Интересуясь тематикой Великой французской революции (она же Французская буржуазная революция), а также событиями Первой республики, столкнулся с текстами выступлений Максимильена Мари Изидора де Робеспьера, которого в нашей стране знают как Максимилиана Робеспьера (1758-1794 гг).
В принципе, отражать что-либо из его выступлений смысла, особо, не было, но тут попались его слова о России и императрице Екатерине Великой, сказанные им 17 ноября 1793 года в докладе под названием: "О политическом положении Республики", а именно:
"... из всех мошенников, носивших имя короля, императора, министра, политика, самой ловкой плутовкой является Екатерина в России, или, вернее, плутами являются ее министры, и надо остерегаться шарлатанства этих далеких и всесильных в империи лиц, престиж которых создала политика.
Истина состоит в том, что при старой императрице, как и при всех женщинах, держащих скипетр, управляют государством мужчины. Впрочем, политика России властно определяется самой природой вещей. Эта страна представляет собой соединение жестокости диких орд и пороков цивилизованных народов. Господствующие в России классы обладают большой властью и большими богатствами. У них есть вкус, понятие и стремление к роскоши, к искусству Европы, а правят они в суровом климате. они испытывают потребность в том, чтоб им служили и их восхваляли афиняне, а имеют они подданными татар. Этот контраст в их положении заставил их обратиться к торговле, для приобретения предметов роскоши и искусства, и к завоеванию соседних с ними плодородных земель на западе и на юге. Петербургский двор стремится эмигрировать из печальных мест, в которых он обитает, в европейскую Турцию и в Польшу, так же как наши иезуиты и наши аристократы эмигрировали из теплого климата Франции в Россию.
Она много способствовала созданию лиги королей, воюющих с нами, и она одна получает от этого пользу. В то время, когда соперничающие державы разбились о скалу французской республики, императрица России приберегает свои силы и собирает свои средства, она с тайной радостью посматривает, с одной стороны, на обширные территории, подвластные оттоманскому господству, и с другой - на Польшу и Германию; и везде она видит легко осуществимые узурпации или быстрые завоевания. Ей кажется близким момент, когда ее воля станет законом для Европы, по крайней мере для Пруссии и Австрии, а при разделе земель, к участию в котором она примет двух компаньонов ее высочайших грабежей, кто помешает ей безнаказанно взять себе львиную долю... ?"
Справедливости ради, в этом докладе от Робеспьера досталось всем: и англичанам, и пруссакам, и австрийцам.
Интерес приведённых слов именно о России в другом: Робеспьер тут показал свои знания о России и русских на уровне типичного западноевропейского интеллигента того времени: "азиатские орды", деспотия, богатая верхушка, стремление к завоеванию и порабощению.
Полагаю, что такая характеристика была связана не только в связи с царившими стереотипами, но и с тем, что императрица Екатерина, хотя и не использовала армию напрямую, но вносила средства на удушение достижений Французской революции.
.
С уважением ко всем прочитавшим,
автор: Дмитрий Хандога