Чтобы ответить на вопрос можно ли в произведениях упоминать чужой товарный знак, нужно определить какие действия являются нарушением исключительных прав на товарный знак.
Согласно п. 2 ст. 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован путем размещения знака на товарах, в предложениях о продаже, в сети Интернет и т.д.
Тут важна именно цель - использование для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых зарегистрирован товарный знак.
Такое использование товарного знака без согласия его правообладателя будет являться нарушением его прав.
Более того, никто не вправе использовать без разрешения правообладателя и сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (п. 3 ст. 1484).
Т.е. такими способами нельзя использовать не только непосредственно сам товарный знак, но сходное с ним обозначение.
❗️Само по себе упоминание товарного знака не является его использованием.
Судебная практика придерживается именного этого подхода, это так называемое использование в информационных целях.
Употребление слов (в том числе имен нарицательных), зарегистрированных в качестве словесных товарных знаков, не является использованием товарного знака, если оно осуществляется в общеупотребительном значении, не для целей индивидуализации конкретного товара, работы или услуги, например, в письменных публикациях или устной речи (п. 157 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой ГК РФ").
Т.е. если персонаж книги зайдет в Пятерочку за Сникерсом, никаких отдельных согласий на упоминание данных товарных знаков получать не нужно. 😉
Маркировка товарных знаков специальными обозначениями
Вот такой знак ®, либо словесное обозначение "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" - являются знаками охраны товарного знака, правообладатель вправе их использовать, но не обязан.
Т.е. это правообладатель может маркировать так свой знак. И при использовании самого товарного знака эта маркировка сохраняется.
При простом упоминании товарного знака никаких специальных маркировок не требуется.
Всрречаемое обозначение Trade mark ™, «TM» или «™» вообще не регулируется законодательством РФ.
Отдельно несколько слов про кино
Показ товарного знака в художественном фильме не в целях рекламы также не является использованием товарного знака и не приводит к нарушению исключительного права на него, если при этом не создается риск смешения.
По традиции в ближайшее время выложу судебную практику на этот счет.
#юрист_для_автора