Найти тему
Александр Снитовский

Почему советские танки красили в зелёный цвет, а немецкие в серый

Советский танк Т-34
Советский танк Т-34

Если внимательно посмотреть на бронетехнику времен Второй мировой войны, можно заметить одну немаловажную особенность: все немецкие танки выкрашены в серый цвет, а советские - преимущественно в зеленый. Чем же был обусловлен выбор расцветки для военного камуфляжа и выполнял ли он еще какую-нибудь функцию, помимо маскировочной, расскажу в сегодняшнем материале.

Немецкий средний танк Pz.Kpfw.III
Немецкий средний танк Pz.Kpfw.III

Еще со временем Первой мировой войны в большинстве армий наиболее развитых стран мира для маскировки различных объектов применялась защитная окраска цвета «хаки» - зеленая с землистым оттенком.

Французский танк "Рено" FТ-17
Французский танк "Рено" FТ-17

Затем французы внедрили многоцветную окраску, которая представляла собой чередующиеся светлые или темные полосы, а также крупные пятна. Дальнейшее использование и, как результат, совершенствование этой окраски привело к созданию камуфляжа, основное назначение которого являлась маскировка объекта в тех или иных условиях.

Французский танк Char B1 bis
Французский танк Char B1 bis

В Красной Армии камуфляж появился в 1920 году, тогда же были сформированы и первые танковые отряды. Существует мнение, что работами по созданию камуфляжной окраски руководил известный художник Александр Родченко.

Рено русский - первый серийный танк СССР
Рено русский - первый серийный танк СССР

Советские танки, раскрашенные по его проектам, имели двухцветный камуфляж, состоящий из ярко-зеленых пятен, наложенных на темно-зеленый фон. Однако основная часть машин бронетанковых сил РККА продолжала окрашиваться защитной зеленой краской различных оттенков.

Александр Родченко
Александр Родченко

До конца 30-х годов особой необходимости в камуфляже не было, поскольку Красная Армия со своими тысячами танков, собиралась стремительно наступать на вражеские территории до полного разгрома противника. И в этом случае камуфляж выполнял ни сколько роль маскировки, сколько являлся способом опознания взаимодействующих друг с другом типов войск: например, танков и авиации в ходе наступления.

Танк Т-26
Танк Т-26

Поэтому приоритет отдавался не сложной защитной окраске, а тактическим и опознавательным знакам. Однако в августе 1939 года все же были проведены испытания различных камуфляжных схем для колесных и гусеничных машин. В результате «переодеть в камуфляж» удалось только часть бронетехники в приграничных западных округах. В качестве основного цвета использовалась защитно-зеленая краска 4БО.

Плавающий танк Т-38
Плавающий танк Т-38

За время суровых боев 1941-го советский танковый парк существенно уменьшился, а заводы, эвакуированные на Урал, еще только начинали набирать обороты и налаживать выпуск новой продукции. Поэтому было, мягко говоря, не до камуфляжа. Единственным исключением из этого правила стали бронепоезда. Тем не менее камуфляж на танки по возможности старались наносить.

Уралвагонзавод
Уралвагонзавод

Но с середины 1943 года стратегическая инициатива на советско-германском фронте прочно перешла в руки Красной Армии, поэтому камуфлированные танки и САУ в заключительный период войны стали встречаться достаточно редко, и, как правило, являлись инициативой местного командования.

Советский бронепоезд
Советский бронепоезд

А что касательно немецких танков? До 1937 года для покраски немецких бронемашин использовалась палитра из трех основных цветов: темно-желтый матовый, коричневый матовый и зеленый матовый. С 1937 года немцы стали использовать темно-коричневую и темно-серую основу, а с 1939-го все танки и вовсе стали краситься исключительно в серый цвет.

Немецкий легкий танк Pz.Kpfw. II
Немецкий легкий танк Pz.Kpfw. II

Для блицкрига («молниеносной войны») такой, казалось бы, простой камуфляж подходил как нельзя лучше. В тактике наступления, качество, да и само наличие маскировочного рисунка были не столь важны хотя бы потому, что блицкриг можно было «провернуть» только летом или в теплое время года. Техника с простым серым камуфляжем легко скрывалась от авиации или любого другого наблюдателя в тени леса.

Немецкий "Тигр"
Немецкий "Тигр"

Более того, если максимально упростить карту Европы, то она представляет собой сеть городов, расположенных недалеко друг от друга и соединённых сетью дорог, поэтому серый танк было довольно просто скрыть в тени здания или на фоне стены. Тут даже особых усилий применять не нужно!

Немецкая танковая колонна
Немецкая танковая колонна

Ну а серая танковая колонна к тому же незаметна с воздуха на фоне автострады. Для тактики наступления – вариант отличный! Кроме того, в серый окрашивалась и вся прочая немецкая техника, даже авиация, и уж тем более трофеи. Подобная система опознавания «свой-чужой» на фоне коричнево-зеленых танков союзников считалась наиболее эффективной. Хотя, конечно, на большом расстоянии особой разницы не было – темно-зеленый танк или серый.

Немецкий средний танк "Neubaufahrzeug"
Немецкий средний танк "Neubaufahrzeug"

В 1943-м от серой краски отказались. Блицкриг провалился, да и большинство танков к 1943 году находилось на юго-западе и в южных степях, где толку от серой краски было мало. Поэтому базовый серый уступил место более универсальному темно-желтому, на который также наносились красно-коричневые и оливковые пятна.

Немецкий танк в желтой раскраске
Немецкий танк в желтой раскраске

Также нужно отметить, что серый камуфляж был неуместен и в пустыне, поэтому в Африку поставляли машины исключительно желто-коричневого цвета.

Немецкий танк в Африке
Немецкий танк в Африке

К концу войны немецкий камуфляж претерпел еще немало изменений, в результате которых вся техника, сошедшая с конвейера в начале 1943 года, окончательно распрощалась с серым цветом. Таким образом серый цвет «молниеносного блицкрига» перешел в засадный камуфляж, который впоследствии уступил место незамысловатому рисунку на фоне грунтовочного слоя красно-коричневого цвета.

Тяжелый танк Pz.Kpfw.V «Panther»
Тяжелый танк Pz.Kpfw.V «Panther»

Большое спасибо за лайк под этой статьёй!

Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!

А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!