Общественный транспорт на Шри-Ланке развит отлично а те места, куда не доходит общественный транспорт покрываются тук-туками. Дороги в приличном состоянии, так что передвигаться по острову можно... иногда даже с комфортом.
Что вам нужно знать про местный транспорт
Статья получилась большая, а потому буду делить на части
- Транспорт в Шри-Ланке - вы здесь
Дисклеймер! На Шри я была первый и пока единственный раз. Со многими проблемами я не сталкивалась и опыта моего может быть недостаточно. Уточнить актуальность информации можно, в чатах, к примеру https://t.me/Shri_Lanka_RU или подобных. Там собираются или те, кто на данный момент отдыхает на острове или уже живет там некоторое время
Табуретки, они же скутеры, они же byke
Это самый массовый местный транспорт. Загрузить на один скутер местные умудряются до пяти человек, а также управлять им без помощи рук, или писать в чатики сидя третьим на пассажирском. Носятся как психи, хотя большинство добропорядочно надевают шлемы.
Взять такой в аренду вам предложат на каждом углу, но наше консульство сильно против, потому как движение правостороннее, а мы, внезапно, не настолько отбитые, чтобы запросто увернуться от crazybuss, который несется по встречке, и не столкнуться при этом с туктукерами. Мотоциклы распространены чуть меньше, однако и их на дорогах хватает, а арендаторы и скутеры и мотоциклы обзывают byke? Так что уточняйте, что вам дают в аренду.
Тук-Тук
Это приспособление, больше похоже на трехколесный крытый мотоцикл. Они здесь вместо такси на короткие расстояния. Такой довезет вас с ветерком на рынок или до ближайшего городка, при этом вы насладитесь не только видами из открытой кабинки, но и лихим поведением водилы на дороге. В первый раз поездка воспринимается как аттракцион, но потом привыкаешь. Отдельное удовольствие попасть в нем под тропический дождь — когда в течении 20 минут на вас вдруг выливается месячная норма осадков. Для таких случаев у тукеров предусмотрены шторки, которые вам нужно будет на ходу развернуть, застегнуть на молнию со своей стороны и помочь водителю закрепить край с его стороны. Все это не снижая скорость. (Видео гонок на тук-туках, чтобы вы представили, на что способны эти малыши)
Ловить тукеров можно просто на улице, точнее они сами вас поймают. Стоят они вдоль всех улиц и, едва заметив человека с европейской внешностью, начинают зазывать «Sir/Madame, Taxi». Если не нужно, то достаточно простого «No, thanks». Если же вы готовы ехать, то можете попробовать поторговаться.
Существует легенда, что можно вызвать тукера через приложение Pick me, но цены в нем настолько грустные (для тукеров, конечно), что большинство просто отменяют поездку сразу. Единственный раз, когда тукер не сбросил поездку сразу, был в Коломбо, но там уже сбросили мы, так как водитель позвонил уточнить наше положение и мы просто друг друга не поняли.
Crazy Buss
Именно так называют ланкийские рейсовые автобусы туристы. Сначала мы думали, что причиной тому яркая расцветка и полный игнор правил дорожного движения, пешеходов и других транспортных средств. А потом мы попали внутрь.
Так вот — это не просто автобусы, это буквально произведения искусства в стиле индийского барокко: все поверхности, которые можно хромировать, хромированы, все кресла обтянуты в тон внешнему виду автобуса. В потолке установлены несколько ламп со светомузыкой, а из колонок под потолком несется веселый местный мотив. Водитель весело подпевает музыке и крутит баранку.
Для того, чтобы понять каково это быть внутри — вспомните автобус из Гарри Поттера и представьте себя на месте Гарри: «Тормози, Эрл!». Одно могу сказать точно, находиться внутри безопаснее, чем снаружи.
Стоимость поездки Унаватуна- Галле 250 рупий, Унаватуна — Turtle beach (местный) — 40 рупий (две остановки) . Оплата внутри автобуса местному штурману.
А вот еще одно описание поездки:
«Это е*аное ведро с болтами и гайками светящееся похлеще новогодней елки, которое едет как е*анько на скорости 100+км, гудит как паровоз и откровенно кладёт х*й на все вокруг. И ещё скрипит на каждом повороте, как будто щас развалится, а тормозит со звуком пииииииииии. А внутри выглядит как образчик цыганского автомобилестроения.»
Express Bus
Это относительно новый вариант автобуса — ездит на длинные расстояния по платному шоссе. Это обычные туристические автобусы без местного колорита. Зато с кондеем, удобными креслами и прочими привычными нам плюшками. Основной минус — неясность расписания. Мы о них узнали с сайта rome2rio.com, когда опоздали на поезд из Коломбо в Галле.
На автобусной станции вас отлавливают водители и штурманы, которые, когда слышат вашу точку назначения, запихивают в один из автобусов,где из опознавательных знаков только номер маршрута (В нашем случае E-21). Оплата в автобусе. Проверить расписание можно вот здесь https://www.ntc.gov.lk/times/
NB! Автобус из Коломбо уходит со станции Kadawatha
Велосипед
Местные катаются, мы даже нашли несколько пунктов аренды, но слишком страшно пытаться вписаться на столь хрупком транспорте в местное дорожное сумасшествие.
Такси
Такси просто на улице мы не видели, да нам оно ни разу и не понадобилось. По всей Шри Ланке работает приложении Pick Me и, говорят, можно заказать такси через него. Мы пытались через него заказать тук-тук и у нас ни разу это не вышло, так что однозначно посоветовать его я не могу. В Коломбо работает Убер.
Поезда (Железные дороги на Шри-Ланке)
«Из пункта Ад в пункт Б ехал старый ржавый механизм.... И кровоточил».
Железные дороги связывают большинство крупных городов на Шри Ланке и по ним вполне можно объехать весь остров. Чаще всего туристы видят только один отрезок — видовую железную дорогу из Нува-Элии в Эллу, так как этот отрезок включен в экскурсии, но если вы передвигаетесь самостоятельно, то жд вам в помощь.
Мы познакомились с жд по-ланкийски шапочно, но этого было достаточно, чтобы оставить неизгладимое впечатление. Мы поехали из Галле в Коломбо и первое, с чем мы столкнулись — отсутствие полного актуального расписания в сети.
У ланкийских железных дорог есть сайт с расписанием https://eservices.railway.gov.lk/schedule/homeAction.action?lang=en, но тем, кто здесь впервые, понадобится помощь. Так, как выяснилось, что для того, чтобы найти поезд до Коломбо, нужно выбирать конечную станцию Maradana. И в этом случае в расписании не будет, к примеру, поезда на 10:35, который согласно таблице на вокзале, отправляется ежедневно. О нем мы узнали на сайте rome2rio.com.
При покупке билетов вы выбираете нужное вам окошко 1-2 класс отдельно, третий класс отдельно.
Я не видела первый класс — это отдельные поезда, но говорят, там есть кондеи. Во втором классе, которым мы воспользовались, были вентиляторы почти над каждой парой сидений, свободных мест было в достатке, хотя сами вагоны так и просятся в какой-нибудь пост апокалипсис.
Третий класс мы видели только снаружи — он забит под завязку, но не так плотно, как показывают в фильмах про индийские поезда, где часть пассажиров буквально едет на подножках.
После покупки билета вам нужно пройти в здание вокзала. Билет проверят на входе, а дальше только на выходе на станции назначения. На перроне все обозначения на местном языке. Из громкоговорителей объявления дублируются по-английски, но немного сумбурно, хотя с дикцией у местных лучше, чем на многих российских вокзалах.
Мы, как и еще несколько иностранцев, носившихся между вагонами с максимально потерянным видом, были спасены местными, которые не только указали на поезд, но и объяснили как включить вентилятор. Неожиданно для нас поезд отправился не по расписанию, а в 10 ровно. Мы долго гадали, сели мы в тот поезд или нет, но главное — он довез нас до места назначения.
Виды из поезда стоят того, чтобы воспользоваться им хотя бы однажды. Местами он идет вплотную к берегу, где-то между крайне бедными строениями, словно слепленными из разномастных кусков фанеры, где-то мимо храмов и рисовых плантаций.
Вокзал в Коломбо такой же, а может и еще более древний, чем его собрат в Галле. Внешне он похож на Витебский вокзал в Питере, но гораздо более грязный, узкий и забитый людьми. На выходе проштампованный билет нужно будет отдать смотрителю.
Самолет
Местными самолетами мы так и не воспользовались, а жаль. Я слышала много рассказов про самолеты-маршрутки в индии и было бы интересно сравнить впечатления