46 подписчиков

Суми-э: что нужно для занятий японской живописью?

Чтобы познать японскую культуру недостаточно монографий и художественных книг, хотя они очень помогают в этом. Только через созидание можно приблизиться к пониманию японской эстетики, прочувствовать и пропустить её через себя. Поэтому я решила приобщиться к живописи «суми-э» или живописи тушью. Её еще называют «суйбо́ку-га́» или «живопись тушью и водой».

Хасэгава Тохаку. Ширма "Сосновый лес".
Хасэгава Тохаку. Ширма "Сосновый лес".

Суми-э пришло в Японию через Китай ещё в раннем средневековье, но свое развитие оно получило в XIV–XV веках. Если рассмотреть картину выше, то можно увидеть, что она монохромная, это обусловлено тем, что в суми-э используют бумагу и тушь. Но картина выглядит многослойной, потому что тушь, разведенная водой, позволяет создавать нюансы и оттенки серого цвета и придавать картинам иллюзорность многокрасочности.

Также в живописи суми-э используют минеральные краски, однако принцип монохромности сохраняется. Чтобы приступить к изучению суми-э, я решила узнать, какие нужны материалы и инструменты и как ухаживать за кистями, чтобы они прослужили как можно дольше.

"Четыре драгоценности" суми-э

В суми-э есть такое понятие - "четыре драгоценности" - так называют основные инструменты и материалы. В них входят:

  • рисовая бумага
  • тушь жидкая или сухая
  • тушеница
  • кисти
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

Википедия говорит, что тушечница (или чернильный камень) — инструмент, используемый в дальневосточной каллиграфии и живописи для смешивания туши (чернил) с водой; эквивалент палитры.

Как видно на фото, в качестве тушницы и палитры для оттенков, я использую блюдо для блинов, в нем есть два отделения. Не всегда можно следовать правилам, старайтесь экспериментировать.

Также лучше заранее приобрести дополнительные материалы и инструменты, к ним относятся:

  • войлочный коврик, он защищает стол от туши и впитывает излишки влаги, так бумага не прилипает к столу
  • ёмкость для воды, обязательно подбирайте по размеру кисти, иначе можно повредить ворс
  • блюдца для разведения оттенков, обязательно керамические и без рисунков
  • салфетки (бумажные или тканевые)
Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Таким образом, если вы только начинаете изучать живопись суми-э, как и я, то вам подойдёт бюджетный набор.

Бюджетный набор

Он состоит из минимальных материалов и инструментов, показанных выше , а именно:

  • рисовая бумага сорта "ученическая" от 2-х листов, но лучше брать в рулонах, выходит экономнее
  • тушь жидкая (не подойдёт тушь для каллиграфии или обычная для графики)
  • кисть фудэ из жесткого ворса малая, длина ворса около 2-2,5 см.
  • кисть фудэ из смешанного ворса большая, длина ворса около 3.5-4.5 см.
  • войлочный коврик (минимальный размер 50х50), лучше брать тонкий, на утолщенном сложнее расправлять заломы от хранения

По мере изучения техник японской живописи, вам понадобится кисть хакэ из жесткого ворса малая контурная (длина ворса около 2-2,5 см) и минимальные краски китайского или японского производства от 12 цветов.

японские краски Kuretake, фото из личного архива автора
японские краски Kuretake, фото из личного архива автора

К слову минеральные японские краски можно посмотреть в интернет магазинах, у меня получилось купить по акции.

Что ещё понадобится для занятий?

Также нужно купить или скрафтить подставку под кисти, вешалку для просушки кистей, пенал для хранения, пресс-папье. Впрочем, вместе него можно использовать тяжёлый предмет.

Давайте разберемся, какие кисти бывают.

Виды восточных кистей

Различают круглые кисти фудэ, их можно узнать по круглому сечению, и плоские кисте хакэ, у них есть две плоские рабочие поверхности. Ворс должен быть натурный, следует обращаться внимание на его структуру: мягкий или жесткий.

Мягкий ворс из шерсти козы, он пушиться со временем, а также немного линяет, этого не стоит бояться. Такой ворс очень влагоёмкий, поэтому нужно аккуратно ее использовать и обязательно ворс сушить. Жесткий ворс из шерсти медведя, она темная, поэтом по цвету ворса можно определять его тип. В отличии от мягкой кисти, у нее светлый ворс.

Также бывает смешанные кисти, например, внутри жесткая шерсть волка, ее видно на кончике, он коричневого цвета, а снаружи мягкая шерсть козы. Эти кисти подходят для новичков.

Кисть средняя SAKUYŌ от AKASHIYA, состав колонок, пони, коза, на сайте Токадо
Кисть средняя SAKUYŌ от AKASHIYA, состав колонок, пони, коза, на сайте Токадо

Кисти фудэ также различаются по размерам:

  • малые
  • средние
  • большие

Разделение условно, однако, важно понимать, где какая кисть, т.к. они используются для разных задач в японской живописи суми-э.

Очень тонкие кисти подходят для рисования кошачьи усов, тычинок у цветов. В последствии можно будет использовать тонкую кисть для небольших объектов. Самые большие кисти предназначены для больших объемов.

Кисти хакэ различаются по номерам, самая малая - 4, и сама большая 12.

Кисти хакэ от №2 до №12 на сайте Четыре сокровища
Кисти хакэ от №2 до №12 на сайте Четыре сокровища

Необходимо иметь разные кисти, чтобы свободно рисовать любые предметы: от маленьких до крупных. Также на специализированных сайтах можно смотреть из чего состоит кисть и для каких задач она подходит лучше. Приведу несколько примеров на сладах, информация взята на сайте Токадо:

Как правильно использовать кисти?

Самое главное, что нужно запомнить: не использовать кисти в тёплой воде, т.к. в кистях ворс скреплен с помощью натурального клея никава, его структура разрушается при высокой температуре.

Поэтому, если вы долго рисуете, то проверяйте, чтобы вода не нагревалась в емкости. Также не оставляйте кисть в стакане с водой, после нескольких подходов, клей никава раствориться и ворс кисти выпадет из основания.

Перед первым использованием кисти нужно снять колпачок и больше его не надевать, т.к. повторное надевание может повредить ворс. После того, как вы сняли колпачок, нужно промыть кисть под холодной водой, чтобы удалить клей никава. Можно немного помочь пальцами, но будьте осторожны, чтобы не повредить ворс.

Как ухаживать за кистью?

После того, как вы закончили работу, кисть нужно промыть от остатков туши и красок. Для этого просто подставьте кисть под струю холодной воды. Не используйте мыло/шампунь, не мочальте руками, можно лишь слегка отжать лишнюю воду.

Далее, кисть нужно просушить в естественных условиях, без использования подручных средств. Для этого нужно повесить кисть за петельку ворсом вниз. Например, можно повесить кисть на специальную подставку фудэкакэ или можно создать собственное место для сушки кисти.

Очень важно сушить кисть ворсом вниз, чтобы вода стекала вниз по ворсу и не забивалось основание кисти, где находится клей никава, чтобы вода его не растворяла.

вешалка для кистей на сайте Четыре сокровища
вешалка для кистей на сайте Четыре сокровища

Когда кисть полностью высохнет, то ее можно хранить ворсом вверх в стакане или фудэтатэ. Также кисти можно хранить в пенале для кистей фудэмаки, его же используют для транспортировки кистей. Фудэмаки можно заменить тубусом, но важно следить за размером.

Чтобы продлить срок службы кисти, можно использовать кондиционеры и бальзамы для волос, которые не нужно долго держать - нанес и смыл. Желательно использовать несколько раз в месяц.

Чтобы не повредить кисть при промывке, следите за соразмерностью кисти и ёмкости для воды хиссэна. Если она будет мала, то кисть повредиться, т.е. ворс будет обламываться от давления на стенки хиссэна. К тому же кистью будет неудобно пользоваться.

Чаша для воды высокая на сайте Четыре сокровища
Чаша для воды высокая на сайте Четыре сокровища

Не переживайте, если кисть будет пушиться в сухом состоянии, т.к. кисть только в мокром состоянии сохраняет острый кончик. Также считается нормой незначительная потеря волосков в начале эксплуатации.

Статья написана на основе материалов из группы: Японская живопись суми-э|Сквозь бамбуковую штору, руководитель Екатерина Потопова. Собственно, в этой группе и я занимаюсь.