Перейдем к следующему району Брянской области. Воинское захоронение в г. Сураж привлекло внимание тем, что такой же населенный пункт есть в Белоруссии и следовательно при внесении воинов в паспорте захоронения могли быть допущены ошибки.
Паспорт захоронения есть на сайте Память народа только за 1992 год.
В захоронении числятся похороненными 300 воинов, из которых имена известны только у 78 воинов.
Попробуем, основываясь на документах архива ЦАМО установить данные на похороненных воинов из списка захоронения.
Так как указано, что захоронение находится на кладбище, то однозначно это госпитальные захоронения, к которым могли быть перенесены и другие могилы, погибших воинов в боях.
На сайте Память народа удалось найти документы госпиталей, которые проводили захоронение умерших от ран воинов.
По алфавитным книгам умерших в госпиталях – Эвакуационных госпиталях 3440 и 1759, Подвижном полевом госпитале 2418, Хирургическом подвижном полевом госпитале 118 и 334 отдельном медико-санитарном батальоне удалось составить следующий список на погибших воинов:
Удалось установить данные на 52 воинов. 32 воина были внесены в список захоронения, а 20 воинов оказались пропущены (в таблице выделены красным цветом).
Из госпитальных захоронений вопросы есть к двум похороненным воинам. Ставцев Яков Михайлович, внесенный в список захоронения, имел первичным местом захоронения Орловская обл., Клинцовский р-н, г. Клинцы, городское кладбище, мог. 19. Поэтому внесение в список данного захоронения вероятно ошибочно.
И Корытко Кирилл Андреевич, проходивший по именным спискам ППГ 2418 первично захороненным Орловская обл., Суражский р-н, г. Сураж, городское кладбище, в алфавитной книге указано что труп выдан жене для похорон в д.Грабовка.
Кроме госпитальных захоронений были так же и захоронения воинов, погибших в бою при освобождении г.Сураж стрелковыми дивизиями и отдельными частями.
По именным спискам безвозвратных потерь 342, 373 стрелковых дивизий и 121 гвардейской стрелковой дивизии удалось установить данные еще на 36 воинов, имевших первичным местом захоронения г.Сураж.
30 воинов проходит по списку захоронения, при этом двое воинов проходят по спискам двух захоронений. 6 воинов оказались в списке пропущены. Из внесенных в список воинов Разживин Иван Андреевич, вероятнее всего внесен ошибочно, так как проходит по наградным документам 1985 года.
Еще два воина проходят по спискам двух захоронений.
Еще на 8 воинов из списка захоронения приведем данные с первичным местом захоронения, которое наглядно показывает допущенную ошибку.
Как видите без г.Сураж Белорусского не обошлось, трое воинов оказались в списке захоронения добавлены по созвучности населенного пункта.
К сожалению, на 6 воинов не удалось найти документов, однозначно подтверждающих их гибель и захоронение в данном месте.
Когда в открытом доступе нашел по данному захоронению следующие приведенные ниже данные, вопросов меньше не стало.
В 2010 году во время проведение работ по благоустройству городской площади, были обнаружены останки 3 офицеров и 19 солдат Красной армии, освобождавших город в 1943 году. Их перезахоронили рядом с мемориалом. А в 2018 году обновили памятник, он на фотографии ниже.
Так и остались вопросы без ответов: Сколько же было первоначально похоронено воинов? Где паспорт захоронения 2014 года? Почему так вольно обращаются с цифрами погибших солдат?
Помним, Гордимся, Чтим.