— Где этот долбанный "асюган-пылеглот"? — Шум в комнате лётного состава дежурного звена сразу стих. На пороге стоял штатный РП (руководитель полётов) который сегодня дежурил по аэродрому.
Американцы не стеснялись идти на провокации
Впрочем, в эти напряжённые дни 1983 года дежурило не одно звено, а целых три. Обстановка в районе острова Сахалин и Курильских островов в это время довольно серьёзно была накалена. Американцы не стеснялись идти на прямые провокации.
Так в марте в район Алеутских островов в рамках учений вошли три американских авианосца. А в начале апреля шесть самолётов А-7 с этих авианосцев, нарушая воздушное пространство СССР, сымитировали атаку наземных целей в районе острова Зелёный малой Курильской гряды, углубившись в наше воздушное пространство до 30 километров.
Наши самолёты, находящиеся на аэродроме Буревестник не были подняты ввиду несоответствия погодных условий (по официальной версии). Взлететь, конечно, можно было, но сесть, после выполнения задания, практически не представлялось возможным. Долететь же до запасных аэродромов тоже было проблематично, по причине их удалённости.
После этого инцидента, на аэродроме Сокол, что на острове Сахалин было организовано боевое дежурство трёх полков, на трёх типах самолётов. МиГ-21 из Советской Гавани, Миг-23 с аэродрома Смирных и Су-15 с аэродрома Сокол. Американские самолёты-разведчики чуть ли не постоянно висели в воздухе возле наших границ, поэтому поднимали дежурные силы часто. В домике дежурного звена скапливались и основные дежурившие и запасные экипажи, а это двенадцать лётчиков, вместо двух, как обычно.
Чей самолёт лучше
Шум стих, повисла небольшая пауза, но через несколько секунд виновник “торжества” встал с кровати, понуро опустив голову.
— Ты чего творишь? Я там чуть не родил, когда ты в пыли скрылся. Кто тебя надоумил от рулёжки взлетать? Ты что у этих “раскладушек” научился? Так у них крыло прямое, а у тебя треугольное, чувствуешь разницу?
— Я думал получится….
— Я думал получиться, — передразнил РП, — цинковый ящик из тебя получится, — он уже немного остыл, обвёл всех лётчиков строгим взглядом, — чтобы больше такого не повторялось. От рулёжки могут взлетать только МиГ-23, остальные с начала полосы. Понятно?
— Понятно, — дружным хором ответили все находившиеся в комнате.
— И другим передайте…
Когда РП удалился восвояси, Юра с улыбкой обратился к лётчикам МиГ-21-х:
— Ну что убедились, “пылеглоты”, чей самолёт лучше, а то “раскладушки”, “изделия”. Вы ТТД (тактико-технические характеристики) помните? Какая длина разбега у МиГ-21? — не дождавшись ответа, он продолжал, — 900 метров, а у МиГ-23 — 550. Есть разница?
У Юры была удивительная память, казалось что она хранила всё, что он учил раньше. Самолёт МиГ-21 он изучал пять лет назад, ещё в училище. Он помнил все данные аэродромов, на которых когда-то летал или просто садился на перелётах. Позывные, частоты приводных радиостанций, курсы взлёта и посадки и всё остальное.
Этот спор “чей самолёт лучше” начался почти сразу, как только началось это “тройное дежурство”. Лётчики с Су-15 в нём не участвовали, высокомерно считая, что самолёт с одним двигателем вообще не самолёт, особенно в этих условиях, когда приходилось сопровождать воздушные цели за 300-400 километров от берега.
МиГ-21, правда, так далеко не пускали, их зона ответственности была в Татарском проливе, где берег недалеко и в ту и в другую стороны. А вот МиГ-23 летали до Курильской гряды, поэтому загрузка была максимальная: три подвесных топливных бака и шесть ракет. Стоянка самолётов дежурных сил находилась в районе первой рулёжки, которая располагалась на расстоянии 500 метров от торца полосы.
Миг-23, для сокращения времени взлёта по сигналу “Воздух”, выруливали по рулёжке, сразу становились на курс взлёта и, после разбега, отрывались чуть дальше центра взлётной полосы. Су-15 и МиГ-21 взлетали всегда только с начала взлётно-посадочной полосы, то есть они, вырулив на полосу, проруливали в начало, там разворачивались и только потом взлетали. И даже в этом случае Су-15, отрывались почти на последних плитах.
Лихой взлёт
У МиГ-21 же был небольшой запас и вот после всех этих разговорах о том “чей самолёт лучше” один и самых лихих, по команде “Воздух” вырулили на взлётку, и сразу встал на курс взлёта:
— 351, взлёт…
Руководитель Полётов, то ли не проконтролировал его местоположение, то ли положился на лётчика, дал разрешение на взлёт. МиГ-21, включив форсаж, резво побежал по полосе, но уже минула и середина полосы, и уже приближался конец полосы, а самолёт всё не мог оторваться.
Лётчики, вывалившие на крыльцо домика дежурного звена, уже стали хвататься за те места, за которые в этих случаях хватаются, когда самолёт как бы немного подпрыгнул в самом конце полосы, но тут-же снова коснулся (не бетонки, а уже земли за полосой), подняв облако пыли.
Все замерли, в ожидании открыв рты, но из этого облака, наконец-то, показался самолёт, тяжело, как всем показалось, набиравший высоту. Из открытых ртов вырвался вздох облегчения. Предпосылку к лётному происшествию РП оформлять не стал, видимо чувствуя и свою долю вины, да и почти боевую обстановку. Ограничился только устным предупреждением.
В этот же день, ближе к вечеру дали “Воздух” Юре на МиГ-23. Он, как обычно, сразу развернулся на курс взлёта и, не останавливаясь, включил форсаж. Самолёт оторвался от полосы почти на середине и, как только шасси пошли на уборку, начал разворот на курс в сторону границы, резво набирая высоту. После этого споры больше не возникали, лётчики с МиГ-21 признали преимущество более современной техники, тем более, что им вскоре тоже предстояло переучивание на эти самолёты.