Найти тему

Чем маоизм отличается от классического марксизма

Оглавление

Самые известные практики марксизма, реализовывавшие его идеи на обширных территориях — Ленин, Сталин и Мао Цзэдун, создали свои варианты марксистского учения, связав их с насущными проблемами общества. Среди этих троих Мао Цзэдун оказался самым популярным, если говорить о распространении его идей по всему миру. Сталинцы и ленинцы существовали, главным образом, в СССР, в то время как маоисты в ХХ веке встречались не только в Китае, это учение оказалось популярным в левой среде на Западе.

Хотя это весьма странно — ведь маоизм создавался как специфический китайский вариант марксизма. Он впитал в себя не только идеи марксизма-ленинизма и сталинизма, но и конфуцианства.

Китайский плакат
Китайский плакат

В своем развитии маоизм прошел три этапа — первый был связан с идеей «новой демократии», с упором на крестьянство, которому разрешалось иметь частные хозяйства, и возник в 30-е годы прошлого века. В 50-е годы было принято решение несколько отойти от прежних идей, упор делался на рабочий класс и коллективное хозяйство. После смерти Мао в 1976 году маоизм вновь реанимировал концепцию «новой демократии», поскольку новые реалии требовали обоснования смешанной экономики и поддержки частной собственности. Появилось понятие «социализм с китайской спецификой».

Надо сказать, что если бы Карл Маркс имел возможность познакомиться с идеями маоизма, он был бы, вероятно, сильно удивлен, причем тут вообще его учение.

Китайский плакат
Китайский плакат

О расхождении маоизма с марксизмом начали говорить в 50-е годы и в СССР, притом китайцы отвечали в стиле пинг-понга, типа вы сами не имеете с учением Маркса ничего общего. Подобные взаимные обвинения охладили отношения между СССР и КНР на многие годы, вплоть до середины 80-х, когда началась перестройка и у них, и у нас.

В своих основных идеях маоизм, используя марксизм, вывел свои постулаты. В области экономики упор делался на плановый характер и распределение по труду. Поскольку в ХХ веке Китай был сельскохозяйственной страной, появилась «теория окружения города деревней» и сохранения частных хозяйств на селе. Вообще маоизм изначально стоял за параллельное развитие различных общественно-экономических укладов в экономически отсталых странах (каким был тогда Китай). В отличие от Маркса, который не признавал терроризм методом борьбы, маоизм приветствовал террористическое подполье для приближения революции. Кроме того, пропагандировалась идея экспорта революции.

Тезис о «классовой борьбе как главном противоречии» стал обоснованием для проведения «культурной революции». Что касается внешней политики, то маоизм исходил из того, что Китай вместе с развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, должен бороться против «гегемонизма сверхдержав», и, главным образом, против СССР как «социал-империализма».

Сейчас сам Китай стал сверхдержавой, а СССР уже нет. Интересно, что там говорят по этому поводу теоретики маоизма... Видимо, начинается четвертый этап в его развитии.

Приглашаю в другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях", а также прошу поддержать своим присутствием добиваемый Дзеном канал моего мужа "Александр имхо"

А тут я читаю стихи