Мальчик Ося никогда не держал в руках скрипки, но бабушка, умирая, взяла со своей легкомысленной дочери обещание сделать из Оси настоящего еврея.— Это нехорошо, Лилечка, — сокрушалась бабушка, — Мальчик должен знать свои корни. А когда приготовилась умирать, сообщила свою последнее желание:— И купи Осе скрипку. Зря ли он еврей?
Я - профессиональный психолог. И жизнь предоставила мне шанс посмотреть изнутри на проблему взвимоотношений "Ребенок и музыкальная школа", дав мне в мужья мужчину - музыканта, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Последствия - это окружение моего мужа, где все - такие же музыканты. Среди них я всегда чувствовала себя Белой вороной, потому что к музыке не имела никакого отношения, а разговоры музыкантов все были сплошь о музыке!
Сейчас, когда в моей частной практике среди прочих клиентов - те, кого "сломали" заставляя посещать музыкальную школу, а так же те, кто очень талантлив, но о себе самОм он слышит только через призму музыкального инструмента, на котором играет... А что он сам? Кто он сам? Такой обратной связи ему не дали.
Дети, отстоявшие свое право не посещать музыкальную школу, став взрослыми порой сожалеют о том, что не слушались родителей и бросили музыкалку, порой счастливы, наблюдая, как братья или сёстры, по 4-6 часов, не вкусив "настоящего дворового детства", проживают свою жизнь за инструментом.
Вспоминается фраза: "Семен Маркович! Ося четвертый час играет на скрипке, пусть уже поиграет с мальчиками в футбол!"
Теперь о тех, послушных, сверхадаптивных детях, которые старались, из кожи вон лезли, чтобы увидеть в глазах своих родителей слёзы гордости!
Ребенок воспринимал себя из чувства своей детской грандиозности, способным повлиять на чувства родителей, сделать их счастливыми!!!! И ему казалось, что он, действительно влияет. Мама хвасталась своим соседям: "Ося до позднего вечера за инструментом! Не то, что ваши лоботрясы)". И Ося, слыша эти слова, наполнялся еще большей гордостью за себя. А как восторгались родители и друзья родителей, когда Ося солировал на концерте, когда дирижер детского хора тряс руки родителям, осыпая их словами благодарности за такого трудолюбивого и старательного 6 летнего Осю.
Хочется погоревать о непрожитом детстве мальчика, о его раннем взрослении, о его ответственности, тяжком и невыносимом грузе, который он несёт, чтобы радовать и восхищать собой всех вокруг, терпеть, стараться, делать лучше всех, превозмогая себя.... Грустно.
Автор: Мухина Светлана Ивановна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru