Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Мне тяжело принимать решения на работе: 3 проблемы под одним соусом

Оглавление

Сразу направляю ваше внимание на слово «тяжело».

Попробуйте объяснить сами себе, что включает ваше персональное «тяжело»?

Моя статья как раз та самая персональная попытка объединить своеобразные «тяжело принимать решения» с помощью метафоры, я думаю получилось интересно.

И так перед вами меню 3 блюда - 3 проблемы: «Сверхосторожность», «Подозрительность», «Угодливость» под соусом «Тяжело».

Состав соуса входит: страх и недоверие!

Но мера этих двух ингредиентов разная в том и есть шеф авторство людей, которые обратились ко мне, а я лишь привнесла авторство в формат статьи.

И да, некорректно клиническому психологу смешивать столь два разных понятия, одно из которых относиться к психологической симптоматики, а другое к философским рассуждениям. Но я рискнула!

* Согласие на размещение информации в рамках клиентского опыта от клиента получено, конфиденциальность соблюдена

1 блюдо – «Сверхосторожность» под соусом «Тяжело»

Блюдо готовиться быстро, очень питательно для нерешительности, соус способствует выживанию в неопределённости.

Совместно с клиентом определили побочные эффекты соуса «Тяжело»:

  • постоянно чувствует нехватку информации для анализа ситуации, но фактов ему всё время не хватает;
  • стремиться к контролю в мелочах, тем самым обостряет собственное чувство опасности и обижает людей недоверием;
  • отказывает в содействие во взаимоотношениях, выбирает проверенные временем стратегии;
  • собирает сомнения, слушает мнение других, находиться в постоянном поиске авторитетного мнения;
  • предъявляет высокие требования к компетенции и к чертам характера коллег;
  • отказывает в возможности сотрудничать если эмоционально человек не приятен;
  • перед окончательным (безвозвратным) решением испытывает страх, делает очередной запрос гарантий, чем провоцирует срыв сроков исполнения.

Как нейтрализовали побочный эффект:

  • Нашли и проработали когнитивные искажения: катастрофизация и персонализация;
  • Рассмотрели, как клиент ранее справлялся с чрезмерными требованиями и высокими ожиданиями руководства, какой опыт приобрёл;
  • Определили личные критерии «неопределённость» на работе, куда вернее направлять свой контроль;
  • Работали с запросом клиента, как отличать критику от некорректной обратной связи;
  • Работали над развитием психологической гибкости, цель которой поддержание профессиональных связей.

Что сказать, это нормально, когда человек натерпевшись достаточного количества неудач, критики не захочет больше рисковать. Будет медлить с решением и теряться в приоритетности задач. Опыт сделал психику чувственной, а не действенной. Фокус внимания стал направляться только на недостатки предлагаемых вариантов решения.

2 блюдо – «Подозрительность» под соусом «Тяжело»

В первую очередь я поблагодарила клиента за оказанное доверие. В сложившейся рабочей ситуации, клиент был более чем уязвим. Она рисковала не только своей репутацией, а также возможной утратой тех способностей, которые ей позволили открыть и развить бизнес.

-2

Так же у клиента уже были вполне определённые ожидания от консультации и всё они были на почве недоверия. За определённый период, она прошла немалое количество тренингов и курсов, я часто слышала от неё: «я знаю», «это я проходила», «это я уже слышала».

Как нейтрализовали побочный эффект соуса «Тяжело» на начальном этапе работы:

- во-первых много было рассуждений о самом доверие, о его элементе «риск»;

- говорили о желаемом поведение сотрудников, замечу не просто людей, товарищей, а сотрудников, перешли на понятие ролей;

- говорили об образе руководителя, о её желанном образе;

- говорили о функции руководителя и о функции лидера, чем отличаются;

- обсуждали то, почему она проходила так много обучений, но ничего не приняла в свою практику;

- определи, что она хочет получить вместо «бесконечных» конфликтов;

- искали ответ на вопрос, откуда в ней столько мужества и предприимчивости?

А предприимчивости было много: что хочет от консультации, как надо мне вести консультацию, куда надо мне смотреть.

Её личная активность порой для меня была дискомфортной (пишу честно), что приводило к конфронтации. Но благодаря конфронтации у нас появились общие правила консультации.

Хочу обратить внимание! Не предложенные мной правила, а выработанные в ходе совместной работы. Только после этого начался так всеми любимый психологами системный подход в работе.

-3

Что сказать, это нормально подозревать, что что-то может пойти не так. Конфронтация на консультации тоже нормально, как и переживание дискомфорта, но всё это помогает при условии, что вы умеете управлять своим доверием и проживать недоверие, как собственное психологическое состояние.

Описанный случай не пример тотального недоверия, переходящего в паранойю, это случай, когда подсознательная установка «только я тяну лямку другие, не хотят», заставляла её искать тому доказательства.

3 блюдо – «Угодливость» под соусом «Тяжело»

Самое популярное блюдо.

-4

Симптоматика угодливости в словах клиента:

«я сам порой не уверен в тех вариантах, которые предлагаю»

«мне нравятся люди, обладающие своим мнением, с ними легче работать»

«я не люблю конфликты, боюсь сильно разозлиться»

«ценю уверенность в моих коллегах и поддерживаю её, учитывая мнение каждого»

«стараюсь задерживать обещания, но порой это сложно»

«я всегда извинюсь и стараюсь исправить ситуацию, хотя вижу, что проблема от того, что я ранее что-то не сделал»

«у всех свои требования порой сложно под них подстроиться»

«я не выношу споров, поэтому хочу заранее знать, о чём пойдёт речь на собрание, чтобы быть спокойным»

«иногда накатывает такая злость на всех»

«я неоднократно просил руководителя, а он, как будто меня не слышит»

«я реагирую на тон руководителя, если он чуть завышен мне неприятно, и я теряюсь»

Побочные эффекты соуса «Тяжело»:

  • нет личных выборов, он там куда послали другие;
  • нет собственных решений, потому что собственные желания небезопасны и ведут к конфликтам;
  • любая просьба другого вызывает внутренний протест, протест проживается за счёт забывчивости;
  • стремление проверять всё ли в порядки, навязчивый контроль за окружающей обстановкой;
  • высокая чувствительность и сложность ею управлять;
  • два требования: требование благодарности от других, требования чтобы от него все отстали;
  • удивительная проницательность, как он утверждает, он точно знает, что хотят другие;
  • частые извинения и часто не по месту;
  • присутствует огромное желание быть значимым для других, быть доступным все 24 часа в сутки;
  • высокая самокритичность, с легкостью соглашается винить себя, но ситуацию изменить не в силах.

Как нейтрализовали побочный эффект:

  • Договорились замечать, где клиент старается угодить мне;
  • Работали с когнитивным искажением «Чтение мыслей»;
  • Определили «Угодливость», как защитную реакцию и нашли от чего она защищает клиента;
  • Работали над глубинным убеждением «Я неудачник»;
  • Работали над запросом – отказывать людям и не чувствовать себя виноватым.

Что сказать, это нормальное желание - нравиться людям, если данное желание выросло на безопасной почве, которая была удобрена поддержкой и похвалой значимых людей. А если удобрено наказанием и критикой, то желание нравиться превращается в защиту "угодливость", чтобы уберечь себя от пристыженности, униженности и порой от физического насилия.

Но рано или поздно каждому надоедает просить – и не получать!

В результате все обязательства срываются, а отношения расстраиваются. Так и произошло у клиента. Итог ли это психологической консультации? Нет!

Это итог того, что мы сами часто переоцениваем значимость других и свою значимость для них.

Вывод

Если нарушены базовые принципы безопасности и доверия то, с выбором и решениями будет сложно – тяжело.

Все усилия будут направлены на самосохранение.

Самосохранение – это ориентация только на себя, о полноценном взаимодействие с другими имея такую ориентацию не может быть и речи.

Почему?

Потому что страх видит везде опасность, а недоверие делает функцию контроля единственным способом взаимодействия с другими.

И получается так, что человек в выборе и в решениях ориентируется на постоянные и бесконечные обстоятельства. А обстоятельства не всегда действительная реальность, а реальность, которая создаётся нашими мыслями.

Я благодарю клиентов:

За возможность разместить их истории!

За мужество и доверие, которые превысили страх перед осуждением!

За совместную работу, благодаря которой у меня появилось готовое решение - структурная консультация «Секрет равновесия», о ней ниже в комментарии.

А Вам тяжело принимать решения на работе?

Чтобы бы добавили к соусу «Тяжело»?

Психолог Юлия Янковская г. Челябинск.

Комментируйте прочитанное – смело! Жмите кнопку «сказать спасибо».

Автор: Юлия Янковская
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru