Удивительное совпадение - готовила материал о прокрастинации, и сама столкнулась с ней! Я очень давно задумала разобрать психологию Ильи Обломова, этот герой очень интересен, и в интернете я нашла кучу диагнозов, которыми его наделяют. Ну просто идеальный пациент! Однако, не все так просто, потому я решила сама разобрать его, и доказать, что он – абсолютно здоровый человек. Однако, в голове было столько мыслей относительно этого и так хотелось сделать разбор полным, ничего не упустив, что данная работа откладывалась на неопределённый срок. Нет, у меня не было лени. За это время я выпустила несколько статей, провела несколько консультация, изучила новый материал по интересующим меня темам. Но так и не начала работу по Обломову. Однако, все же я решила, что нужно написать хотя бы вступление. И удивительным образом вступление перешло в основную часть, так и появилась эта статья и видео.
Этот роман И. Гончарова я перечитывала целых три раза и каждый раз я искала ответ лишь на один вопрос: почему герой так бездумно тратил свою жизнь? Большую часть романа он лежит на диване, ворочается с боку на бок, никуда не ходит, ни с кем, ни о чем дельном не разговаривает. К нему приходят люди, а он засыпает под их монолог, его имение требует немедленного участия, личного визита. Его финансовое положение оставляет желать лучшего, но Обломов как будто не хочет решать эти проблемы. Он как будто говорит: «Я в домике" и ничего не делает.
Очевидно, что Илья не желает брать на себя ответственность за свою собственную жизнь. Он прячется от мира в свою квартиру, на свой диван. Точнее, это даже не его квартира, он арендует. При этом хозяин просит освободить жилплощадь, но Илья не хочет заниматься переездом. Он не хочет также отдавать долги за продукты, оставляя это на слугу Захара. Он несколько раз принимается написать письмо в деревню, но так и не пишет. Вопрос: почему все это происходит?
Я смотрела много разборов произведения, читала много статей в интернете. Где-то говорится, что Илья страдал апатичной депрессией, кто-то считает его главным прокрастинатором в русской литературе. Истина, как всегда, где-то посередине. Я не согласна с версиями про депрессию, т.к. при этом расстройстве герой, скорее всего, потерял бы аппетит, волю к жизни, стремления. Но это было не так. Вряд ли бы он влюбился в Ольгу Ильинскую и подумал о будущем с ней. Аппетит у Обломов был отменный, планы и мысли в голове роились, сменяя друг друга. Он мечтал, детально представлял свои реформы в деревне, прокручивал в уме, что напишет старосте. Воображал будущее, семью с детьми, супругу в чепце, беря за основу детские сказки. Наконец, целое лето пребывал в состоянии влюблённой эйфории, собирался сделать предложение. Человек в глубокой депрессии на это был бы не способен.
Ещё я слышала версию, что Обломов имел свою картину мира, не сходящуюся с общепринятой. Но есть он не видел смысла в хождении на службу, зарабатывании денег (они должны появляться как-то сами), путешествиях, светских обществах, болтовне. Ему это было не нужно и не интересно. Про болтовню, пожалуй, соглашусь. Мне тоже бывает очень трудно говорить ни о чем, и легче выучить древнеперсидский, чем освоить искусство small talk. Но от этого не возникает желания залечь на диване и не выходить.
Поэтому я склонна верить, что Илья впал в прокрастинацию, с которой, конечно, мог столкнуться любой человек. Но у Обломов она приняла гипертрофированную форму и построила его жизнь согласно своим законам. Почему это произошло, я не знала. Но, как психолог, решила пойти в детство героя, поискать там. И в этом мне помогла глава " Сон Обломова", которая формирует литературный приём "рассказ в рассказе ", кольцевую композицию. Мы не будем рассматривать данный сон в рамках психоанализа, он не подходит для такого разбора, потому что это скорее детские воспоминания в том виде, в каком их и переживал главный герой. Из данной главы мы узнаем, что Илья вырос в атмосфере гиперконтроля. Мальчик был лишён самостоятельности. Он ничего не решал сам и почти ничего не делал сам. Помещики в принципе сами по себе ленивы, работают только крестьяне, но в деревне Обломовка даже крестьяне показаны расслабленными, не замученными трудом и обязанностями. Мы не знаем, в каком состоянии находится все хозяйство Обломовых, но, если рассматривать покосившуюся галерею как символ, то делаем вывод, что оно запущено. Да, его поддерживают, но не слишком. В деревне жизнь течёт размеренно и предсказуемо. Никаких значительных событий не происходит. И в этой атмосфере растёт маленький Илюша. Конечно, большинство барских детей воспитывались одинаково: за ними ходили няньки, их одевали, не давали проявиться самостоятельности, подавляли любые желания проявится, сделать что-то самому. На контрасте со Штольцем Илья выглядит просто бытовым инвалидом. Он ничего не умеет делать сам, ему чужды мальчишеские забавы. Надо сказать, что Андрей Штольц также был не из бедной семьи, но его отец, русский немец, приучал сына к самостоятельности, поощрял инициативу, не баловал. Это позволило мальчику лучше адаптироваться во взрослой жизни.
Что касается Ильи, то очень быстро становится очевидно, что он проживает в точности тот же сценарий, что и его предки, с одним лишь отличием-он проживает в городе, а не в селе.
Как мы видим в конце романа, сын Обломова, маленький Андрюша, также воспитывается в гиперопеке. Нетрудно догадаться, что и он повторит судьбу своих предков. Он совсем не похож на других детей своей матери, Агафьи Пшеницыной. И она сама говорит о нём: " Те что? Такие же замарашки, как я сама, — небрежно говорила она [о своих детях], — они родились в черном теле, а этот, — прибавляла она почти с уважением об Андрюше и с некоторою если не робостью, то осторожностью лаская его, — этот — барчонок! Вон он какой беленький, точно наливной; какие маленькие ручки и ножки, а волоски, как шелк..." Возможно, женщина не считает его полностью своим, он как будто сам по себе. Наверно, поэтому она не возражает, когда Штольцы - Андрей и Ольга - забирают мальчика под свою опеку.
Они хотят таким образом прекратить эпоху "обломовщины" и закончить этот сценарий.
Итак, сон Обломова, вполне отвечает на главный вопрос- почему Илья так ленится, ни к чему не стремится. Уже в самом начале сна мы наблюдаем, что все заботы семьи сводились лишь к еде, её приготовлению, запасам. После обеда вся деревня погружалась в сон, дремоту. Жизнь как будто замирала. Однажды маленький Илья решил сбежать, увидев, что за ним не следят. Это был первый спонтанный его порыв-выбраться за рамки. Его детское любопытно так естественно. Детям свойственно изучать мир, и задача взрослых-поддержать их в этом. Рассказать, как устроен мир, обеспечить безопасность. Но поскольку в Обломовке взрослые были ленивы и безынициативны, у них не нашлось ресурсов бегать за активным ребёнком. Им проще сделать все за него, ограничить его перемещения и запугать опасностью мира.
У кого есть дети, конечно, помнят самые первые шаги по детской площадке, и как на горку родители забираются вслед за ребёнком, прежде, чем он будет делать это сам. Но в случае Ильи, этот порыв был подавлен, его словно беглого пленника поймали, отвели домой и в сотый раз рассказали о том, как опасно за калиткой, особенно в овраге. Таким образом у ребёнка не сформировалось базовое доверие к миру, и во взрослой жизни он предпочитал внешнему миру свою квартирку и комнату. Нет, он не стал социофобом или агорафобом, но все же чувствовал безопасность и комфорт только в домашней обстановке. На какое-то время (а точнее на летнее) под влиянием влюблённости в Ольгу, Обломов стал активнее, стал общаться, гулять, читать, ухаживал, собирался сделать предложение. Но постепенно и этот порыв угас.
Как я уже говорила, в голове у Ильи роились множество мыслей и планов. Он очень хотел все это сделать идеально, но боялся, что именно так не получится. Поэтому он боялся в принципе браться за дело. Боялся поехать в свою деревню наводить порядок, боялся распланировать свадьбу, боялся путешествия за границу, которое так и не состоялось.
Вторая часть романа более динамична, чем первая. Часто это вводит в заблуждение читателя. Кажется, что весь роман будет такой же, как и первые главы: сонный, медленный, тягучий. Но постепенно действие раскручивается: приезжает энергичный и продуктивный Андрей Штольц, Обломов через "не хочу" преодолевает себя и начинает выходить с другом в большой мир. Затем пришла влюбленность в Ольгу, мечты, чувства. Ветка сирени как символ любви, которая расцвела, но увяла. В душе Обломова происходит угасание, возвращение в привычную зону комфорта, когда он понял, что любовь, отношения - это работа, это то, ради чего нужно развиваться, быть продуктивным, вкладываться морально. Илья был к этому не готов, поэтому любовный порыв постепенно сошёл на нет.
Все же Обломов обрёл семейное счастье с простой и понятной Агафьей Пшеницыной, своей новой квартирной хозяйкой. Она вполне выписалась в его картину мира: ничего не требовала, весь день занималась только головкой еды и хозяйством. Не была интеллектуально развита, поэтому развлекать её разговорами было не нужно. Не пришлось и работать над отношениями, чего так опасался Илья. То есть с этой женщиной Обломов максимально приблизился к состоянию своего детства, когда главной заботой был обед, сон и блаженное ничегонеделание.
Бороться с таким состоянием, если вы обнаружили его у себя, можно и нужно.
Для начала нужно признать, что оно у вас есть. Далее понять, чем оно вызвано: это выгорание, усталость, перфекционизм, страх? Далее нужно дать себе время побыть в этом, но обозначить временные рамки. Например, сказать: я разрешаю себе похандрить, скажем, неделю или две. Но сразу после этого приложить максимум стараний, чтобы вытащить себя. Через силу вставать и выходить в этот мир. Записаться везде, где только можно проявить активность и получить эмоции. Спорт - это просто волшебная таблетка, проверено эмпирическим путем! Первые дни будет трудно, но это сопротивление нужно преодолеть. Потом это станет нормой жизни и появится энергия и ресурсы. Если вы чувствуете, что нужна помощь, не стесняйтесь попросить её. Наверняка, в вашем окружении есть активный друг, который будет готов вытаскивать вас из скорлупы.
Хоть я и сказала в начале, что мы не будем разбирать символизм сна, все же один символ я не могла оставить незамеченным. Сирень. В главе про сон маленький Илюша повторяет за мамой слова молитвы, а в окно льётся запах сирени. Это запах детства, когда рядом была маменька и няньки, когда жизнь только начиналась. Затем прогулки с Ольгой, держащей в руках букет сирени. Расцвет души, расцвет чувств, любви, заранее обречённый на увядание. И, наконец, кусты сирени на могиле Обломовка в конце романа. Сирень распускается и цветёт очень мало, она быстро увядает. Так же коротка оказалась жизнь Ильи, так же коротка была его любовь с Ольгой.
Если бы Илья Обломов пришёл ко мне с прокрастинацией, я бы попробовала применить КТП третьей волны. Мы бы выявили ту детскую часть, у которой подавили порыв, обесценили желание узнавать, исследовать, достигать. Ту травмированную часть, которую запугали, загнали в дом и сказали, что так лучше. Затем можно было бы применить рескриптинг и понаблюдать, как меняется состояние. Конечно же, мы бы увели фокус внимания на чувства и разобрали их.
Коллеги, а как бы вы построили сессию?
PS: данный материал есть в видеоформате.
Автор: Анна Сикора
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru