Сразу направляю ваше внимание на слово «тяжело».
Попробуйте объяснить сами себе, что включает ваше персональное «тяжело»?
Моя статья как раз та самая персональная попытка объединить своеобразные «тяжело принимать решения» с помощью метафоры, я думаю получилось интересно.
И так перед вами меню 3 блюда - 3 проблемы: «Сверхосторожность», «Подозрительность», «Угодливость» под соусом «Тяжело».
Состав соуса входит: страх и недоверие!
Но мера этих двух ингредиентов разная в том и есть шеф авторство людей, которые обратились ко мне, а я лишь привнесла авторство в формат статьи.
И да, некорректно клиническому психологу смешивать столь два разных понятия, одно из которых относиться к психологической симптоматики, а другое к философским рассуждениям. Но я рискнула!
* Согласие на размещение информации в рамках клиентского опыта от клиента получено, конфиденциальность соблюдена
1 блюдо – «Сверхосторожность» под соусом «Тяжело»
Блюдо готовиться быстро, очень питательно для нерешительности, соус способствует выживанию в неопределённости.
Совместно с клиентом определили побочные эффекты соуса «Тяжело»:
- постоянно чувствует нехватку информации для анализа ситуации, но фактов ему всё время не хватает;
- стремиться к контролю в мелочах, тем самым обостряет собственное чувство опасности и обижает людей недоверием;
- отказывает в содействие во взаимоотношениях, выбирает проверенные временем стратегии;
- собирает сомнения, слушает мнение других, находиться в постоянном поиске авторитетного мнения;
- предъявляет высокие требования к компетенции и к чертам характера коллег;
- отказывает в возможности сотрудничать если эмоционально человек не приятен;
- перед окончательным (безвозвратным) решением испытывает страх, делает очередной запрос гарантий, чем провоцирует срыв сроков исполнения.
Как нейтрализовали побочный эффект:
- Нашли и проработали когнитивные искажения: катастрофизация и персонализация;
- Рассмотрели, как клиент ранее справлялся с чрезмерными требованиями и высокими ожиданиями руководства, какой опыт приобрёл;
- Определили личные критерии «неопределённость» на работе, куда вернее направлять свой контроль;
- Работали с запросом клиента, как отличать критику от некорректной обратной связи;
- Работали над развитием психологической гибкости, цель которой поддержание профессиональных связей.
Что сказать, это нормально, когда человек натерпевшись достаточного количества неудач, критики не захочет больше рисковать. Будет медлить с решением и теряться в приоритетности задач. Опыт сделал психику чувственной, а не действенной. Фокус внимания стал направляться только на недостатки предлагаемых вариантов решения.
2 блюдо – «Подозрительность» под соусом «Тяжело»
В первую очередь я поблагодарила клиента за оказанное доверие. В сложившейся рабочей ситуации, клиент был более чем уязвим. Она рисковала не только своей репутацией, а также возможной утратой тех способностей, которые ей позволили открыть и развить бизнес.
Так же у клиента уже были вполне определённые ожидания от консультации и всё они были на почве недоверия. За определённый период, она прошла немалое количество тренингов и курсов, я часто слышала от неё: «я знаю», «это я проходила», «это я уже слышала».
Как нейтрализовали побочный эффект соуса «Тяжело» на начальном этапе работы:
- во-первых много было рассуждений о самом доверие, о его элементе «риск»;
- говорили о желаемом поведение сотрудников, замечу не просто людей, товарищей, а сотрудников, перешли на понятие ролей;
- говорили об образе руководителя, о её желанном образе;
- говорили о функции руководителя и о функции лидера, чем отличаются;
- обсуждали то, почему она проходила так много обучений, но ничего не приняла в свою практику;
- определи, что она хочет получить вместо «бесконечных» конфликтов;
- искали ответ на вопрос, откуда в ней столько мужества и предприимчивости?
А предприимчивости было много: что хочет от консультации, как надо мне вести консультацию, куда надо мне смотреть.
Её личная активность порой для меня была дискомфортной (пишу честно), что приводило к конфронтации. Но благодаря конфронтации у нас появились общие правила консультации.
Хочу обратить внимание! Не предложенные мной правила, а выработанные в ходе совместной работы. Только после этого начался так всеми любимый психологами системный подход в работе.
Что сказать, это нормально подозревать, что что-то может пойти не так. Конфронтация на консультации тоже нормально, как и переживание дискомфорта, но всё это помогает при условии, что вы умеете управлять своим доверием и проживать недоверие, как собственное психологическое состояние.
Описанный случай не пример тотального недоверия, переходящего в паранойю, это случай, когда подсознательная установка «только я тяну лямку другие, не хотят», заставляла её искать тому доказательства.
3 блюдо – «Угодливость» под соусом «Тяжело»
Самое популярное блюдо.
Симптоматика угодливости в словах клиента:
«я сам порой не уверен в тех вариантах, которые предлагаю»
«мне нравятся люди, обладающие своим мнением, с ними легче работать»
«я не люблю конфликты, боюсь сильно разозлиться»
«ценю уверенность в моих коллегах и поддерживаю её, учитывая мнение каждого»
«стараюсь задерживать обещания, но порой это сложно»
«я всегда извинюсь и стараюсь исправить ситуацию, хотя вижу, что проблема от того, что я ранее что-то не сделал»
«у всех свои требования порой сложно под них подстроиться»
«я не выношу споров, поэтому хочу заранее знать, о чём пойдёт речь на собрание, чтобы быть спокойным»
«иногда накатывает такая злость на всех»
«я неоднократно просил руководителя, а он, как будто меня не слышит»
«я реагирую на тон руководителя, если он чуть завышен мне неприятно, и я теряюсь»
Побочные эффекты соуса «Тяжело»:
- нет личных выборов, он там куда послали другие;
- нет собственных решений, потому что собственные желания небезопасны и ведут к конфликтам;
- любая просьба другого вызывает внутренний протест, протест проживается за счёт забывчивости;
- стремление проверять всё ли в порядки, навязчивый контроль за окружающей обстановкой;
- высокая чувствительность и сложность ею управлять;
- два требования: требование благодарности от других, требования чтобы от него все отстали;
- удивительная проницательность, как он утверждает, он точно знает, что хотят другие;
- частые извинения и часто не по месту;
- присутствует огромное желание быть значимым для других, быть доступным все 24 часа в сутки;
- высокая самокритичность, с легкостью соглашается винить себя, но ситуацию изменить не в силах.
Как нейтрализовали побочный эффект:
- Договорились замечать, где клиент старается угодить мне;
- Работали с когнитивным искажением «Чтение мыслей»;
- Определили «Угодливость», как защитную реакцию и нашли от чего она защищает клиента;
- Работали над глубинным убеждением «Я неудачник»;
- Работали над запросом – отказывать людям и не чувствовать себя виноватым.
Что сказать, это нормальное желание - нравиться людям, если данное желание выросло на безопасной почве, которая была удобрена поддержкой и похвалой значимых людей. А если удобрено наказанием и критикой, то желание нравиться превращается в защиту "угодливость", чтобы уберечь себя от пристыженности, униженности и порой от физического насилия.
Но рано или поздно каждому надоедает просить – и не получать!
В результате все обязательства срываются, а отношения расстраиваются. Так и произошло у клиента. Итог ли это психологической консультации? Нет!
Это итог того, что мы сами часто переоцениваем значимость других и свою значимость для них.
Вывод
Если нарушены базовые принципы безопасности и доверия то, с выбором и решениями будет сложно – тяжело.
Все усилия будут направлены на самосохранение.
Самосохранение – это ориентация только на себя, о полноценном взаимодействие с другими имея такую ориентацию не может быть и речи.
Почему?
Потому что страх видит везде опасность, а недоверие делает функцию контроля единственным способом взаимодействия с другими.
И получается так, что человек в выборе и в решениях ориентируется на постоянные и бесконечные обстоятельства. А обстоятельства не всегда действительная реальность, а реальность, которая создаётся нашими мыслями.
Я благодарю клиентов:
За возможность разместить их истории!
За мужество и доверие, которые превысили страх перед осуждением!
За совместную работу, благодаря которой у меня появилось готовое решение - структурная консультация «Секрет равновесия», о ней ниже в комментарии.
А Вам тяжело принимать решения на работе?
Чтобы бы добавили к соусу «Тяжело»?
Психолог Юлия Янковская г. Челябинск.
Комментируйте прочитанное – смело! Жмите кнопку «сказать спасибо».
Автор: Юлия Янковская
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru