Найти в Дзене
Пушкин и мiр.

Главное суеверие в жизни Пушкина.

Был ли Пушкин суеверен? Был! К сожалению, но наш великий поэт был суеверен. Вообще говоря, суеверие на определённом этапе любой человеческой жизни – не такая уж плохая вещь. Суеверный человек в отличие от погрязшего в житейском практицизме индивида признаёт существование неких непознанных и безвидных сил, серьёзно влияющих на человеческую судьбу. Люди приходят разными путями к пониманию действия Высшей Силы на всё, окружающее нас и один из этих путей, весьма стандартный – это изначальное познание материального мира, вслед затем – проникновение в таинственную сторону бытия через некий набор суеверий, и, наконец, системный подход к познанию окружающего нас мира через прикосновение к полноценным духовным системам, из которых самой совершенной безусловно является христианство. Великий русский поэт в детстве получил свой взгляд на таинственную сторону мира в общении с няней Ариной Родионовной, которая безусловно была православным человеком и одновременно несла в себе могучий запас простонар

Был ли Пушкин суеверен? Был! К сожалению, но наш великий поэт был суеверен.

Вообще говоря, суеверие на определённом этапе любой человеческой жизни – не такая уж плохая вещь. Суеверный человек в отличие от погрязшего в житейском практицизме индивида признаёт существование неких непознанных и безвидных сил, серьёзно влияющих на человеческую судьбу. Люди приходят разными путями к пониманию действия Высшей Силы на всё, окружающее нас и один из этих путей, весьма стандартный – это изначальное познание материального мира, вслед затем – проникновение в таинственную сторону бытия через некий набор суеверий, и, наконец, системный подход к познанию окружающего нас мира через прикосновение к полноценным духовным системам, из которых самой совершенной безусловно является христианство.

Великий русский поэт в детстве получил свой взгляд на таинственную сторону мира в общении с няней Ариной Родионовной, которая безусловно была православным человеком и одновременно несла в себе могучий запас простонародного, в определённой мере языческого восприятия людей и природы. Пушкин, поэтический строй души которого не мог удовлетвориться рациональным объяснением мира живо воспринял поданный ему посыл. Таинственные истории, народные приметы и мистические наблюдения глубоко поселялись в его душе, а жизнь поэта периодически подбрасывала ему сильные поводы для укрепления в уже укоренившихся суевериях. Вот что пишет об одном из этих поводов в своих воспоминаниях один из лучших друзей Пушкина, Соболевский:

«В многолетнюю мою приязнь с Пушкиным я часто слышал от него самого об этом происшествии, он любил рассказывать его в ответ на шутки, возбуждаемые его верою в разные приметы. Сверх того, он в моем присутствии не раз рассказывал об этом именно при тех лицах, которые были у гадальщицы при самом гадании, причем ссылался на них. Для проверки и пополнения напечатанных уже рассказов считаю нужным присоединить все то, о чем помню положительно. Предсказание было о том, во-первых, что он скоро получит деньги; во-вторых, что ему будет сделано неожиданное предложение; в-третьих, что он прославится и будет кумиром соотечественников; в-четвертых, что он дважды подвергнется ссылке; наконец, что он проживет долго, если на 37-м году возраста не случится с ним какой беды от белой лошади, или белой головы, или белого человека (weisser Ross, weisser Kopf, weisser Mensch), которых и должен он опасаться. – Первое предсказание о письме с деньгами сбылось в тот же вечер; Пушкин, возвратясь домой, нашел совершенно неожиданно письмо от лицейского товарища, который извещал его о высылке карточного долга, забытого Пушкиным. Товарищ этот был Корсаков, вскоре потом умерший в Италии. Такое быстрое исполнение первого предсказания сильно поразило Александра Сергеевича; не менее странно было для него и то, что несколько дней спустя, в театре, его подозвал к себе А. Ф. Орлов и стал отговаривать его от поступления в гусары, а предлагал служить в конной гвардии… Вскоре после этого Пушкин был отправлен на юг, а оттуда, через четыре года, в псковскую деревню, что и было вторичною ссылкою. Как же ему, человеку крайне впечатлительному, было не ожидать и не бояться конца предсказания, которое дотоле исполнялось с такою буквальною точностью??? Прибавлю следующее: я как-то изъявил свое удивление Пушкину о том, что он отстранился от масонства, в которое был принят, и что он не принадлежал ни к какому другому тайному обществу. «Это все-таки следствие предсказания о белой голове, – отвечал мне Пушкин. Разве ты не знаешь, что все филантропические и гуманитарные общества, даже и самое масонство, получили от Адама Вейсгаупта направление подозрительное и враждебное существующим государственным порядкам? Как же мне было приставать к ним? Weisskopf, Weisshaupt – одно и то же».

Мы ещё вернёмся на нашем канале к этому предсказанию – Пушкин до последних дней своей жизни очень серьёзно относился к этому предсказанию. К его несчастью, наш великий поэт не смог вовремя сделать главный для каждого человека шаг от суеверия к вере, и предсказание немки Кирш он воспринял, как неизбежный фатум своей жизни – мы знаем, что Пушкин до последнего своего дня всегда обращал внимание на высоких блондинов, как на своих потенциальных убийц. Он никогда не пасовал перед ними, предпочитая испытывать судьбу, но он и не искал своего Спасителя, который мог бы эту судьбу легко переменить. Жаль…

Всех, кому интересна духовная биография великого поэта, приглашаю на страницы своей книги, первый том которой размещён по адресу:

https://proza.ru/avtor/ytgjcktlybq