Найти тему
Native-Like Fluency in English

Физическое присутствие как базовая настройка внимания, необходимая для развития спонтанной речи на английской.

Мало что-то знать и понимать. Настоящее знание - это когда знаешь, как каждый отдельный элемент соединяется с другими, и главное - с самим тобой.

Когда я говорю про внимание, люди часто меня не слышат и понимают что-то свое. Люди думают, что тренировка внимания - это медитация без движения, непривязанность к телу или безмолвное наблюдение за каким-то предметом, даже если этот предмет - их собственные мысли. Однако наблюдая за предметом, человек полностью погружается вниманием в предмет, переставая при этом чувствовать себя и воспринимать мир через призму своего тела, то есть через себя.

Когда на занятиях я говорю про внимание, используя формулировку „relaxed focus“, я говорю о необходимости развивать способность держать в поле своего внимания и то, что происходит внутри нас, и то, что происходит снаружи, то есть успевать отслеживать и наблюдать как свои внутренние переживания и состояния, так и состояния собеседника, как свое влияние на собеседника, так и его влияние на себя самого, как то, что происходит вокруг, так и то что происходит с нами каждую минуту, как то, что нам говорят, как и то, какой смысл мы вкладываем в то, что говорим, и какие слова выбираем для передачи смыслов.

Фото с моей прогулки, то есть тренировки присутствия.
Фото с моей прогулки, то есть тренировки присутствия.

Управлять своей речью - это не «следить» за ее грамотностью и не «контролировать» слова. Это осознавать свою речь всем телом, чувствовать влияние своих слов, их содержание или отсутствие в них содержания. Для этого требуется замедлиться. Много лет на занятиях мы делаем практику замедления речи и перенаправления внимания: с вспоминания слов на английском - на свой голос. Практика приносит нужные результаты, если человек продолжает обращать внимание на свою речь на любом языке не только во время, но и после занятия, на протяжении дня. Каждый день.

Люди сегодня читают быстро, часто пропуская смысл сказанного и улавливая только совпадения с их мировоззрением. Я бесчисленное количество раз вела занятия, где мы со студентом разбирали видео или текст, и человек через 30 секунд мне говорил: «Да тут все понятно» и выдавал мне перевод того, что ему понятно, на русском. Я напоминала человеку, что мы занимаемся английским 😁, а на английском он не мог объяснить, что ему понятно, и соглашался смотреть то же видео еще раз. И после пятого, шестого просмотра и внимательного детального рассмотрения смысла человек внезапно осознавал, что совсем не понял смысл сказанного или понял ровно противоположное, когда выпалил: «Мне все понятно тут, давайте дальше». Только в такие моменты человек начинает видеть смысл замедления и ценность присутствия. Своего присутствия. Часто человека в процессе обучения нет. Он где-то в своей голове, в информации, ухваченной от других людей или прочитанной в книгах, но не здесь, не в этом моменте. Если я не чувствую физическое присутствие человека, неважно, что он мне говорит. Я не воспринимаю. Я просто вежливо слушаю, и так делают все, потому что это естественный навык для человека - отличать искренность от вежливости.

Если я не чувствую физическое присутствие мужчины, я не чувствую себя с ним защищенной, как бы уверенно он не говорил. Он говорит сам с собой, не со мной. Если так говорит мой руководитель, а я сотрудник, я ему просто не верю на глубинном уровне.

Его речь - по сути Т9, то есть слова сами как-то складываются в предложения, которыми он осознанно не управляет. Если ему так нормально, я не буду делать работу по вкладыванию смыслы в его речь. Я не буду самостоятельно одухотворять его мысль, если ему это не нужно. Я сейчас не говорю про моменты, когда человек старается, но пока неуверенно владеет иностранным языком, например. Он делает ошибки, но обязательно проверяет уровень понимания. Я говорю про ситуации, когда человек не осознает, что и как он говорит, причём на любом языке и не интересуется тем, что понял собеседник. Речь многих людей даже на родном языке - сплошной казус Т9. Когда они переключаются на английский - они просто переводят слова, но не переключают передачу, не настраиваются на восприятие и передачу других символов и другого образа мышления.

Меня печалит абсолютное равнодушие людей друг к другу, безучастность, нежелание узнать и услышать другого. Все хотят влиять, продавать, руководить, при этом не желая присутствовать в своей речи и быть в момент речи вместе с этим человеком, а не где-то отдельно в своей голове. Люди предпочитают кидать другим набор слов, чтобы те сами складывали из них смыслы, и поверьте, они так и делают, считывая равнодушие и отсутствие глубины восприятия.

Если женщина говорит своему ребенку: «Я тебя люблю», но при этом ее чувства не соединены с ее словами, ребёнок это чувствует и учится у нее же лицемерить и врать. Он слышит слова о любви, но не чувствует в этих словах, что его любят. Женщина "присутствует" в динамике своих состояний, свободно выражая их. Статика для женщины часто равна подавлению естественного проявления текущего состояния. Когда женщина говорит слова, которые не чувствует, другие ощущают либо холодность, либо манипуляцию. Мужчина - это больше статика и стоическая дисциплина сознательного присутствия. Но это не значит, что речь мужчины всегда немногословна, а речь женщины течет непрерывно без остановок. Ум мужчины тоже может быть более женским по природе. Таакие мужчины много говорят, имеют большое влияние на свое окружение, рассказывают значимые истории, к ним обращаются за советом. И женщины бывают немногословны. Разница в ощущении присутствия. Именно в ощущении, то есть в том, как тело воспринимает информацию.

Не понимая, что мы влияем на других не просто тем, какие идеи мы им передаем словами, но и тем, как люди физически ощущают себя рядом с нами, мы не включаемся в управление своим состоянием.
Не управляя, мы включаем режим "автопилот" и спешим. Мы знаем, как надо бы, но вспоминаем себя, очнувшись у буфета с полным ртом шоколадных конфет, которые обещали себе не есть.

Когда люди спешат, они слушают подкасты на 2х, листают одноминутные ролики один за другим, и говорят что попало, в режиме Т9, не подбирая слова и не пытаясь сознательно управлять своей мыслью через слово. Они не умеют выразить эмоцию, не умеют просить о помощи, не умеют понять состояние другого. Они просто хотят расслабиться , выпить, «посидеть», отдохнуть, и чтобы ничего не напоминало о том, что вместо присутствия они снова выбрали практику отделения себя от своих ощущений и отказ от соединенности с моментом, в котором находятся.

Проверить, что вы присутствуете, очень просто. Вы помните себя. Вы помните, что вы сказали 5 секунд назад (каждое слово, потому что вы вложили в слова смысл). Вы помните не просто абстрактные идеи из какой-то книги, а то, как вы себя ощущали в момент, когда осознали важность этих идей. Если вы делаете списки «интересных», но бесполезных идей, но не помните себя, не осознаете себя в моменты, когда вы соприкасаетесь с ними, вам скорее всего сложно запоминать информацию. Вам сложно приоритизировать, что запоминать и учить сначала.

Мы неслучайно практикуем «кратковременную память». Это один из 9 основополагающих принципов моей методологии. Если вы не помните, что только что сказали, вы не управляете тем, что говорите.

Если вы развиваете этот навык, вам достаточно посмотреть на словосочетание в своем блокноте или встретить его в своей повседневности, и вы мгновенно вспоминаете весь эмоциональный контекст: видео, где вы с ним познакомились, занятие, на котором вас осенило, свои ощущения, свои эмоции, свои озарения. Запоминать ничего не нужно. Оно отпечатается в память буквально сразу и надолго. Если вы не помнили себя на занятии, то есть вроде присутствовали, но внимание ваше было в другом месте, вы вспомните только абстракции и только если вам кто-то будет усердно помогать вспомнить. Все домашние задания, которые я даю, направлены на вспоминание себя, пересмотр видео с собой же, осознавание себя, своих ощущений и замедление. Мы работаем с 30 секундами чужого контента и 20 секундами записи себя на видео на начальном этапе, постепенно увеличивая цифры.

Мне жаль, что язык такой бедный.

-2

Я радуюсь, когда наука, наконец подтягивается, и появляются термины, чтобы объяснить людям то, что я чувствую давно, с детства, и осознано проживаю лет с 20. Пока не существовало слов в общественном сознании, невозможно было людям объяснить, что я имею в виду. Не так давно стали серьезно обсуждаться термины presence, embodiment, mindfulness, metacognition, не так давно люди стали массово ходить в терапию и на медитации, и появились хотя бы слова. Но к сожалению, слова быстро становятся ничего не значащими, модными клише, и объяснить снова становится трудно.

Поэтому я просто показываю. Каждое занятие мы делаем вместе. Каждый день я объясняю себе, подбирая слова, в том числе, когда пишу эти тексты.

Присутствие- это ежедневная практика. Это не книга, не лекция, не видео. Физическое присутствие- базовая настройка, которую нужно обязательно регулировать, переключаясь с одного языка на другой. И именно ее многие теряют, перемещая все свое внимание ИЗ тела в абстрактные концепты и неточные переводы обрывков мыслей.

Подписывайтесь на мой телеграм здесь и здесь.

Если вы ищете пространство для самостоятельной практики английского языка, где есть упорядоченная система творческих упражнений для студентов с высоким уровнем английского, живая обратная связь, и люди, которые уже давно занимаются и делятся своими результатами, присоединяйтесь к Native-Like Fluency. The Community of Practice. Здесь вы найдете упражнения для целенаправленной практики и развития речи и когнитивных навыков на английском языке. Подать заявку можно здесь.

#natalia tokar #native-like fluency #наталья токарь #английский язык