Найти тему
Bible vs human wisdom

Библия и человеческая мудрость

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Мой друг завёл на днях канал здесь, на Дзене. Он пишет о том, что Библия истинной науке не противоречит, а, напротив, утверждает её учения. Мне стало немного завидно, и я решил свой канал завести. Год назад я написал книгу со странным названием "Третий Адам" и сунул её в стол. А тут как раз и вспомнил про неё. Я писал о том, как три моих alter ego - Сенечка (вечно в душе молодой), Семён Петрович (опыту набравшийся) и Симеон (изызучавший Библию вдоль и поперёк аж четверть века) - наблюдают жизнь и применяют её к Библии. Вот, приведу здесь и сейчас коротенький отрывок из этой неизданной книги (далее цитата)

Шопенгауэр. Ютубовая лента на днях предоставила мне наборы афоризмов
«великих». Толстой, Шопенгауэр, Бернард Шоу, Сократ и прочие. Я как-то всегда с сомнением относился к афоризму. Толком не знаю, почему. Наверное, дело в
подспудном сомнении: афоризм, ведь, «рубит с плеча», он обязан в рамках стиля это делать, а тут всегда есть погрешность. Афоризм широким жестом захватывает 85% и как бы говорит: глянь, какой я лихой! Но такие как я, улыбаясь и хлопая в ладоши, в душе-таки гнут губу: мол, а почему 15-то % затоптали?
К примеру. Шопенгауэр говорит: «
Умные не столько ищут одиночества,
сколько избегают создаваемой дураками суеты
». Да, наверное. Я и сам с моими
ипостасюшками такой-вот умный: заперся тут и кропаю бесконечно этот
псевдороманчишко. Поэтому мне эта философская мыслишечка льстит. Но
Симеон же, тоже умный, тыкает пальцем в Притчи 18:1 [Библия, Новый русский перевод]: «
Живущий обособленно потакает себе во всем, а на всякое здравое слово бранится». Конечно, главная мысль Шопенгауэра не
о том, но всё же...
А вот это важно: «
Следует воздерживаться в беседе от всяких
критических, хотя бы и доброжелательных замечаний. Обидеть человека —
легко, исправить же его — трудно, если не невозможно
». Да. Мудро. Что
скажешь, Симеон?
Симеон податливо нахмурился:
«Дак это ж Нагорная проповедь! Изобрёл твой Артурчик велосипед».
Да? А где там?..
«Приехали. Начало 7-й главы [Матфея]. Только там ёмче и полнее, и даётся совет конструктивный».
А, ну да. Про «не суди...». Вот: «
Не судите, чтобы и вас не судили. Так же, как вы судите других, будут судить и вас, и какой мерой вы мерите, такой будет отмерено и вам. Что ты смотришь на соринку в глазу своего брата, когда в своем собственном не замечаешь бревна? Как ты можешь говорить своему брату: «Дай я выну соринку из твоего глаза», когда в твоем собственном глазу бревно? Лицемер, вынь сначала бревно из собственного глаза, а потом ты увидишь, как вынуть соринку из глаза своего брата» (Матфея 7:1-5). Нет, у Шопенгауэра, кажется, ёмче.
«Скажешь тоже! Шопенгауэр просто констатирует. Христос же говорит, что́
следует делать, себе и всем окружающим во благо, и при этом приводит хлёсткий, вжигающийся в самую душу гиперболический пример. Вот это истинное учение. А не твоё бухтение философское. Кроме того, этот Артур речёт, по сути, только о приёмах ведения диалога (что, конечно, благо). Христос же говорит о мыслях, о настрое, о душе человека. Шопенгауэр констатирует привлекательную с философских позиций мысль о неизменяемости человека, Христос же даёт надежду: работай над собой, совершенствуй себя с помощью Божьей, и тогда твой пример и твои слова изменят окружающих к лучшему. Почему бы нет?».
Ладно-ладно, высокопарный ты наш! А разве нет в Библии о том, что человеку
крайне трудно меняться?
«Ещё бы. Возьми хоть отрывок, где Павел сокрушается по своей
греховности».
Ну да. 7-я глава Римлянам: «Я
знаю, что во мне, в плоти моей, нет ничего хорошего, потому что я хочу делать добро, но не могу. И то, что я делаю, — это не то добро, которое я хотел бы делать. Я продолжаю делать зло, которого не хочу делать» (18 и 19-й стихи).
Выходит, что все эти высокоумные философские перлы — суть осознанная
или неосознанная популяризация Библии. Так, что ли?
«Вроде того. Вот возьми что-нибудь ещё у этого седовласого мизантропа
Артура...»
Ну ладно. Вот. «
Здоровый нищий счастливее больного короля». Кажется,
точно что-то такое было в Притчах. Только со львом... Да. «
Даже живой собаке лучше, чем мертвому льву!» (Экклезиаст 9:4).
Да, но есть и много несостыковочного и хульного.
«Ну так а что с мизантропа спрашивать?.. (конец цитаты)

Вот, подобного много есть в той книге. В процессе её написания я думал: а и правда, интересная штука - сравнивать высказывания "великих мудрецов" с библейской мудростью. И ключевая мысль такова, что какие бы перлы ни выдавал человеческий мозг за все минувшие века до сей поры, а всё уже есть в Библии.

Попробую. Почему-то хочется верить, что кому-то подобное будет интересно, познавательно, а может быть даже и поучительно.

Буду здесь публиковать разные соображения, не только по этой тематике. В "Третьем Адаме" я делал как? - брал рандомный библейский стих, размышлял над ним и приноравливал ко всякого рода повседневщине. А можно вообще подумать с вами, читатели, вместе: что есть Библия? зачем она нам? что в ней?

Интересно же... Добро пожаловать!

Дружественный канал:

Естественный разум | Дзен