Найти тему

Ребенок никогда не выучит таблицу умножения…

Многие дети не могут запомнить таблицу умножения, и фразы. Которые я слышу от родителей: «Учит-учит, на следующий день все заново», «Стихи учит хорошо, а таблицу умножения не может, память плохая»

Дорогие родители, если ребенок помнит свое имя, имена родственников, и, тем более в состоянии запоминать информацию по другим предметам, то с процессом «Память» у вас все в порядке. И причину проблем с запоминанием в этом случае следует искать не в нарушении памяти, а в нарушении других психических процессов.

Отдельно взятый процесс «Память» - это фиксация связей мозгом. Мозг может фиксировать связи двумя основными способами. Всё, что «попадает» в мозг одновременно — связывается, соединяется. На этом функция процесса «Память» исчерпывается.

Представьте, что учительница в школе говорит детям: «Дети, запомните, пожалуйста, зеленый». Сразу чувствуется, что в этом задании чего-то не хватает, в нем присутствует какая-то пустота. Оно лишено смысла.

Бессмысленно запоминать слово «зеленый». Смысл (СВЯЗЬ) появляется лишь тогда, когда есть второй элемент сообщения: «Улицу можно переходить на зеленый сигнал светофора» (если зеленый, то можно).

А теперь представьте, перед ребенком набор цифр и символ (сам знак умножения), и никакой связи, то есть второго элемента сообщения! Мозг запоминает только связи. Для образования связи необходимы, как минимум, два элемента. Один элемент мозг теоретически запомнить не может!

Кто-то на этом месте начнет возражать:

1) А как мы учили, и ничего;

2) Все ваши новомодные техники, раньше без этого обходились;

3) Надо просто повесить перед глазами таблицу, запомнит, и т.д.

Отвечаю. Во-первых, и мы учили по-разному. Я встречаю много взрослых людей, которые до сих пор плохо знают и умножение, и деление.

Во-вторых, техники и методики, применяемые учителями – человеческий фактор. В самих техниках запоминания ничего нового нет, и многие учителя их применяли. Сам процесс техники ребенок запомнить не мог, и теперь, будучи взрослым, такой человек с легкостью в уме и умножает и делит. Но я вас уверяю, не всем так повезло.

В-третьих, дети, которые имеют перед глазами таблицу умножения (в своей комнате, на кухне, и даже в местах общего пользования), интуитивно эти связи «находят». Помним, да, что мозг запоминает только связи. Но здесь, опять же, зависит от того, как по-разному у всех работают другие процессы. И сейчас мы их рассмотрим.

Процесс «Внимание». Сразу пример. Ребенок регулярно идет в школу со сменной обувью, а приходит без нее. Забыл? Нет, если при этом ребенок в состоянии помнить другую информацию.

Нарушение устойчивости внимания мешает запоминать учебную информацию. При этом страдает и функция исполнения программ поведения. Такой ребенок либо склонен совершать множество не нужных движений, либо долго переключиться с одного действия на другое. Проснулся утром, долго сидит на кровати, или застыл перед телевизором, натягивая брюки.

Процесс «Представление». Благодаря этому процессу, ребенок из многих букв зрительно узнает букву «А». Или кошку, с какого бы ракурса он ее не увидел. Нарушение процесса представления блокирует способность к инвариантному восприятию. Ребенок, попросту, перестает узнавать зрительные образы. Ни о каком сознательном запоминании и обучении не может быть и речи.

Процесс «Ощущение». Все, что вы воспринимаете — видите, слышите, чувствуете — преобразуется в электрические импульсы. В мозге нет ничего, кроме электрических импульсов, бегущих по волокнам нервных клеток. При различных функциональных нарушениях мозга (когда в анамнезе у ребенка, например, гипоксия, или у мамы ребенка кесарево), этих самых электрических импульсов бывает не достаточно. Тогда в обучении со временем появляются проблемы.

Процесс «Мышление». Именно с помощью мыслительных операций осуществляется сознательный контроль над процессом запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге. Если нет патологий, мышление хорошо поддается тренировке. Хотя, слово «тренировка» здесь не совсем уместно. Так как при обучении запоминанию мышление не тренируется. Человек обучается определенным алгоритмам — последовательности действий в воображении, ведущих к запоминанию.

Интеллект. Интеллект — это понятие не качественное, а количественное. Сравните с компьютером. В одном компьютере установлен лишь текстовой редактор Word. У этого компьютера низкий интеллект, но он отлично выполняет свою работу. В другой компьютер установили сотни профессиональных программ. У такого компьютера интеллект выше, так как он способен решать сотню разнообразных задач.

Из этой аналогии видно, что интеллект, т. е. количество «установленных программ», напрямую зависит от памяти. Если в компьютере нет памяти, то на такую машину в принципе невозможно установить более-менее сложные программы. Аналогично, если человек не умеет запоминать, то различные интеллектуальные программы будут «устанавливаться» крайне медленно (долго). Либо вообще не смогут быть «установлены».

Процесс «Воображение». Это процесс, при помощи которого ребенок в состоянии моделировать опыт. Если ребенок может вообразить обобщенный образ цифры, и далее, подключить процесс мышления, то ему легко можно будет на эту цифру и умножить, и разделить, и сложить, и вычесть. И т.д и т.п.

Результат мыслительных операций с представлением ребенок может «вывести из мозга», то есть написать пример в тетради, либо проговорить вербально.

Возвращаясь к проблеме запоминания таблицы умножения, становиться понятно, как правильно действовать с отдельно взятым ребенком. Вычленить «западающий» процесс, откорректировать его, и подобрать нужную технику, что бы ребенок не просто зазубрил эту таблицу, а смог ее применять.

Пишите по номеру телефона 8(913) 170-00-29 в вотсап, я обязательно вам помогу!