Найти в Дзене
Александр Дедушка

Кому никто не сделает вреда? (по свт. Иоанну Златоусту)

Св. Иоанн Златоуст
Св. Иоанн Златоуст

Как это? Невозможно! Любой может сделать зло…

Однако же – как сказать. Это если с какой высоты смотреть. И если посмотреть с высоты, с которой на все смотрел святитель Иоанн Златоуст – тогда все становится на свои места.

А уж ему сделали зла и вреда как немногим. Даже умереть пришлось в ссылке в изгнании. И, тем не менее, он знал одно безошибочное средство защиты от любого зла.

Вот как он это сформулировал:

«Кто не вредит самому себе, тому никто не сделает вреда».

Глубоко, не правда ли?

Если вдуматься, то действительно. Настоящий вред человек может принести себе только сам.

Только он сам может себя настолько испоганить, что лишится Божественной защиты. И тогда – да! – любой может принести тебе вред.

То есть сначала ты сам себя повреждаешь, а затем в эту брешь повреждения пролезает вред от других. И – только так.

Если же ты сам себя не повредил, то никакой внешний вред не может проникнуть в тебя. Просто потому, что ты находишься под надежной Божественной защитой.

Конечно, имеются в виду глубоко верующие люди. Они живут в особой духовно-нравственной парадигме, в которой доброе не отличается от злого.

Вот как это сформулировал прпд. Симеон Новый Богослов:

«Все, что с тобой случается, принимай как доброе, зная, что без Бога не бывает ничего».

Это действительно – удивительная по своей всепримиряющей мощи духовная установка.

С тобой не может произойти ничего плохого. Все, что тебе кажется плохим – это всего лишь внешние эмоции.

Это все равно как ребенка заставляют выпить горькие, но целебные лекарства. Они ему кажутся отравой, но на самом деле – в них его спасение.

Обокрали – благо
Обозвали или оскорбили – благо
Проблемы на работе – благо
Проблемы в семье – тоже благо…

И вообще все благо – несмотря на все внешне горькие эмоциональные оболочки.

Да, уметь принимать все как доброе – показатель настоящего духовного совершества.

Возьмем, к примеру, неизбежные для каждого болезни и старческие немощи. Казалось бы – что в них хорошего? Неужели их нужно принимать за благо?

Но опять же – в духовной парадигме св. Симеона – да, они есть благо! И не просто благо, а великое благо!

И это в одни голос говорят многие святые. Вот, например, свт. Игнатий Брянчанинов:

«Блаженны те, которых Бог приготовляет к вечности болезнями и другими скорбями».

Обратите внимание – блаженны!.. Это высшая степень счастья. Это то счастье, которое напрямую ведет в вечную жизнь!..

А мы как относимся к этому блаженству?.. С полной противоположностью в духовном настрое. Мы скорбим, ропщем, негодуем, мечемся в поисках избавления или хоть какого-то смягчения всех этих свидетельств блаженства.

Вот тут-то и наступает то, о чем предупреждал нас св. Иоанн Златоуст.

Мы начинаем вредить сами себе.

Мы сами пробиваем в себе брешь, в которую и полезут все эти болезни и старческие немощи уже не в качестве признаков блаженства, а в качестве дополнительного всеразрушающего вреда.

Но – кто в этом виноват? Мы сами.

Мы сами превращаем средства блаженства в средства саморазрушения.

Увы – нам.