Фолк-группа HELVEGEN шокирует слушателей не только своими треками, переворачивающими представление о фолк музыке с ног на голову, но и событиями, связанными с жизнью группы. Недавно в своём сообществе в VK музыканты сообщили об уходе из группы вокалистки Евгении Сердюк, сославшись на расхождение путей, посеяв догадки, что это связано с её вторым проектом - группой LITHIUM. Так ли это на самом деле? Экс вокалистка HELVEGEN, Евгения, рассказала FMM о реальных причинах своего ухода из группы.
FAKE-MM: В начале интервью давай получше познакомимся с тобой как с творческой личностью. Расскажи, как давно занимаешься музыкой и что тебя сподвигло встать на эту «кривую дорожку»?
Евгения: Музыкой я занимаюсь с детства. Я начала петь ещё в детском саду, лет с четырёх. Окончила две музыкальные школы – по классам скрипки и академического вокала, которым я, кстати, занимаюсь и по сей день, в музыкальном колледже. Свою первую музыкальную группу собрала пять лет назад, в 14. Мои взаимоотношения с музыкой выстраивались столь логично и естественно, даже не было мысли, что я чем-то не тем занимаюсь по жизни.
FAKE-MM: Расскажи подробнее о своем первом разе: в каком жанре вы играли, и что было дальше?
Евгения: Моя первая группа - тот самый LITHIUM, проект, которым я занимаюсь по сей день. Наши песни были в жанре панк-рок, чуть позже мы постепенно стали склоняться в альтернативу. Сейчас движемся на пути к более тяжёлому звуку, уходим в метал.
Концерт группы Helvegen / Из архива Евгении
FAKE–MM: Получается, LITHIUM – это твой первый проект, а HELVEGEN – второй?
Евгения: Да, LITHIUM – это мой личный проект, который появился в моей жизни на 3 года раньше.
FAKE–MM: Плавно подходим к твоему присоединению к HELVEGEN. Расскажи, как ты из альтернативной вселенной музыки пришла в фолк-проект?
Евгения: Это история, которая напрямую перекликается с местом, где я родилась и долгое время жила, - с городом Белгород, в котором с 2022 года моя жизнь полностью изменилась. Белгород - приграничный город, а потому звуки взрывов стали неотъемлемой частью жизни каждого белгородца. В 2022 году мне было 17, и я ждала своего совершеннолетия, чтобы уехать в другой город.
FAKE-MM: Как родители отреагировали на твое желание уехать?
Евгения: Мои родители поддерживали моё желание взрослеть, развиваться, мою тягу к самостоятельной жизни. Поэтому, за пару месяцев до совершеннолетия, я начала искать в других городах работу, связанную с музыкой. Для переезда рассматривала Санкт-Петербург или Москву.
FAKE–MM: И как же тебя занесло в HELVEGEN?
Евгения: В одном из чатов в телеграм я случайно наткнулась на объявление о поиске вокалистки в фолк проект. Меня никогда в жизни не интересовала фолк-музыка, я никогда не пыталась работать в этом направлении, а тут, думаю, что-то прям очень-очень необычное, что-то новое. Мне дали вступительное задание: записать несколько песен группы в моём исполнении. Над записью я очень постаралась: хотелось показать себя. В тот же вечер мне предложили стать частью команды HELVEGEN. В тот же вечер я приняла решение о переезде в город, в котором живут музыканты группы, Липецк, который состоялся уже через месяц после отбора в группу.
Цитата из интервью / Из архива Евгении
FAKE-MM: Как сейчас у тебя обстоят дела с фолком? Старославянская культура как-то проникла в твою жизнь?
Евгения: Да. Этим проникаешься, этим начинаешь жить. Поначалу мне не сильно импонировала скандинавская тематика, как и фолк музыка в целом, но вскоре я стала получать удовольствие от такого звука. А сейчас я уже с удовольствием затрагиваю темы славянства и в своих треках тоже, как оказалось, мне это очень близко.
FAKE–MM: Кто главный шеф-повар на творческой кухне Helvegen?
Евгения: Группой Helvegen полностью занимается Дима [Коняхин], вокалист и создатель группы, автор большинства песен. Я в создании материала участвовала выборочно, когда меня просили написать текст или его часть. Записывала вокал на треки. Другие музыканты группы работают тоже по такому же принципу. Дима полностью занимается всеми делам группы: от начальной работы над песнями, вплоть до их релиза. Мне нравится такой подход: так удобнее, когда треками занимается один или два человека, нежели все. Потому что у каждого свое мнение, у каждого немножко по-разному это всё звучит в голове. Чтобы сделать песню, над которой «сидит» вся группа одновременно, надо очень долго и кропотливо работать. Например, в моей группе мы пишем песни вдвоём с гитаристом. Он делает инструменталы, а я уже их дорабатываю вокально и пишу тексты.
Цитата из интервью / Из архива Евгении
FAKE–MM: Как бы ты оценила свой вклад в развитие проекта?
Евгения: Когда я приходила в группу, моей главной задачей было – не уронить планку. До меня в группе была очень хорошая вокалистка, красивая и очень харизматичная женщина с сильным и ярким голосом. Поначалу мне было действительно сложно из-за этого. Ожидания слушателей нельзя было подвести, нельзя было уронить интерес людей к группе, нельзя было подвести команду. Думаю, я с этим справилась, потому что оттока аудитории не случилось, люди продолжили ходить на концерты. «На место сильной и воинственной валькирии встала нежная, молодая славянская девчонка», - писали в комментариях подписчики.
«На место сильной и воинственной валькирии встала нежная, молодая славянская девчонка», - писали в комментариях подписчики. / Из архива Евгении
Когда я поехала в первый тур, то заметила такую тенденцию: очень много взрослых слушателей–мужчин, которые, как мне кажется, жаждали увидеть на сцене совершенно другую девушку, - увидели маленькую девочку, которая прыгает и бегает по сцене, не создавая гордый и воинственный образ, а делает шоу и генерирует драйв. Это был первый и последний тур, где я видела именно такую аудиторию. А вот уже во втором туре на концертах было очень много ребят моего возраста. Это тогда меня удивило. Я думала, что фолк-музыку не слушают мои ровесники. Я считаю, что у меня получилось омолодить аудиторию Хельвеген, привнести в музыку и концерты подростковый задор и озорство.
FAKE-MM: Расскажи какую-нибудь веселую или, может, печальную историю, случившуюся во время туров?
Евгения: Поездки в туры – это очень необычный опыт. Каждый тур — это маленькое приключение. Помимо того, что мы посещаем другие города, мы видим новые лица, заводим много новых знакомств. Проживаем этот отрезок времени совсем иначе, не так, как течет наша обычная жизнь.
Да, много всяких прикольных случаев происходило в турах. Какого-то особого негатива я не могу подметить, на самом деле. Мне хочется помнить по большей части лишь положительные моменты, связанные с группой. А, точно, был один не очень веселый момент, когда мы играли на фестивале «Былинный берег». На фестивале пускали салюты, и у меня, от неподготовленности, и по опыту жизни в Белгороде - началась паническая атака. Мне показалось, что фейерверки - это взрывы. Меня начало трясти, я заплакала. Конечно, что-то такое негативное вспоминать не хочется, но что ж, было дело.
FAKE-MM: И вот мы подошли к главному вопросу. Почему ты покинула группу Helvegen?
Евгения: Я долго думала, как и буду ли вообще говорить об этом публично, но решила, что лучший вариант – это сказать правду такой, какая она есть, как я ее вижу, и не пытаться что-то скрыть, не пытаться кого-то выставить хорошим или плохим. Начну с того, что из группы я не уходила. Меня выгнали. Выгнали подло и некрасиво. И вряд ли я когда-нибудь смогу простить это предательство ребятам.
Цитата из интервью / Из архива Евгении
FAKE–MM: Как это произошло?
Евгения: Недавно мы играли два концерта, в Москве и в Санкт-Петербурге. После второго концерта ко мне подошел фронтмен группы и сказал, что это был их последний концерт со мной.
«Хотел бы я пожелать тебе удачи, да не могу, хотел бы я тебе сказать спасибо, да не могу. Сдай, пожалуйста, свои вещи [мониторинг, микрофон] и всё, в добрый путь».
Цитата из интервью / Из архива Евгении
Для меня это было таким невероятным ударом. Смутно помню, но вроде как я даже огрызнулась в ответ на это. Меня переполняли эмоции, в ушах звенело. Я подошла ко всем ребятам по отдельности, чтобы попрощаться, и поняла, что они уже были в курсе моего «изгнания», для них это не было новостью. От этого моё сердце разбилось окончательно. На сцене, на которой мы выступали в этот день, продолжал идти фестиваль, и в тот момент мне больше всего на свете хотелось выйти на сцену и закричать об этой несправедливости перед толпой. Мне было противно и тяжело. Эта группа была мне как вторая семья. Я доверяла этим людям, ведь когда-то я даже переехала ради них в другой город, изменив свою жизнь. Я провела с ними почти два года. Сколько всего пережили: хорошего и плохого. Но, видимо, я просто обманывала себя. И это отвратительно.
FAKE–MM: В прощальном с тобой посте в ВК написали просто, что ваши пути разошлись. Как ты это прокомментируешь?
Евгения: Когда я увидела пост, была удивлена, что в нём не было каких-нибудь гадостей обо мне, потому что я уже была готова к любому раскладу. Пост выложили в тот же вечер, что стало ещё одним подтверждением того, что это давно спланированная акция, а не маниакальное решение.
Эдакий «тоненький намёк» на то, что я ушла сама и ушла в своё творчество меня: конечно, позабавил. Повторюсь, уход из группы - не моё решение.
Повторюсь, уход из группы - не моё решение. / Из архива Евгении
FAKE–MM: Были ли какие-то предпосылки к этому?
Евгения: Думаю, что были. В конце лета 2023 года, после фестивального сезона, я вернулась жить в Белгород. У меня начался четвёртый курс в колледже, и всех обязали ходить на занятия очно. С командой я обговорила этот момент.
Помимо этого, в начале 2024 года я опять переехала, но не обратно в Липецк, а уже в Москву. Тут и пошёл основной раскол между нами.
FAKE–MM: А группа получается всем составом живет в Липецке?
Евгения: Да, все музыканты живут там.
FAKE–MM: Что было дальше после твоего отъезда?
Евгения: Уехав в Белгород, занималась самостоятельно, ребята в Липецке репетировали без меня. Уже после этого, осенью, мы отыграли большой тур из двух частей, на котором я старалась показать себя хорошо, чтобы не подвести группу. Несмотря на отсутствие репетиций с группой, я не лажала, слушатели были в восторге, подходили за автографами, оставляли положительные отзывы и сообщения в социальных сетях. Тур получился действительно неплохим. Я была довольна тем, что прекрасно себя подала на концертах и не подвела группу тем, что отсутствовала на репетициях. Многие группы репетируют в разных городах, для современного мира это норма.
После тура, 30 декабря, в Белгороде произошли непоправимые, ужасные события. Из-за этого я решилась на переезд в Москву.
С момента переезда в столицу я начала плотно заниматься своей музыкой. В Липецке я на целый год забросила свою музыку и группу, а тут знакомства, концерты, новые лица. Я собрала концертный состав LITHIUM в Москве, мы стали репетировать. Я начала активно продвигать свою музыку, снимать ролики на свои треки. Первые плоды моего труда не заставили себя ждать. Мы с Литиумом выпустили альбом, первый, после долгого простоя, и трек «Красна девица» с этого альбома - очень сильно выстрелил. Сейчас, за 4-5 месяцев, общее число прослушиваний на нём уже около 1.5 млн. Для меня это стало мотивацией бросить работу в Москве, потому что я наконец-то начала получать деньги с музыки, и я с энтузиазмом продолжила заниматься своим творчеством.
Цитата из интервью / Из архива Евгении
Параллельно с этим, я замечала, что в Хельвеген происходит какой-то творческий простой. На протяжении всего времени моего пребывания в группе мне всегда давали задания. Запиши/приезжай/сними/сделай. Я получала список дел и выполняла их. Группа не моя, и со своими новшествами я не лезла, потому что знала, что вокалисту покажется, что я пытаюсь лезть в управление группой, а перетягивать одеяло на себя мне очень не нравится. Но, видимо, моя стратегия была совсем неправильной, потому что со временем на меня стали сыпаться претензии за то, что я не придумываю креативы, не снимаю контент, не придумываю идеи для роликов самостоятельно. Любые мои попытки убедить ребят в том, что я всегда делала всё по списку, и я готова снять и выложить любые ролики , которые мне скажут, они отражали тем, что я «для своей группы делаю, а для Хельвеген - нет». Один раз мне всё-таки написали список, и я сняла по нему ролики, но далее эти разговоры продолжали повторяться.
Переломный момент наступил за неделю до одного из двух последних наших концертов. Тема «моего безделья и отсутствия инициативы» вынеслась на общественное обсуждение в беседу команды, где мне очень сильно нагрубил вокалист. «Я могу выгнать всех и останусь успешным, а ты уйдёшь и не будешь нужна никому через полгода, а то и раньше», «я одну такую пережил и 10 таких переживу, которые считали, что без меня смогут дальше», «идёшь по дорожке амбиций, как прошлая вокалистка», «все на репе говорят, что Женя никому не уперлась без Хельвегена». Задело ли меня это? Да. Конечно задело, безумно задело. Я была очень зла, и поначалу даже огрызалась в беседе на все эти высказывания, но в какой-то момент просто перестала писать что-либо туда. Мне было очень обидно. После всех этих высказываний передо мной извинились, но это было очень картонно и через силу, как мне показалось.
Ты уйдёшь и не будешь нужна никому через полгода, а то и раньше. / Из архива Евгении
Следующие несколько дней я думала об уходе из группы. Было неприятно, что меня так некрасиво унизили в беседе, а никто из десяти человек за меня не вступился и не прервал этот поток субъективных оскорблений. Я не просила у группы помощи с моим проектом, более того, я старалась максимально не пересекать проекты между собой. Через пару дней я увидела, что у барабанщика концерт с его группой в Липецке и что вся команда Хельвеген его поддерживает в беседе, желает ему удачного выступления. А половина ребят, живущих в Липецке, пришли на его концерт. В этот момент я заплакала. От боли и от обиды. Мне очень хотелось этой поддержки и с моим проектом, чтобы моя «более опытная и взрослая» команда поддерживала мои начинания также ярко и открыто. Хотя, по правде говоря, девочки из команды иногда лайкали записи моей группы. Но никто из парней даже не был подписан на неё. Эта несправедливость также подкосила меня в преддверии концертов.
Я долго размышляла над тем, какое решение касательно группы мне принять, и старалась не отвечать никому из команды, не писать в беседу. Позже я решила: уходить из группы до концертов и подводить ребят - нельзя. После второго концерта соберусь с духом и обсужу с ними лично все наши недопонимания. Если бы я только знала...
FAKE–MM: Helvegen в плане песен сильно меняется. С чем это связно, как ты думаешь?
Евгения: Я считала, что это небольшой творческий кризис. У автора не получилось найти вдохновение, поэтому вместо привычных всем славянских-скандинавских треков стали выходить разные жанровые эксперименты и каверы. Плохо ли это? Считаю, что да. На рассвете группы как никогда важно прислушиваться к желанию аудитории и радовать её тем, что так или иначе отсылает к уже полюбившемуся творчеству.
Цитата из интервью / Из архива Евгении
FAKE–MM: Как отреагировала на пост о новой вокалистке?
Евгения: Как-то они прям оперативно, слишком быстро меня заменили, думала я. Не могу говорить, что это было неожиданно с учетом того, как легко меня выгнали. Это было очевидно, что есть другая вокалистка. Кстати, позже я узнала, что они с ней репетировали ещё до того, как меня выгнали. Получается, «додержали» меня, чтобы я не слилась перед концертами, и шанса поговорить и всё решить мирно, на который я надеялась, у меня заведомо не было. Вот оно как бывает, оказывается. Это настолько некрасиво, настолько подло по отношению к человеку, который тебе доверяет. Не представляю, как бы я жила, если бы поступила так с кем-то. Совесть бы точно не дала мне спокойно спать.
FAKE-MM: Как относишься к своей замене?
Евгения: Отношусь к новой вокалистке исключительно положительно. Хочу, чтобы у неё всё получилось. Она умничка, она зажжёт! Юлиана классная, красивая девчонка, у неё хороший голос.
Цитата из интервью / Из архива Евгении
Негативные эмоции я испытываю сейчас исключительно к музыкантам и команде, но никак не к новой вокалистке.
Позже я увидела, что комментарии вокалиста в телеграм-канале новой девочки датируются 19 апреля, хотя выгнали меня только 27-го. Тогда я получила третью порцию шока от того, как могут повести себя люди, которым и в которых ты веришь.
Я, правда, считаю, что можно было немного повременить с поиском новой вокалистки или, раз уже всё решено, хотя бы сказать мне прямо об этом, озвучить: «Нам кажется, что проблема нашего творческого застоя в тебе, мы хотели бы попробовать кого-то другого». Это было бы, как минимум, честно.
FAKE-MM: Немножко поговорим о приятном. Расскажи о новом сингле твоей группы Lithium, который выходит 10 мая. Что ждать твоим фанатам?
Евгения: Новая песня называется «Черви в черепе». Это самый-самый тяжелый релиз, наверное, за все время существования LITHIUM. Это будет фит с группой The Serious Men, с которой я, кстати, познакомилась на отборе на фестиваль «Улетай». Там я была судьей от группы HELVEGEN. Эти ребята выйграли отбор. Они очень мне понравились своим поведением на сцене, внешним видом, выступлением и песнями.
Новая песня называется «Черви в черепе». / Из архива Евгении
FAKE-MM: О чем будет эта песня?
Евгения: Эта песня о желчи и ненависти, которая сидит внутри каждого человека. О том самом незримом зле, которое отравляет каждого из нас, когда мы принимаем негативные решения, которые могут кого-то ранить или травмировать. Вот эти вот черви в черепе, их становится всё больше, и они всё сильнее поглощают всё человеческое, выставляя нашу звериную натуру наружу.
FAKE-MM: Еще какие планируешь релизы?
Евгения: Планирую релиз, в который я смогу вылить свои чувства, транслировать свои эмоции касательно пережитой ситуации. И такой прям небольшой спойлер: на одной из этих песен на фите будет неожиданный человек, который косвенно связан со всей этой ситуацией. Кто это? Узнаем в начале лета.
FAKE-MM: Представим вселенский апокалипсис. У тебя есть возможность спрятаться в бункере, но разрешено с собой взять всего лишь три музыкальных альбома. Какие бы музыкальные альбомы ты взяла бы с собой слушать на долгое-долгое время?
Евгения: Ого, какой тяжелый вопрос. Наверное, один из альбомов был бы альбом группы Нервы «7». Я очень люблю эту группу. Второй – альбом исполнителя Soltwine, который называется «Спасибо». Третий – одноименный альбом группы Cigarettes After Sex.
Даже после самого страшного шторма наступит ясный день / Из архива Евгении
FAKE-MM: Чтобы ты пожелала всем людям на Земле?
Евгения: Первое - люди заслуживают знать правду, и я всегда буду придерживаться этой мысли. Правда рано или поздно всплывёт, и всем, кто её не котирует, будет очень больно. Второе - верить в себя, уважать себя, своё мнение и то, что ты делаешь.
Третье - никогда не сдаваться. Быть на позитиве, стараться максимально положительно относиться к любым ситуациям, происходящим в жизни, потому что даже после самого страшного шторма наступит ясный день.