня обычно не очень образована/эрудирована, поскольку часто ее персонаж вынужден работать, и у нее не хватает времени не то что на искусство, но и даже на завершение образования, однако она всегда открыта к новому и способно тонко чувствовать.
Умение готовить
Приветствуется, но бывает, что и радикально отсутствует (Ранняя Пташка). Но если считается, что героиня умеет готовить, то она знает кухню своего родного региона.
Доброта
Главное ее достоинство - доброе сердце. Она любит все живое, готова помогать людям, никогда не пройдет мимо чужой беды. Она добра ко всем, но особенно к детям и животным. Втайне занимается благотворительностью и волонтерством.
Травма
Героиня травмирована прошлым, как и главный герой, но он и она друг другу помогают все преодолеть. В "Душа не слышит" героиня пережила тяжелое сиротское детство на улице.
Всепрощение
Героиня прощает "оправдание" на сюжет второго сезона, когда главный герой совершает какой-нибудь ужасный поступок, суть которого сводится к тому, что он ее бросает. Но она его все равно прощает и всегда принимает назад, что бы он ни сделал, потому что она его любит.
Подведем итог
Наша героиня - обладательница стройной фигуры и якобы не слишком красивого, но милого лица. Она молода и скромно живет, много работает, у нее нет возможностей и связей, чтобы получить лучшее образование или лучшие позиции в компаниях.
Она невинна и относится к тактильному (не говоря уже о сексуальном) контакту очень серьезно.
Желательно, чтобы она умела готовить, но это необязательно.
Она взрывная, страстная, строптивая и гордая, но добрая к братьям нашим меньшим и детям, часто наивна и видит в людях хорошее. Она не слишком образованна и эрудированна, но открыта для нового.
Она прощает своему принцу все на свете.
Таким образом, главные добродетели женщины, по версии турецких сериалов, невинность, доброта, всепрощение и готовность много и терпеливо работать и учиться.
И этот посыл, думаю, создатели сериалов закладывают вполне осознанно, чтобы "воспитать" свою зрительницу, подчеркивая именно те качества, которые помогают ей завоевать сердце самого неприступного и холодного с виду принца.
Если вернуться в начало статьи, то фраза про то, что "Женщину не нужно понимать - ее нужно любить" говорит о том, что турецкие сериалы показывают женщину как эмоциональную стихию, которую нужно принимать как есть, а не как человека, которого можно понять.