Если внимательно посмотреть на бронетехнику времен Второй мировой войны, можно заметить одну немаловажную особенность: все немецкие танки выкрашены в серый цвет, а советские - преимущественно в зеленый. Чем же был обусловлен выбор расцветки для военного камуфляжа и выполнял ли он еще какую-нибудь функцию, помимо маскировочной, расскажу в сегодняшнем материале.
Еще со временем Первой мировой войны в большинстве армий наиболее развитых стран мира для маскировки различных объектов применялась защитная окраска цвета «хаки» - зеленая с землистым оттенком.
Затем французы внедрили многоцветную окраску, которая представляла собой чередующиеся светлые или темные полосы, а также крупные пятна. Дальнейшее использование и, как результат, совершенствование этой окраски привело к созданию камуфляжа, основное назначение которого являлась маскировка объекта в тех или иных условиях.
В Красной Армии камуфляж появился в 1920 году, тогда же были сформированы и первые танковые отряды. Существует мнение, что работами по созданию камуфляжной окраски руководил известный художник Александр Родченко.
Советские танки, раскрашенные по его проектам, имели двухцветный камуфляж, состоящий из ярко-зеленых пятен, наложенных на темно-зеленый фон. Однако основная часть машин бронетанковых сил РККА продолжала окрашиваться защитной зеленой краской различных оттенков.
До конца 30-х годов особой необходимости в камуфляже не было, поскольку Красная Армия со своими тысячами танков, собиралась стремительно наступать на вражеские территории до полного разгрома противника. И в этом случае камуфляж выполнял ни сколько роль маскировки, сколько являлся способом опознания взаимодействующих друг с другом типов войск: например, танков и авиации в ходе наступления.
Поэтому приоритет отдавался не сложной защитной окраске, а тактическим и опознавательным знакам. Однако в августе 1939 года все же были проведены испытания различных камуфляжных схем для колесных и гусеничных машин. В результате «переодеть в камуфляж» удалось только часть бронетехники в приграничных западных округах. В качестве основного цвета использовалась защитно-зеленая краска 4БО.
За время суровых боев 1941-го советский танковый парк существенно уменьшился, а заводы, эвакуированные на Урал, еще только начинали набирать обороты и налаживать выпуск новой продукции. Поэтому было, мягко говоря, не до камуфляжа. Единственным исключением из этого правила стали бронепоезда. Тем не менее камуфляж на танки по возможности старались наносить.
Но с середины 1943 года стратегическая инициатива на советско-германском фронте прочно перешла в руки Красной Армии, поэтому камуфлированные танки и САУ в заключительный период войны стали встречаться достаточно редко, и, как правило, являлись инициативой местного командования.
А что касательно немецких танков? До 1937 года для покраски немецких бронемашин использовалась палитра из трех основных цветов: темно-желтый матовый, коричневый матовый и зеленый матовый. С 1937 года немцы стали использовать темно-коричневую и темно-серую основу, а с 1939-го все танки и вовсе стали краситься исключительно в серый цвет.
Для блицкрига («молниеносной войны») такой, казалось бы, простой камуфляж подходил как нельзя лучше. В тактике наступления, качество, да и само наличие маскировочного рисунка были не столь важны хотя бы потому, что блицкриг можно было «провернуть» только летом или в теплое время года. Техника с простым серым камуфляжем легко скрывалась от авиации или любого другого наблюдателя в тени леса.
Более того, если максимально упростить карту Европы, то она представляет собой сеть городов, расположенных недалеко друг от друга и соединённых сетью дорог, поэтому серый танк было довольно просто скрыть в тени здания или на фоне стены. Тут даже особых усилий применять не нужно!
Ну а серая танковая колонна к тому же незаметна с воздуха на фоне автострады. Для тактики наступления – вариант отличный! Кроме того, в серый окрашивалась и вся прочая немецкая техника, даже авиация, и уж тем более трофеи. Подобная система опознавания «свой-чужой» на фоне коричнево-зеленых танков союзников считалась наиболее эффективной. Хотя, конечно, на большом расстоянии особой разницы не было – темно-зеленый танк или серый.
В 1943-м от серой краски отказались. Блицкриг провалился, да и большинство танков к 1943 году находилось на юго-западе и в южных степях, где толку от серой краски было мало. Поэтому базовый серый уступил место более универсальному темно-желтому, на который также наносились красно-коричневые и оливковые пятна.
Также нужно отметить, что серый камуфляж был неуместен и в пустыне, поэтому в Африку поставляли машины исключительно желто-коричневого цвета.
К концу войны немецкий камуфляж претерпел еще немало изменений, в результате которых вся техника, сошедшая с конвейера в начале 1943 года, окончательно распрощалась с серым цветом. Таким образом серый цвет «молниеносного блицкрига» перешел в засадный камуфляж, который впоследствии уступил место незамысловатому рисунку на фоне грунтовочного слоя красно-коричневого цвета.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!