«Все рухнуло. Кроме несчастий и разочарований, ничего не осталось», - написала своему давнему знакомому 69-летняя аристократка по прозвищу «Красная баронесса». Помощи от него она не получила, и из предавшей ее страны дама в возрасте ушла пешком - по обдуваемому всеми ветрами льду Финского залива.
Ее портрет в 39-летнем возрасте написал Илья Репин. Гениальная кисть запечатлела необычную для русской аристократки цыганскую внешность, передала волевой характер дамы и мастерски перенесла на полотно складки дорогой шелковой одежды, жемчуг и кольца.
У ног этой цыганской красавицы в прямом смысле находились весьма известные личности второй половины XIX - начала XX века.
Матовый цвет лица, черные глаза (точнее - очи!) достались дочери русского генерала Ивана Лутковского от ее матери-сербки. Варенька Лутковская родилась в декабре 1850 года в Санкт-Петербурге, ее рано, в 16 лет, выдали замуж. Родив двух сыновей и дочь Софью, Варвара уехала от мужа в Париж.
Во Франции она писала повести и романы, переводила на французский язык Достоевского, но особой славы на этом поприще не сыскала. Зато ухитрилась получить развод и снова выйти замуж - за немолодого (на 32 года старше!)… начальника своего бывшего мужа.
В историю Российской империи Варенька Лутковская войдет с титулом и мудрёной фамилией второго мужа - баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильденбанд(т). Через 9.5 месяцев у четы Икскуль появилась дочь Варвара.
Второй муж - посланник в Риме, поэтому 24-летняя баронесса блистала на великосветских балах в Италии. Репин очень хорошо изобразил ее властный взгляд и томные глаза, но картины бы не случилось, если бы не возвращение в Россию и быстрая отставка барона Икскуля. Не у дел старый дипломат оказался из-за пленительного очарования супруги, в сетях которого запутался король Италии Умберто I.
В один прекрасный день итальянцы могли наблюдать весьма странную картину: в двухместной коляске едут супруги Икскуль, а у ног баронессы на скамеечке примостился Его Величество.
Об этом узнали в России. При первой же встрече императрица Мария Федоровна (жена Александра III) высказала лично свою немилость Варваре Ивановне. Барон подал в отставку.
Привыкшие находиться в центре светской жизни барон и баронесса в России откроют в своем доме литературно-художественный салон. Кроме крупных чиновников и дипломатов, их гостями станут писатели граф Лев Толстой и сын торговца Антон Чехов, художники Михаил Нестеров и Илья Репин. Хозяйка неоднократно оказывала радушный прием Максиму Горькому и Владимиру Бонч-Бруевичу.
А другой посетитель салона, Илья Репин, в 1889 году написал портрет хозяйки. Картину он назвал без указания имени изображенной - «Дама в красном». Тайна раскрывалась при первом же взгляде на необычную «цыганскую» внешность, модный и дорогой наряд.
Варвара Ивановна получила прозвище в высшем свете и при Дворе - «Красная баронесса». Друзья в шутку дали и другое прозвище - «герцогиня д'Аларкон», потому что особняк Икскулей стоял недалеко от Аларчина моста.
Прославилась «Красная баронесса» не прозвищами и не портретом, а тем, что принято безлико называть «общественная жизнь».
Я перечислю только небольшую часть ее дел, интересных лично для меня. А тему «баронесса, царская семья и дружба с последней императрицей Российской империи благодаря хорошим отношениям с Григорием Распутиным» - опущу.
Варвара Ивановна издавала дешевые книги, которые мог бы покупать и с удовольствием читать простой человек. Выпущенные 64 книги говорят о том, что книгоиздательство - не сиюминутная прихоть заскучавшей барыни.
Во время голода хозяйка столичного салона отправилась в Казанскую губернию - помогать нуждающимся, на собранные деньги открывала бесплатные столовые. Умудрилась подхватить оспу, которая пыл баронессы не остудила.
Положение в высшем обществе «Красной баронессы» позволяло ей обращаться к императору с просьбами. Из тюрьмы Максима Горького она вызволяла как в русской народной сказке - трижды.
Варваре Ивановне Россия обязана созданием первого высшего медицинского института ДЛЯ ЖЕНЩИН: она свои деньги вкладывала и занималась организацией лотерей, концертов, лекций, выручка от которых шла в кассу созданного в 1895 году института.
Община сестер милосердия Российского общества Красного Креста носила имя генерал-адъютанта М.П. фон Кауфмана, но одним из инициаторов ее создания в 1900 году выступила «Красная баронесса». Вот она на фотографии 1904-1905 гг. со старшей сестрой милосердия Общины:
В 1912 году Варваре Ивановне уже - нетрудно посчитать! - 62 года. Идут боевые действия против Османской империи. Не в России, на Балканах (Болгария, Сербия, Черногория). По нынешним меркам «пенсионерка» и сербка по матери фон Икскуль отправляется на Балканскую войну.
Во время Первой мировой баронесса руководит сестрами милосердия на фронте. Георгиевский крест за помощь на передовой Варвара Ивановна получит в 65 лет.
Самые суровые испытания ждали «Красную баронессу» не в окопах, а после 1917 года. Как мать офицера-белогвардейца баронесса побывает в заключении. Ее выселили из принадлежавшего ей особняка. Зимой 1919 года не стало младшего сына Ивана: п н е в м о н и я + отсутствие еды.
Посещавший ее салон В.Д. Бонч-Бруевич, говорят, не ответил на полное отчаяния письмо:
«Неужели я так жестоко наказана за то, что всю сознательную жизнь помогала «политическим»? Я в буквальном смысле голодаю, думаю о зиме с ужасом, потому что купить дров не на что. Сын мой с к о н ч а л с я в ужасных мучениях – я не могу оправиться от этого горя. Все рухнуло. Кроме несчастий и разочарований, ничего не осталось».
Пришло время Максима Горького хлопотать за ту, что трижды вытаскивала его из жизненных передряг. Он поселил ее в одном из отнятых у аристократов особняков, который в Советской России трансформировали под Дом искусств.
Максим Горький не смог или не захотел помочь эмигрировать в Европу: в выезде баронессе несколько раз отказали.
В декабре 1919 года Варваре Ивановне уже 69 лет, и в России ее ничто не держит, поэтому зимой 1920 года «Красная баронесса» покинула родину.
Мы живем в такое время, что не нужно объяснять, что без официального разрешения пересечь границу можно нелегально: по фальшивым документам, которые еще нужно раздобыть, или козьими тропами. Граждане одной страны третий год проявляют чудеса смекалки. О неудачных попытках смачно сообщают тамошние СМИ и соцсети, а потом и пресса других стран.
Верится с трудом: «Красная баронесса» в сопровождении опытного контрабандиста перешла границу России по льду Финского залива.
Из Финляндии она выехала в Париж, где и жила до финального дня своей жизни - 20 февраля 1928 года. Старший сын Георгий скрашивал ее последние годы. Баронесса Л.С.Врангель рассказывала, что лицо ушедшей в иной мир Варвары Ивановны было прекрасно, а «маленькие ручки сжимали Распятие».
***
О судьбе дочери Софьи ничего не знаю. Младшая дочь вышла замуж за Николая Казнакова, развелась и вышла за его младшего брата Александра. Варвары не стало в 1937 году, но где и как… Может, комментаторы расскажут?