С 15 по 25 апреля посмотрел по НТВ самый нашумевший сериал 2023 года. Специально не стал смотреть его раньше в интернете, понимая, что спешить некуда. Тем более, подписки на онлайн-кинотеатр Винк нет, а смотреть на разных сайтах не хотелось.
Сколько было разных противоречивых мнений о нём, а после премьеры на ТВ споры в комментариях разгорелись с новой силой, причём, существуют две крайности: либо «лучший сериал года, побольше бы таких», либо «ужасный сериал, почему не запретили и зачем вообще такое снимают?» и всё в таком духе. Теперь и я могу сказать пару слов. Хочется быть объективным и беспристрастным, как говорится.
Во-первых, в своём жанре сериал действительно хорош, но с моей точки зрения не настолько, как его расхвалили некоторые. Ниже объясняю почему.
Во-вторых, что касается противоположной точки зрения и призывов запретить сериал: к этому призывают в основном люди, которые или вообще не смотрели этот сериал или не досмотрели до конца, где-то после 3-ей серии решив, что здесь романтизация криминала и вообще мрак, ужас и т.д.... Вы сначала до конца досмотрите и уже потом выводы делайте. А то получается, как в анекдоте: не смотрел, но осуждаю.
Надо же учитывать и мнение людей, разбирающихся в вопросе. Например, есть сведения, что в поддержку сериала выступил заместитель начальника управления уголовного розыска МВД Республики Татарстан в 1993-1997 Александр Аввакумов, который сказал, что о феномене казанских группировок давно следовало снять сериал. В настоящее время Аввакумов – заместитель председателя совета ветеранов МВД по РТ, подполковник милиции в отставке.
На сегодняшний день он автор около 30 книг, основанных на реальных уголовных делах и личных впечатлениях. Впрочем, я отвлёкся от темы.
Сериал же основан на книге журналиста Роберта Гараева «Слово пацана: Криминальный Татарстан 1970-2010-х», опубликованной в 2020 г. В школьные годы Гараев, как и главный герой сериала Андрей попал в подростковую ОПГ, когда его стали обижать пацаны из другой группировки. Но к 1991 г. он уехал из Казани и завязал с криминалом, а позже решил изучить феномен подростковой преступности, в том числе, брал интервью у бывших участников казанских группировок, оставшихся в живых.
Другое дело, что в сериале всего 8 серий и естественно не всё, что есть в книге туда вошло. Масштабности в сериале не чувствуется. Это просто история отдельной ОПГ, которая в 90-тые перерастала в ещё более многочисленную и мощную структуру. До заказных убийств и крышивания крупного бизнеса дело ещё не дошло, пока схемы были примитивные: собрать дань с дальнобойщиков за проезд по району, развести в напёрстки или открыть видеосалон.
Ну и крупные драки район на район. До убийств доходило редко, но случалось.
По словам того же Аввакумова настоящая война между группировками началась в 1991-1992 из-за разницы во взглядах на то, как везти «бизнес». И так было, не только в Казани, но и по всей стране. Различные «Казанские» банды к середине 90-тых имели «большой вес» в Москве и Петербурге, а к концу 90-тых в живых остались немногие. Некоторые сейчас сидят на пожизненном. Да и в наше время подростковая преступность некуда не делась, только, может быть, она уже не такая жёсткая. Так что снимать об этом надо, дабы не повторялось вновь.
В принципе, все сюжетные ходы, что были в этом сериале, мы уже видеди во многих других произведениях на эту тему: и в фильмах Алексея Балабанова, и в «Бандитском Петербурге», и в «Бригаде»,(которые тоже требовали запретить, но всегда смешно от таких разговоров) и других криминальных сериалов. Но всё это было про 90-тые, а не про 80-тые. Так в чём причина бешенной популярности «Слово пацана»? Дело тут не только в умелой раскрутке рекламы в интернете, (пройди сериал просто по НТВ он стал был одним из многих) воссоздании атмосферы и в хорошей игре актёров, но и в том, что создатели сделали упор на отношениях малолетних преступников со своими родителями. Это тоже сильная составляющая серила, которой не было в других. Мне понравилась, как актриса Юлия Александрова сыграла маму главного героя, хотя то, что она потом попала в психушку, поняв кем стал её добрый и порядочный, как она считала, сын, перебор, но авторам виднее.
Сергей Бурунов в роли отца главаря группировки Вовы по кличке «Адидас», вернувшегося из Афганистана и его младшего брата Марата, тоже хорош.
И в очередной раз мне понравился Антон Васильев вновь сыгравший мента, но не такого, как в «Невском» или в «Хрустальном», а ещё более жёсткого. И несмотря на то, что некоторые назвали его персонажа отталкивающим и противным, мне так не показалось. Человек делает свою работу, как умеет. Да жёстко, но по-другому с бандитами было нельзя. Он же старался сначала быть добряком, когда стал фактически отчимом главного героя.
В итоге, никого из погибших пацанов мне не было жалко, они сами виноваты. А то некоторые стали заступаться за персонажа Ивана Янковского Вову «адидаса», но он ведь тоже стал бандитом, хоть и воевал в Афгане. Да, он убил бандитов из другой группировки, защищая девушку своего младшего брата Айгуль (Анна Пересильд), но он сам был не лучше этих бандитов и к финалу сериала это понял.
Что касается возникшего ажиотажа и последующего восхваления молодых актёров и присуждения им наград на фестивалях, я бы не стал так торопиться. В сущности, ничего сложного они не сыграли. Молодые пацаны играют молодых пацанов. Анна Пересильд сыграла лишь небольшую роль, а её уже назвали звездой. Тот же Никита Кологривый, появлявшийся даже не во всех сериях и грамотно пропиаривший себя поучением других, кого справедливо, кого не очень, сам при этом оказался злостным неплательщиком налогов, хотя денег у него достаточно.
Основная проблема таких 8-серийных сериалов в том, что они только начинаются и тут же заканчиваются, к героям привыкнуть не успеваешь, тема до конца не раскрыта, финал, как обычно скомканный, с намёком на продолжение. Режиссёр Андрей Першин (он же Жора Крыжовников) в одном из интервью уже сказал, что хочет снять 2 и 3 сезоны про 1991 и 1993 г. соответственно. Поэтому я и не спешил смотреть.
Теперь что касается музыкального сопровождения. Сначала в первых 2-ух сериях всё классно, но когда в каждой серии повторяются одни и те же 2-3 и «Миража» это быстро приедается. Остальные 25 песен разбросаны фрагментами по сериям и к чему было ставить каждый раз одно и тоже не очень понятно. Особенно песни «Ласкового мая» не подходят для сцен массовых драк. Тут подошло бы что-то из «Алисы», упоминаемой в сериале, но ни разу не звучавшей. Отдельные зрительницы написали, что в сериале гнетущая атмосфера. Как по мне, то там, где звучат Шатунов, Суханкина, Салтыков и др... не может быть гнетущей атмосферы. В сериале даже есть несколько шуток. Для создания такой атмосферы должна была звучать та же «Алиса», побольше Виктора Цоя, а не только песня «Перемен», например, его же композиция «Война» отлично подошла бы к сюжету, далее мог бы звучать кто-то из «тяжелого металла» и даже «Агата Кристи» (хотя я сам не любитель творчества братьев Самойловых, но в сериал их готические композиции вписались бы). А что касается композиции на татарском языке дуэта «Аигел», я сначала думал, что это какая-то татарская песня родом из 80-тых, но оказалось, что она современная. Причину её популярности я не очень понимаю, слова ведь непонятны, чисто из-за музыки в стиле техно? но это дело вкуса. И никого не волнует, что «Аигел» тоже выступили против спецоперации и уехали из России, продолжая выпускать песни и зарабатывать на них здесь. Кстати, примечательно, что рок-музыканта в сериале сыграл сын Андрея Макаревича Иван:
Вообщем, как-то так. В конечном итоге добро с кулаками победило зло с кулаками. Теперь и я в ожидании 2 сезона. А сколько уже шуток было про второй сезон, из последнего: 2 сезон будет называется: «Слово пацана: отмазки мужика».