У потребителя больше прав, чем у продавцов/производителей или исполнителей, потому что потребитель в этих отношениях является более слабым звеном.
В этой статье расскажу на что имеет право потребитель и что делать, если продавец не прав
- Приобретать качественный и безопасный товар. Продавец/производитель отвечает за качество товара. Некоторые категории товаров подлежат обязательной сертификации и вы вправе его запросить. Но если при использовании товара что-то пошло не так, пишите претензию и требуйте компенсацию. Например, если вы отравились колбасой или после контактов с игрушкой у ребенка появилась сыпь – это повод для выплаты вам суммы лечения и моральной компенсации.
- Платить за товар по ценнику. Магазин не имеет права продавать товар по другой цене, мотивировав это тем, что не успели сменить ценники. Это не ваши проблемы. Ценник является публичной офертой, то есть предложением купить товар, а покупатель, видя эту цену, принимает это предложение и готов этот товар оплатить.
Если ценника нет, нужно попросить продавца назвать цену до оплаты товара. В некоторых магазинах есть специальные сканеры, которые озвучивают цену.
А еще закон запрещает магазинам повышать цену при оплате картой.
- Получать полную и достоверную информацию о товаре или услуге. Производитель должен рассказать, кто и из чего сделал товар, а также сколько он хранится, разместив эту информацию на этикетке. Если этикетку со сроком годности переклеили – возвращаем деньги за товар и пишем жалобу в Роспотребнадзор.
Если вам заранее не сообщили о каких-либо свойствах и качествах товара, и вы, используя его по назначению, получили ущерб – можно требовать компенсацию.
- Требовать возмещения вреда и убытков, если ваши права нарушены. Для этого нужно написать претензию производителю, продавцу или исполнителю, с указанием недостатка товара или оказанной услуги, и требовать оплаты неустойки, убытков и компенсации морального вреда. Обоснованность денежных требований должна быть подтверждена документами, иначе суд их снизит. При отказе от добровольного возмещения можно обратиться в суд и получить на 50% больше + компенсация судебных расходов.
- Не платить за навязанные услуги. Навязывать услуги любят страховые, добавляя к обязательной страховке покупку добровольной, а если вы отказываетесь, вообще ничего не оформят.
Если ваши права нарушают навязываем дополнительных платных услуг, пишите претензию, жалуйтесь в Роспотребнадзор, обращайтесь в суд. Суд дополнительно присудит компенсацию морального вреда и 50% от суммы иска.
Но если вас предупредили о платной услуге, а вы согласились – это не навязывание.
А вот повышение ставок по кредиту из-за отказа от страховки навязыванием услуг не считается - законом это не запрещено.
- Защищать свои права и интересы в суде. Закон дает потребителю выбирать в какой суд обращаться: по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, и освобождает от уплаты госпошлины.
Нет смысла сразу конфликтовать с продавцом, почти всегда можно договориться без суда. Сначала нужно устно или в письменной форме объяснить продавцу/производителю, исполнителю, если что-то пошло не так. Если вас не поддержали, пишите претензию. Можно еще написать жалобу в Роспотребнадзор. И только потом идите в суд. Очень часто хватает обоснованной претензии и жалобы.
- Вовремя получать оплаченные товары и услуги. То есть оплаченный на сайте товар вам должны привезти не позднее того дня, который был обозначен при оформлении покупки.
Если продавец не уложится в срок, можно подождать, и в дальнейшем требовать неустойку - 0,5% за каждый день просрочки или возврата денег в полном объеме.
- Обменять товар надлежащего качества. Если не подошел цвет, фасон, форма, размер, комплектация – вы имеете право в течение 14 дней вернуть непродовольственный товар в магазин. Сначала вам предложат его обменять, но если замены нет, то должны вернуть деньги.
Товар при обмене/возврате должен иметь ярлыки, не быть использован или поврежден. Вернуть можно без чека и упаковки. Поэтому, когда вам отказывают в обмене/возврате товара, мотивируя это тем, что у вас нет чека, или упаковка отсутствует/повреждена, это незаконно.
- Вернуть любой непродовольственный товар при онлайн покупке без указания причины. При онлайн покупке не существует списка невозвратных товаров. Упаковка, чек, пломбы, этикетки должны быть на месте. На возврат товаров, купленных онлайн, есть 7 дней. Магазин имеет право требовать оплаты расходов на доставку.
- В любой момент отказаться от исполнения договора. Например, вы заказали товар или услугу, но потом передумали. Вы можете отказаться от них, компенсировав продавцу реально понесенные расходы. То есть, если производитель мебели уже потратился на материалы и может это подтвердить документами, а вы передумали, вам вернут деньги за вычетом расходов на эти самые материалы. Если невозможно подтвердить расходы, должны вернуть всю сумму.
О каких правах вы не знали?