Появлению компьютерных игр предшествовала индустрия развлекательных аркадных автоматов, наподобие пинбола или просто механических игр, для запуска которых надо было бросить монетку в приемник.
- В начале 1950-х годов создавались специализированные компьютеры наподобие Nimrod опять же для игры в ним и Bertie the Brain и OXO для игры в крестики-нолики. Tennis for Two, разработанная физиком Уильямом Хигинботамом, имитировала игру в теннис с графическим интерфейсом, используя аналоговый компьютер и осциллограф, как средство вывода в реальном времени . Британский журналист Тристан Донован в книге Replay: The History of Video Games описывал 1950-е годы как «десятилетие фальстартов», единичных устройств, созданных в единственном экземпляре для выставок и разобранных позже — создатели этих устройств отбрасывали идею компьютерных игр как пустую трату времени. К 1960-м годам развитие вычислительной техники — от вакуумных ламп к транзисторам, а от транзисторов к интегральным схемам — сделало компьютеры намного более мощными и доступными, чем прежде. В 1961 году группа студентов из клуба Tech Model Railroad Club (TMRC, клуб железнодорожных моделистов) при Массачусетском технологическом институте использовала новейший на тот момент компьютер DEC PDP-1 для создания одной из первых компьютерных игр – космического симулятора Spacewar. Создатели игры охотно передавали код игры другим пользователям компьютеров PDP-1 в других университетах и лабораториях; сама компания DEC использовала игру для демонстрации возможностей компьютера потенциальным покупателям. PDP-1 был весьма дорогостоящим компьютером — 120 тысяч долларов США — и количество проданных компьютеров было ограничено несколькими десятками.
- В течении 1960-1970-х годов в университетской и научной среде США продолжали создаваться различные игры — как учебные программы, как упражнения в программировании и просто для развлечения студентов. Их количество и сложность росли по мере того, как становились всё более доступными, с развитием языков программирования и появлением первых компьютерных сетей (ARPAnet), позволявших пользователям взаимодействовать друг с другом и делиться программами. Система электронного обучения PLATO, особенно с запущенного в 1972 году поколения PLATO IV, стала особенно удобной для подобных проектов — на ней появились собственные версии Spacewar и шахмат, многопользовательские стратегические 4X-игры наподобие Empire и Star Trek (1972); адаптации настольных ролевых игр типа Dungeons & Dragons. Oregon Trail (1971), написанная для мейнфрейма HP 2100, предвосхитила симуляторы выживания; Maze War (1973) и Spasim (1974) стали первыми трёхмерными компьютерными играми . Текстовая игра Colossal Cave Adventure (1975) для мейнфрейма PDP-10, совмещавшая в себе симулятор спелеолога и элементы фэнтези в духе Dungeons & Dragons, открыла дорогу для квестов и interactive fiction. Если первые компьютерные ролевые игры, как dnd и pedit5, были относительно примитивными, их наследники становились всё сложнее — игры наподобие Moria (1975), Oubliette (1977) и Avatar (1979) использовали уже вид от первого лица, сложные многоуровневые подземелья и множество параметров для настройки персонажей.
Игровые Приставки
- В 1966 году американский инженер Ральф Бер, работавший в компании Sanders Associates — подрядчике Министерства обороны США — по собственной инициативе начал работу над проектом телевизионного устройства для игр, которое он называл Channel LP (с англ. — «let's play», «давай поиграем»). Хотя первые попытки Sanders Associates найти партнёра среди крупных производителей телевизоров, остались неудачными, в 1971 году Бер и его сотрудники сумели заключить контракт с компаний Magnavox; прототип устройства, в то время известный как Brown Box, был превращён в коммерческий продукт — первую домашнюю игровую приставку Magnavox Odyssey.
Magnavox Odyssey была впервые представлена публике 24 мая 1972 года и выпущена на американский рынок в августе 1972 года; приставка содержала в себе 13 игр, в том числе симуляторы футбола и тенниса, и продавалась вместе с различными аксессуарами для них, в том числе бумажными деньгами и накладками на экран. Несмотря на высокую стоимость, она завоевала огромную популярность — к 1975 году было продано больше 350 тысяч устройств.
- В 1975 Atari выходит на рынок игровых приставок с моделью Pong — поначалу через сеть розничной торговли партнёра Sears под маркой Sears Tele-Games, позже под собственной — Atari Pong. Несмотря на то, что приставка является аналогом Magnavox Odyssey, её ждёт неожиданный успех. На рынке появляется множество Pong-клонов приставок других производителей (показательно что эти приставки часто называются именно Pong-клонами, несмотря на то, что аналогичная игровая приставка Magnavox Odyssey вышла на три года раньше). Некоторые объясняют успех приставки Atari Pong тем, что на момент старта продаж приставки, уже около трёх лет существуют весьма популярные игровые автоматы Pong с абсолютно таким же названием, и многие игроки были не прочь иметь аналогичный аркадный автомат дома, в то время как про тот же Magnavox Odyssey они даже не слышали (с учётом того что аркадного игрового автомата с названием Odyssey не было) . В сентябре MOS Technology выпускает восьмиразрядный микропроцессор 6502. При производительности аналогичной процессорам других марок (в первую очередь Intel и Motorola) обладал более чем в семь раз меньшей ценой, что объясняет его высокую популярность и снижение цен на компьютеры. Происходит старт процесса выхода компьютеров из категории «только для профессионалов и энтузиастов». Сердцем первых домашних и игровых компьютеров по доступным ценам зачастую был MOS 6502. Приставки первого поколения реализовывались фиксированной логической схемой, а следовательно имели одну игру (возможно в нескольких вариациях). Они не содержали микропроцессора, и поэтому не могли выполнять другие алгоритмы. Выпуск приставок второго поколения, в основе которых был микропроцессор, способный выполнять более сложные алгоритмы, а значит и большой набор разнообразных и более сложных компьютерных игр, стал возможен благодаря резкому снижению цен на микропроцессоры, что в первую очередь произошло по причине выпуска дешёвого и производительного 6502. Вплоть до конца 1987 года 6502 (или его модификации) является сердцем большинства продаваемых игровых приставок. На протяжении длительного времени, вплоть до конца 90-х годов, процессор 6502 (или его модификации) часто встречался в составе персональных компьютеров (в том числе домашних и игровых), игровых приставок и аркадных автоматах.
Многие компании начинают разработку компьютеров на основе нового доступного микропроцессора 6502. В этом же году компания Cyan Engineering начинает проект Stella. По замыслу разработчиков Stella — игровая система на основе недавно выпущенного микропроцессора MOS Technology 6502. А это значит, что система сможет выполнять более сложные игровые алгоритмы чем популярный Pong, и главное, что система сможет воспроизводить гораздо большее количество игр. Когда в процессе разработки было предложено записывать игры на постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) и сделать его сменным, сформировалось понятие игровой приставки со сменными картриджами в привычном нам понимании. Однако начатый проект требует достаточно больших финансовых затрат, и компания не в состоянии продолжать его самостоятельно. Поэтому в конце года Atari приобретает компанию Cyan Engineering.
- В 1976 году Exidy выпускает аркадный автомат Death Race. Это первая игра получившая широкое осуждение общественности за высокий уровень насилия в игре, вызвавший массовые протесты и широкое освещение в СМИ, что в результате привело к быстрому завершению продаж данного автомата.
В апреле Atari выпускает новый аркадный автомат Breakout — развитие классического Pong. Игра стала основоположником жанра Breakout-аркад. Концепция игры была разработана Ноланом Бушнелем (Nolan Bushnell) и Стивом Бристоу (Steve Bristow). Первая техническая реализация была выполнена Стивом Джобсом и Стивом Возняком. Несмотря на более сложный алгоритм, Breakout всё ещё строится на TTL-элементах и не содержит микропроцессора.
Компания Atari весьма успешна в сфере развлечений, но продажи приставок Pong сокращаются и в компании понимают что весьма затратный проект Stella без дополнительных финансовых вливаний может погубить компанию. В октябре Warner Communications покупает компанию Atari за 28 миллионов долларов и фактически спонсирует продолжение разработки проекта Stella. В июле начинаются продажи микропроцессора Zilog Z80. Аналогично MOS Technology 6502, имея высокую производительность и низкую цену, стал одним из наиболее распространённых семейств микропроцессоров и открыл дорогу доступным домашним компьютерам и игровым системам. Наряду с 6502 часто использовался в составе домашних и игровых компьютеров, аркадных автоматов, игровых приставок и портативных консолей. Интересно, что некоторые продукты имели в своём составе как MOS 6502 так и Zilog Z80, например, достаточно популярный домашний компьютер Commodore 128. Некоторые игровые системы, выпускавшиеся уже в 2000-х годах, как, например, Nintendo Game Boy Advance, также содержали в своём составе Zilog Z80. В ноябре Fairchild выпускает игровую приставку Channel F (изначально под названием Fairchild VES) — первую игровую приставку второго поколения. Это первая игровая приставка основанная на микропроцессоре (собственной разработки Fairchild F8) и выполняющая игровые программы, записанные на картриджах. С выпуском Fairchild Channel F начинается эпоха игровых приставок второго поколения и начало заката Pong-приставок.
- В 1977 году в январе Radio Corporation of America вслед за Fairchild Channel F выпускает свою игровую приставку основанную на микропроцессоре (собственной разработки RCA 1802) RCA Studio II. Это вторая приставка второго поколения. Как и Fairchild Channel F приставка RCA Studio II является коммерчески безуспешной — отчасти из-за слабых технических характеристик, отчасти из-за отсутствия на тот момент общего понимания вида компьютерных игр, а следовательно и отсутствия качественных игр, которые смогли бы оказаться хотя бы не скучнее игр Pong.
Nintendo повторно выходит на рынок игровых приставок с приставкой Color TV Game 6. На этот раз Nintendo самостоятельно производит приставки (в отличие от 1972 года, где приставки были полностью разработаны и производились компанией Magnavox). Тем не менее большая часть системных компонентов производится партнёром — компанией Mitsubishi. Приставка является очередным Pong-клоном и на момент выпуска уже является морально устаревшей. 14 октября (анонс системы состоялся 11 сентября 1977 года) Atari выпускает игровую приставку второго поколения Atari 2600 (при старте имеет название Atari VCS). Проект Stella — игровая приставка на базе микропроцессора MOS 6502 — оказался очень затратным для компаний Cyan Engineering, Atari и Warner Communications, но, в результате, превратился в самую продаваемую игровую приставку второго поколения. На Atari 2600 было портировано большое количество игр с аркадных автоматов и впервые вышло большое число классических компьютерных игр. Именно с выходом Atari 2600 (а не Fairchild Channel F) многие связывают начало эры игровых приставок второго поколения и начало приставочного бума. Atari 2600 серьёзно доминировала на рынке игровых приставок — так за всю эпоху приставок второго поколения одних только Atari 2600 удалось продать намного больше, чем всех приставок этого поколения других производителей вместе взятых[21]. Atari 2600 также оказалась первой коммерчески успешной игровой приставкой способной запускать игры записанные на картриджах.
В конце года выходит ещё одна приставка второго поколения — Bally Astrocade. В связи с производственными проблемами первые продажи состоялись лишь в 1978 году. Приставку нельзя назвать успешной, в течение всего жизненного цикла продажи были весьма скромными.
Cinematronics выпускает аркадный автомат Space Wars. Space Wars является аркадным вариантом игры 1962 года Spacewar! и претендует на звание первого широкодоступного аркадного автомата с векторной графикой и, соответственно, доступной широкой публике первой игры с векторной графикой. 5 июля компания Apple Computer выпускает в продажу персональный компьютер Apple II по цене 1298 долларов. Apple II (на базе микропроцессора MOS Technology 6502) является первым доступным поставляемым компьютером в виде готового устройства. Первые графические коммерческие игры появляются именно для компьютера Apple II. Несмотря на то, что системы PDP и PLATO к 1977 году уже располагали некоторой базой компьютерных игр, они ни по габаритам, ни по цене не были доступны простым людям, поэтому знакомство с первыми компьютерными играми для персональных компьютеров для большинства людей началось именно с компьютеров Apple II. 3 августа Tandy представила компьютер TRS-80 созданный специально для сети магазинов RadioShack. Аналогично компьютеру Apple II, TRS-80 продавался в виде готового устройства. Но в отличие от других компьютеров того времени, которые продавались только в специализированных магазинах или заказом по почте через журналы для радиолюбителей, TRS-80 продавался в обычных магазинах бытовой радиоэлектроники RadioShack (на тот момент география сети насчитывала около 3000 магазинов). Компьютер был популярен у энтузиастов и в качестве персонального компьютера в небольших офисах. Тем не менее доступность компьютера через магазины RadioShack сделало TRS-80 популярным домашним компьютером. И несмотря на весьма скромные графические возможности для TRS-80 была создана весьма приличная библиотека игр. В этом же году был выпущен первый компьютер компании Commodore. Commodore PET был анонсирован ещё в начале года, но первые 100 машин были проданы только в октябре. Компьютер создавался исключительно как готовое офисное решение. Но являясь полноценным компьютером и поставляясь в виде готового решения получил распространение и в качестве домашнего компьютера. Commodore PET не имел графического режима и поэтому обладал весьма небольшим набором игр — преимущественно текстовых, либо выполненных в псевдографике. Компьютер был быстро вытеснен с рынка домашних компьютеров более прогрессивными моделями, однако в течение ограниченного времени был достаточно популярным. Более того журнал Byte Magazine назвал три самых популярных и значимых компьютера 1977 года и назвал эту тройку «1977 Trinity». В неё вошли Apple II, RadioShack TRS-80 и Commodore PET. Сам же Commdore PET оказался весьма успешным коммерчески и послужил основой для будущих компьютеров Commodore и успеха компании.
Уолтер Брайт создаёт игру Empire (не стоит путать с игрой Empire 1973 года для систем PLATO - см. выше) для компьютера PDP-10 — одну из первых стратегических игр. Формально под определение компьютерной стратегической игры попадает компьютерная реализация игры в шахматы или в карточные игры, которых к 1977 году было создано уже великое множество. Поэтому, Empire официально не может считаться первой стратегической игрой. Тем не менее, заслуга Empire в том, что она является не компьютерной реализацией существующей настольной или карточной игры, а первой самостоятельной игрой с более сложным алгоритмом для ведущего (в данном случае компьютера). Игра оказала непосредственное влияние на развитие жанра стратегических игр и возможно определила черты будущих компьютерных стратегий.
Марк Бланк, Брюс Дэниэлс, Тим Андерсон и Дэйв Леблинг создают первую версию игры Zork для PDP-10. Позже они основывают компанию Infocom и портируют игру Zork на персональные компьютеры. Zork — первая коммерческая игра жанра текстового квеста. В то же время игра имела серьёзный коммерческий успех. Несмотря на малое распространение компьютеров в те времена, игра Zork I разошлась тиражом 378 987 копий, что послужило толчком развития серии Zork, развития жанра текстовых квестов, а чуть позже текстово-графических и графических квестов.
- Начавшаяся в 1976 году эра второго поколения игровых приставок продолжилась с новой силой в 1978 году. Состав производителей систем последнего поколения пополняется новыми участниками. В июле Magnavox уже как подразделение Philips выпускает свою игровую приставку второго поколения Magnavox Odyssey² (в некоторых странах приставка выходит под именами Philips Odyssey² и Philips Videopac G7000). В отличие от других игровых приставок Magnavox Odyssey² стала попыткой выхода сразу на два рынка — полноценная клавиатура на корпусе позволяет использовать устройство не только как игровую приставку, но и как домашний компьютер. Magnavox Odyssey² стала первой игровой приставкой, которая смогла бросить достойный вызов Atari 2600. Модель была достаточно успешной (к 1983 году было продано более миллиона экземпляров), тем не менее по уровню популярности сравнится с Atari 2600 она так и не смогла. Продажи консоли Atari были в несколько раз выше. По факту Atari продавала около миллиона консолей в год, а в 1980 году, продажи 2600-й модели достигли рекордной планки — около двух миллионов экземпляров в год.
В 1978 году основана компания Melbourne House, которая первоначально занимается изданием книг. Но уже в 1980 году компания осваивает новое издательское дело — издание компьютерных игр для персональных компьютеров, а в составе компании создаётся собственная студия по производству компьютерных игр Beam Software. Компания получила известность за игры The Hobbit (1982) (получила награду Golden Joystick Award в 1983 году), The Way of the Exploding Fist (1985) (получила награду Golden Joystick Award в 1985 году), Barbarian (1987), сиквелы этих игр и другие менее известные проекты.
В июне Taito выпускает новый аркадный автомат Space Invaders. Игра становится настолько популярной, что вызывает временный дефицит монет номинала, принимаемого автоматом. Space Invaders является основоположницей современного жанра shoot 'em up. Позже игра была портирована почти на все домашние игровые платформы. Интересно, что по соглашению Taito и Atari первой игра была портирована на Atari 2600 в 1980 году. После выхода Space Invaders для Atari 2600 продажи консоли увеличились в 4 раза. Нередко заявляется, что именно с игры Space Invaders начиналась так называемая «золотая эра аркадных автоматов». Space Invaders является лучшей аркадной игрой по версии Книги рекордов Гиннесса.
Вслед за Taito на волне золотого века аркадных автоматов на рынок выходят ещё два японских производителя Namco и Konami. Обе компании (в будущем ведущие поставщики аркадных развлечений) именно в 1978 году выпускают свои первые автоматы — Namco выпускает Gee Bee, а Konami — Block Game.
- В 1979 Пользуясь успехом Space Invaders выходит множество клонов этого аркадного автомата от других производителей, так Konami выпускает Space King, а Nintendo — Space Fever.
Atari на волне успеха аркадных автоматов выпускает свой автомат космической тематики Lunar Lander (аркадный симулятор посадки лунного модуля). Игра не пользовалась большим успехом, хотя впоследствии часто выпускалась на домашних компьютерах. Однако, продолжая тему космических полётов, в том же году Atari выпускает ещё один аркадный автомат Asteroids. Игра имела огромный успех и стала самой продаваемой игрой Atari всех времён. Популярность игры была такой высокой, что в автоматах пришлось менять ёмкость для сбора монет на бóльшую. Игра перевыпускалась на многих игровых приставках восьмидесятых годов, при этом обычно оказывалась в числе бестселлеров для данной консоли.
Упоминая о космических шутерах нельзя не сказать об ещё одном представителе классических игр золотого века аркадных игр. В октябре Namco выпускает аркадный автомат Galaxian. Созданная, как конкурент Space Invaders игра быстро завоевала популярность во многих странах мира. Позже Galaxian была перевыпущена на многих игровых платформах. Игра оказала большое влияние на развитие жанра Shoot 'em up. Развивая популярность игры, позже было выпущено несколько сиквелов — Galaga в 1981 году, менее известное Gaplus в 1984, а также Galaga '88 (1987), Galaxian 3 1990) и многие менее знаменитые игры серии.
И хотя космические шутеры доминируют в секторе компьютерных игровых автоматов, тем не менее некоторые аркадные производители пытаются выпустить игры других жанров. Аркадный автомат Warrior от компании Cinematronics часто называют первым автоматом жанра Файтинг. Несмотря на векторную графику и необычный для современного файтинга вид сверху, игра определила основные принципы жанра. Большой популярностью аркадный автомат не пользовался.
Ричард Гэрриот создаёт для Apple II игру Akalabeth: World of Doom — одну из первых игр жанра RPG и первую игру вселенной Ultima. На сегодняшний день Ultima является одной из самых популярных фэнтезийных игровых вселенных. Игры серии Ultima выходили и продолжают выходить на большинстве популярных игровых платформах.
В августе Atari начинает выпуск первых 8-разрядных домашних компьютеров — моделей Atari 400 и Atari 800. Впоследствии модельный ряд дополнили ещё семь моделей. Изначально проект разрабатывался как игровая приставка, которая сменит Atari 2600. Но неожиданный успех компьютеров Apple II заставил Atari переработать проект и выпустить вместо игровой приставки настольный компьютер. Основанная на MOS Technology 6502 серия домашних компьютеров от Atari была очень популярной, но прямой конкуренции на компьютеры Apple не оказывала. Apple II был очень распространённым офисным компьютером, но, обладая ценой существенно ниже чем у Apple II, компьютеры Atari в большей степени подходили на звание домашних. Для всей серии вышло несколько тысяч игровых программ, таким образом, 8-разрядные компьютеры Atari стали первыми по-настоящему игровыми домашними компьютерами и оказали большое влияние на становление и развитие рынка коммерческих компьютерных игр. Несмотря на высокую конкуренцию со стороны моделей других производителей, компьютеры данной серии выпускались до 1992 года.
Для игровой приставки Atari 2600 выходит игра Adventure за авторством Уоррена Робинетта. Игра является первой реализаций жанра action-adventure. Позже широкую известность игре принёс тот факт, что Adventure является первой компьютерной игрой, в которой было помещено пасхальное яйцо. На самом деле значение этой «пасхалки» достаточно велико. Во-первых, игры для мегапопулярной приставки Atari 2600 выпускала (и, естественно, получала с этого прибыль) только Atari. Правда, аналогичной политики в то время придерживались и другие производители игровых приставок. Во-вторых, корпоративная политика Atari запрещала размещать в производимых играх имена создателей — все игры шли с подписью «сделано Atari». С учётом того, что игры помимо прямой многомиллионной прибыли косвенно увеличивали продажи самих приставок Atari 2600, авторы игр оставались недовольны тем что фирма не признавала авторство за реальными авторами, и, соответственно, денежно не поощряла авторов многих хитов. На самом деле пасхальное яйцо Adventure — ничто иное, как спрятанное имя настоящего автора игры. Именно внутренний конфликт в Atari спровоцировал выход многих программистов из-под крыла компании и создание нескольких независимых компаний по выпуску компьютерных игр, прервав тем самым монополию создателей приставок на выпуск игр к ним.
1 октября недовольная внутренней политикой компании из Atari уходит группа из четырёх разработчиков игр и основывает свою компанию Activision. Компания стала первым независимым разработчиком компьютерных игр для игровых приставок и домашних компьютеров. На сегодняшний день Activision является крупнейшей игровой компанией в мире. Годовой оборот составляет около 5 млрд. долларов США.
Activision довольно быстро начинает выпускать новые качественные игры для Atari 2600, что с одной стороны увеличивает популярность приставки, но с другой не приносит прямой прибыли Atari и даже создаёт конкуренцию для игр, выпущенных Atari. Такая ситуация не устраивает Atari (в особенности если учесть, что компания создана бывшими сотрудниками Atari, а также в Activision продолжается отток персонала). Более того технических ограничений на запуск картриджей других производителей в Atari 2600 не было. В результате Atari подаёт на Activision в суд, с целью обязать выплачивать часть прибыли от продаж игр для Atari 2600 в пользу Atari, однако суд решает дело в пользу Activision, и по примеру Activision появляется множество новых разработчиков игр для Atari 2600, а затем и для других домашних игровых систем.
В том же году была основана компания Sierra Entertainment (первоначально под названием On-Line Systems, в 1982 году была переименована в Sierra On-Line). Целью компании была разработка графических игр для компьютера Apple II, но компания стала знаменита многими оригинальными играми и для других платформ. Компания известна прежде всего как создатель первого графического квеста Mystery House, и является основоположником жанра. Более того, компания долгое время считалась создателем лучших графических квестов. Именно этой компанией были созданы такие известные серии квестов, как King's Quest, Space Quest, Leisure Suit Larry, Police Quest. Компания выступала и как издатель игр сторонних студий.
В ноябре Milton Bradley выпускает первую портативную игровую консоль со сменными картриджами Microvision. Несмотря на несовершенство и ненадёжность системы (количество выходов из строя было очень большим), а также низкую производительность консоли и очень примитивную графику (монохромный экран разрешением 16x16 пикселей с достаточно высокой задержкой при смене изображения) была достаточно популярной. Microvision продавалась всего три года, но за это время было продано более восьми миллионов устройств.