О Фенечке, наверное, много не приходится говорить. «Это была молодая женщина лет двадцати трёх, вся беленькая и мягкая, с тёмными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками».
Тургенев в нескольких словах рассказывает её историю. Дочь хозяйки постоялого двора в уездном городе, которая так понравилась Николаю Петровичу ведением дела, что была приглашена в его имение экономкой, она вместе с матерью приезжает в Марьино. Часто можно встретить разговоры о крестьянском происхождении Фенечки, мне же кажется, что, скорее, она- из городских мещан.
Тургенев расскажет о постепенном сближении её с барином. Она сначала дичилась, «жила тихонько, скромненько, и только по воскресеньям Николай Петрович замечал в приходской церкви, где-нибудь в сторонке, тонкий профиль ее беленького лица». Затем, когда ей «искра из печки попала в глаз», Николай Петрович впервые по-настоящему замечает её – «ему всё мерещилось это чистое, нежное, боязливо приподнятое лицо; он чувствовал под ладонями рук своих эти мягкие волосы, видел эти невинные, слегка раскрытые губы, из-за которых влажно блистали на солнце жемчужные зубки». Он начинает «с большим вниманием глядеть на неё в церкви, старался заговаривать с нею», даже сказав дичащейся девушке: «Здравствуй, Фенечка! Я не кусаюсь».
Оставшись сиротой после смерти матери от холеры (путём несложных вычислений можно понять, что ей в это время около двадцать лет), Фенечка, что называется, «сходится» с барином («она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный... Остальное досказывать нечего...»).
Фенечка находится в довольно двусмысленной ситуации. С одной стороны, все прекрасно знают, кто отец её ребёнка («Это дядя», - скажет она сыну при приходе Павла Петровича), а с другой, она прекрасно осознаёт своё положение «барской барыни» («Фенечка всем в доме говорила вы», - заметит Тургенев). Не случайно первое её появление в романе, при всём внешнем спокойствии, мне кажется пронизанным какой-то внутренней тревогой: «А в маленькой задней комнатке, на большом сундуке, сидела, в голубой душегрейке и с наброшенным белым платком на тёмных волосах, молодая женщина, Фенечка, и то прислушивалась, то дремала, то посматривала на растворённую дверь, из-за которой виднелась детская кроватка и слышалось ровное дыхание спящего ребёнка». А потом – удивительная авторская ремарка, когда она появится во время завтрака, - «казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти».
В доме Николая Петровича она окружена заботой. Нам подробно опишут её комнату, которая «была очень чиста и уютна». Бросается в глаза незримое присутствие здесь Николая Петровича: висят его «довольно плохие фотографические портреты», «на окнах банки с прошлогодним вареньем, тщательно завязанные, сквозили зеленым светом; на бумажных их крышках сама Фенечка написала крупными буквами: "кружовник"; Николай Петрович любил особенно это варенье».
Уютно в её комнате, но и сама Фенечка как будто распространяет вокруг себя атмосферу тепла и уюта. Она явно ведёт хозяйство в доме («наследовала от своей матери любовь к порядку, рассудительность и степенность»), заботится о хозяевах (Павел Петрович явится к ней под предлогом просьбы купить для него чай в городе).
Базаров отметит: «Мне нравится в ней то, что она не слишком конфузится. Иной, пожалуй, это-то и осудил бы в ней. Что за вздор? чего конфузиться? Она мать — ну и права».
Много сказано о том самом поцелуе, из-за которого произошла дуэль:
И даже — дерзость ведь какая, —
Гостеприимства прав не зная,
Однажды Феню, обнимая,
В саду поцеловал.
Мне думается, при всей, разумеется, недопустимости подобной ситуации, здесь нет ничего серьёзного. Для Базарова это, конечно, попытка на какой-то момент забыть свои неудачи с Одинцовой. А Фенечка даже толком и не поняла происходящего, возможно, просто почувствовав притягательность мужской силы («Она дрогнула, упёрлась обеими руками в его грудь, но упёрлась слабо, и он мог возобновить и продлить свой поцелуй»), хотя потом и шепнёт с «неподдельным упрёком»: «Грешно вам, Евгений Васильевич». Ведь после она будет «с внезапною силой» и рыданиями объяснять: «Я Николая Петровича одного на свете люблю и век любить буду! а что вы видели, так я на Страшном суде скажу, что вины моей в том нет и не было, и уж лучше мне умереть сейчас, коли меня в таком деле подозревать могут, что я перед моим благодетелем, Николаем Петровичем...»
Может быть, сказалось и то, что, по её собственному признанию, она боится Павла Петровича: «Они меня всё пугают. Говорить — не говорят, а так смотрят мудрёно». И очень любопытно, что, при всей своей ограниченности (не в упрёк ей будь сказано!), Фенечка прекрасно поняла суть его отношений с Базаровым:
«— Да ведь и вы его не любите. Помните, прежде вы всё с ним спорили. Я и не знаю, о чём у вас спор идёт; и вижу, что вы его и так вертите, и так...
Фенечка показала руками как, по её мнению, Базаров вертел Павла Петровича».
К Базарову же Фенечка относится с явной симпатией: «Она не только доверялась ему, не только его не боялась, она при нём держалась вольнее и развязнее, чем при самом Николае Петровиче. Трудно сказать, отчего это происходило; может быть, оттого, что она бессознательно чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает. В её глазах он и доктор был отличный, и человек простой». И, мне кажется, главное, что привлекает её в Базарове, - его отношение к её ребёнку:
«— Как он у вас тихо сидел, — промолвила она вполголоса.
— У меня все дети тихо сидят, — отвечал Базаров, — я такую штуку знаю.
— Дети чувствуют, кто их любит, — заметила Дуняша.
— Это точно, — подтвердила Фенечка. — Вот и Митя, к иному ни за что на руки не пойдёт».
Конечно, боясь Павла Петровича, Фенечка не подозревает о его влюблённости в неё, о том, что он видит в ней сходство с былой возлюбленной: «А не правда ли, Николай, в Фенечке есть что-то общее с Нелли?.. С княгинею Р... Особенно в верхней части лица. Cest de la même famille.[В том же роде]» Его любовь, возможно, и трогательна, но радости не приносит никому. И не в силах она понять его переживаний, когда он станет умолять всегда любить его брата. «Но что сталось с ней, когда Павел Петрович, сам Павел Петрович прижал её руку к своим губам и так и приник к ней, не целуя её и только изредка судорожно вздыхая...»
«Господи! — подумала она, — уж не припадок ли с ним?..»
Именно эта влюблённость вынудила Павла Петровича выйти на дуэль: «Ах, как я люблю это пустое существо! — простонал Павел Петрович, тоскливо закидывая руки за голову. — Я не потерплю, чтобы какой-нибудь наглец посмел коснуться... — лепетал он несколько мгновений спустя».
Но можно ли назвать Фенечку «пустой»? Конечно, она не отличается большими знаниями или большой грамотностью (вспомним «кружовник»). В комнате её Павел Петрович видит «замасленную книгу, разрозненный том Стрельцов Масальского» (роман К.П.Масальского «Стрельцы» был четырёхтомным; ничего не могу о нём сказать, ибо сейчас он, кажется, не переиздаётся, в отличие от тех же И.И.Лажечникова или М.Н.Загоскина). Но, по-моему, Фенечка наполнена теплом, при этом способна согреть и окружающих, и каким-то внутренним светом - а это уже немало.
В конце романа мы видим её счастливой, хоть и немного сконфуженной, законной женой: «Да и Фенечка стала другая. В свежем шёлковом платье, с широкою бархатною наколкой на волосах, с золотою цепочкой на шее, она сидела почтительно-неподвижно, почтительно к самой себе, ко всему, что её окружало, и так улыбалась, как будто хотела сказать: "Вы меня извините, я не виновата"». Она ещё не умеет «подавать как следует» руку для поцелуя. Но это всё пройдёт или придёт с опытом. И будем надеяться, что и старший Кирсанов будет счастлив в своём браке.
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!
"Путеводитель" по циклу здесь
Навигатор по всему каналу здесь