Найти тему

Кто должен платить за освещение машиномест в МКД?

Публикую текстовую версию записки от 18.08.2024 г. Видеоверсию Вы можете посмотреть ЗДЕСЬ.

В многоквартирном доме помимо квартир находились подземные автостоянки, принадлежащие собственникам машиномест на праве общей долевой собственности. Энергоснабжающая организация осуществляла поставку энергии в МКД на основании прямых договоров с соответствующими собственниками, а также на основании отдельного договора - для общедомовых нужд. При этом отсутствовали договоры с собственниками на освещение машиномест.

Энергоснабжающая организация обратилась с иском к ТСЖ о взыскании платы за электроэнергию, поставленную в целях освещения автостоянок с машиноместами.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска. При этом было указано, что у ТСЖ отсутствует обязанность оплачивать электроэнергию, потребленную в частях МКД, предназначенных для размещения транспортных средств (машиноместа, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией), которые не включены в состав общего имущества.

Суд апелляционной инстанции дополнительно указал на то, что истец не представил доказательств невозможности выставления платы за
потребленную автостоянками электроэнергию напрямую их собственникам, в
т.ч. являющимся собственниками жилых помещений в том же МКД.

В кассационной инстанции истец ссылался на то, что собственники машиномест не подпадают под действие правила, обязывающего собственников нежилых помещений в МКД после 01.01.2017 заключать с ресурсоснабжающими организациями прямые договоры энергоснабжения. Следовательно, истец лишен возможности понудить таких собственников к заключению с ним договоров.

Однако суд указал, что указанное обстоятельство не меняет правовой режим машиномест как нежилых помещений и они не подлежат включению в состав общего имущества МКД.

Верховный Суд РФ, рассмотрев дело, указал следующее.

Машиноместом признается предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Жилищным законодательством устанавливается правовой режим машиноместа как части нежилого помещения в МКД, предназначенного для размещения транспортных средств, в целях урегулирования порядка поставки в это нежилое помещение коммунальных ресурсов. Машиноместо признается объектом жилищных прав в составе МКД в случае, когда он является неотъемлемой конструктивной частью МКД.

Машиноместа входят в состав МКД и подпадают под установленные жилищным законодательством правила предоставления коммунальных услуг только в том случае, когда они являются неотъемлемой конструктивной частью МКД, предусмотренной проектной документацией МКД.

Поскольку к нежилым помещениям в МКД относятся указанные в проектной или технической документации на МКД либо в электронном паспорте МКД помещения, которые не являются жилыми помещениями и не включены в состав общего имущества собственников помещений в МКД, судами апелляционной инстанции и округа сделан правильный вывод о том,
что машиноместа как части МКД, предназначенные для размещения
транспортных средств, не входят в состав общего имущества собственников
помещений в МКД.

Однако судами не учтено, что одновременно с отнесением машиномест к нежилым помещениям в МКД был изменен порядок поставки в нежилое помещение в МКД электрической энергии. Ранее соответствующие коммунальные услуги предоставлялись собственникам и пользователям помещений на основании договоров, заключаемых с УК, ТСЖ и т.п., которые, в свою очередь, в качестве исполнителей коммунальных услуг
приобретали у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы в
целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг
потребителям. При этом собственники нежилых помещений в МКД имели право в целях обеспечения своих помещений коммунальными ресурсами заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

Теперь поставка электрической энергии осуществляется на основании
договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме
непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. Однако это правило не применяется к собственникам площадей, отведенных в МКД под машиноместа.

Таким образом, изменение правового режима поставки коммунальных ресурсов в нежилые помещения в МКД в силу прямого указания закона не распространяется на нежилые помещения, предназначенные для размещения транспортных средств. Следовательно, в отношении этих нежилых помещений
фактически был сохранен ранее действовавший порядок поставки электрической энергии. Следовательно, собственники машиномест не обязаны после 01.01.2017 заключать непосредственно с ресурсоснабжающими организациями договоры в целях поставки электрической энергии. Эти услуги подлежат предоставлению собственникам машиномест на основании договоров, заключаемых с исполнителем коммунальных услуг в
МКД (УК, ТСЖ и т.п.), которые получают плату за эти услуги от собственников машиномест и заключают договоры электроснабжения с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Действующим законодательством также установлен порядок определения объема потребляемых в помещении, отведенном в МКД под машиноместа, электрической энергии. Указанный объем определяется исходя из показаний
приборов учета соответствующего коммунального ресурса, установленных в
целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом
помещении, а при их отсутствии – исходя из площади указанного помещения и
норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в МКД. Указанный объем электрической энергии распределяется между собственниками машиномест пропорционально количеству машино-мест, принадлежащих каждому собственнику. При этом при отсутствии приборов учета электрической энергии, установленных в целях раздельного
учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, размер платы
для собственников машиномест определяется с применением повышающего
коэффициента к соответствующему нормативу потребления коммунального
ресурса, величина которого принимается равной 1,5.

При этом, при управлении МКД управляющей организацией, ТСЖ и т.п. коммунальные услуги собственникам машиномест могут предоставляться соответствующими ресурсоснабжающими организациями на основании заключенных ими непосредственно каждым собственником помещения в МКД в случае принятия решения о заключении таких договоров общим собранием собственников помещений в МКД.

С учетом изложенного, суды при разрешении настоящего спора в отсутствие возражений со стороны ответчика против того, что машиноместа предусмотрены проектной документацией МКД и являются его неотъемлемой конструктивной частью, и не установив принятие общим собранием собственников помещений в МКД решения о заключении непосредственно с ресурсоснабжающей организацией договоров на поставку электроэнергии в помещения МКД (включая машиноместа) либо фактическую реализацию такого решения не имели законных оснований для отказа во взыскании с ответчика в пользу истца стоимости электроэнергии, поставленной последним в
целях освещения машиномест в спорном МКД.


Подборка записок по жилищным спорам
ЗДЕСЬ

Рекомендую подписаться на:

группу ВКонтакте по жилищным спорам ЗДЕСЬ

мою страницу ВКонтакте: https://vk.com/nenashev

телеграмм канал Записки Путёвого Юриста