Наверное, если бы кто-нибудь из кружковцев составил топ родительских фраз, с которых начинается закат "карьеры" наших товарищей по ремеслу, то заголовок этой статьи с большим отрывом занял бы первое место. История знает немало случаев, когда подросток, кружковец и олимпиадник, сталкивался со, скажем так, родительским непониманием своих увлечений. И те, руководствуясь, как им кажется, исключительно заботой о своём ребёнке (пресловутыми "наилучшими побуждениями"), наставляют его "на путь истинный".
Разумеется, шутки про то, что теоретическая математика - это далеко не самая успешная отрасль, появились не на пустом месте. Если ты не гений, то именно в той самой чистой математике, которую в России ещё нередко именуют, из-за ошибки в переводе, "высшей", особенных успехов не добьёшься. Вот только нет ни одной смежной отрасли, где бы заинтересованный человек с хорошей базой (математической) не добился бы большего успеха, чем направленный туда же с родительской подачи человек без базы.
Поэтому многие сворачивают с выбранного пути на предложенный родителями - предпочитают своему выбору чужой, который иногда и впрямь приносит им деньги, но почти никогда не приносит им счастья. Те же, кто не свернул, тоже не всегда достигают счастья - статистически намного чаще. Это вообще-то в любом деле так работает: если выбирать то, что нравится тебе самому, а не то, что тебе навязывает кто-то извне, то результат скорее всего получится ощутимо лучше.
Реальность неумолима: школьник, много занимавшийся математикой, будет по жизни круче того, кто не занимался. Если даже какие-то конкретные детали он в той или иной профессии начнёт осваивать позже, он обязательно догонит и перегонит тех, кто начал погружаться в эти детали раньше, пожертвовав ради этого математикой. Это известный закон Гуго Штейнгауза:
Если поручить двум людям, один из которых математик, выполнение любой одинаково незнакомой им работы, то результат всегда будет следующим: математик сделает её лучше.
Поэтому я всегда скептически отношусь к восьмиклассникам, которые уходят с головой в химию, биологию или физику, в ущерб математическому кружку. Нет, я не против того, чтобы участвовать в олимпиадах по всем этим предметам вместо математических, особенно если получается и нравится, но фундамент, в том числе и для всех прикладных сфер, закладывается именно на математике. И поэтому именно математику надо учить в первую очередь. Потому что она ум в порядок приводит.
Посему, дорогие родители, напутствие: никогда не запрещайте ребёнку играть в математику, если он сам этого хочет! Уйти в любую смежную прикладную сферу с математическим фундаментом можно, даже довольно легко. А вот наверстать упущенные вовремя элементы математической культуры в зрелом возрасте - уже практически невозможно. Обратные примеры есть, но очень редки и никак не могут претендовать на массовость.
Потому я и продолжаю приглашать всех на математические кружки. В том числе к себе. Например, в июне у меня летний интенсив для 5-7 классов (с прицелом на присоединение к очным бюджетным группам со следующего года). Читать подробности можно тут. А в сентябре я набираю очную бюджетную группу 4 класса - записаться на тестирование можно будет летом на сайте СПб ГДТЮ.
А в моём Telegram-канале можно начать знакомство с кружковскими задачами.