17 июля 1945 года, началась Потсдамская конференция трех стран - победительниц во Второй мировой войне. На повестке дня Потсдамской конференции в первую очередь стояли вопросы мирного послевоенного устройства Европы.
Вопрос, как Сталину добираться до Берлина решился однозначно - железная дорога была главным и любимым транспортным средством генералиссимуса для передвижения на большие расстояния.
С этой целью в готовности к отпралению было пять спецпоездов: основной и резервные. Точное место их расположения было засекречено. Во время Великой Отечественной войны они располагались в московских железнодорожных тупиках. Поезд «особой нормы» использовался Сталиным для поездки на фронт, а также путешествий в Тегеран (до Баку вождь ехал поездом, потом летел самолетом) и Ялту на конференции стран-союзниц.
Сложностей в подготовке поездки было много. Ведь только часть маршрута (1095 из 1923 километров) проходила по территории СССР. Еще 594 километра железнодорожных путей по Польше и 234 км по Германии, которые имели более узкую колею (1435 мм).
Каким маршрутом ехал спецпоезд Сталина и перешивался ли для этого железнодорожный путь на колею 1524 мм можно судить по следующему факту. Уже летом 1945 года на линии Москва - Варшава - Берлин был запущен регулярный пассажирский поезд!
Причём с наивысшей категорией - "курьерский", ему был присвоен номер №1/2.
НКПС СССР под руководством И.В. Ковалёва запустил его на перешитую линию почти сразу после Победы. Удивительно, но факт!
Поезд шёл до Берлина 72 часа, до Варшавы - 50 часов. Выходил со Смоленского вокзала Москвы и отправлялся три раза в неделю.
После пограничного Бреста поезд шёл по перешитой для 1-го Белорусского фронта колее 1524 мм.
Далее движение продолжалось по участку Варшава-Виленская, где еще во время Российской империи ходили поезда на широкой колее, как и при царе (1945-49 годы, пока путь не перешили обратно на 1435 мм).
Дальше на колею 1524 мм перешили северный железнодорожный ход через Вислу, по Гданьскому мосту и затем широкий путь советской колеи выходил по обходу на познаньский ход уже за участком Варшава-Заходня.
Наконец, в Берлин поезд приходил на Силезский вокзал (нынешний Остбанхоф). Он уже летом 1945 был пригоден для приёма поездов и перешивка колеи на широкую была проведена именно для этого входа в бывшую столицу Третьего рейха.
Остается, правда, вопрос, перешивали ли путь до Потсдама. Если опираться на воспоминания машинистов спецпоезда Виктора Леона и Николая Кудрявкина - Да, перешивали.
Сталинский поезд состоял из нескольких бронированных салон-вагонов, вагона для охраны, штабного вагона, вагона-гаража (в нем «ехали» два сталинских бронированных «Паккарда»), вагона-ресторана и продуктового вагона. Сопровождали состав 80 офицеров охраны. Были в нем и две платформы с зенитными установками.
Первоночально в качестве тяги для такого тяжелого поезда был выбран отечественный паровоз типа Су («Сормовский усиленный»).
Однако, на первом затяжном подъёме на скорости 45–50 км/ч паровоз, не доезжая Можайска, «не вытянул» тяжёлый состав, произошло буксование.
В результате было принято решение использовать не столь мощный и менее скоростной американский тепловоз ДА20-27, который первоночально использовался в качестве локомотива прикрытия.
Этот тепловоз вёл поезд до Потсдама.
Кто ты, ДА-20?
В 1943 году НКПС Советского Союза поставил вопрос о заказе в США дизельных тепловозов.
И уже с июня 1945 года тепловозы серии ДА, поступившие в СССР по ЛЭНД-лизу, стали вводиться в эксплуатацию в СССР.
В Советский Союз тепловозы серии ДА поступали морским путём через Мурманский и Молотовский (около Архангельска) порты. После транспортировки тепловозы приходилось собирать, после чего их отправляли в подмосковное депо Раменское Московско-Рязанской железной дороги.
В конце 40-х годов на базе тепловоза ДА был разработан тепловоз ТЭ1. Тепловоз был выполнен с повторением конструкции тепловоза ДА, однако в проект были внесены изменения в связи с переводом размеров с футов и дюймов на метрическую систему.
Также был изменён диаметр движущих колёс, заменено тормозное оборудование, диаметр цилиндров и ход поршней дизеля и некоторые другие параметры.
Тепловоз серии ТЭ1
Тепловозы ТЭ1 эксплуатировались на железных дорогах СССР около 40 лет, до 80-х годов прошлого века.