Прекрасная Ингушетия – край, который необходимо посетить хотя бы единожды в своей жизни. Он наполнен уникальной энергетикой Кавказа и может по праву гордиться своими природными локациями – стремительными водопадами, непокорными реками, лазурными озерами и седыми вершинами, первая среди которых – величественная Мят-Лоам. Столовые горы в России также есть, но ингушская покоряет особенным колоритом!
Памятник Уастырджи высеченный в скале. Имя Уастырджи в переводе с осетинского означает «Святой Георгий». Скульптура действительно схожа с традиционным изображением Георгия-Победоносца.
Популярный ныне памятник стал объектом туризма сразу после установки в 1995 году. По сей день это изваяние — один из самых крупных конных памятников мира. Координаты N042 57.518, E044 12.698
Ну а мы запланировали сегодня пройти В"Тропою предков". Это популярный пе для всего ингушского народа, проживающего у ее подножия, а также в живописном каньоне шумной реки Терек. Занимает весь день. По пути туристы могут увидеть альпийские луга, родники, пещеры, каменные арки, многочисленные табуны лошадей и др. достопримечательности. Координаты 42.8549679 44.7192049
Мят-Лоам (Ингушетия) издревле считалась притягательным и священным местом для всего ингушского народа, проживающего у ее подножия, а также в живописном каньоне шумной реки Терек. Вода чистейшая пили прям из реки.
Испокон веков именно на её склонах строили разнообразные святилища. Наиболее известное из них – храм на Столовой горе под названием Мят-Сели. Он сохранился лучше всех и доступен для осмотра туристами.
Известна легенда о боге по имени Дяла, создавшем Землю. Взглянув на свое детище, Господь увидел, «что это хорошо», только вот чего-то не хватает. Тогда Дяла своей крупной ладонью решил сотворить на Земле своеобразную метку. Но, как только притронулся к поверхности планеты, кора вспучилась, породив гору, которую божественная вмятина превратила в подобие стола.
Метафорический смысл данной легенды о Столовой горе вполне понятен: ингуши считают, что именно их прекрасная Земля отмечена Господом как наиболее притягательная, волшебная и особенная. Приезжая сюда, чтобы организовать поход на Столовую гору, путники неоднократно убеждаются в справедливости этих слов.
В Ингушетии популярна также иная занимательная легенда - на этих горных землях давным-давно проживали грозные исполины. Однажды мать одного из великанов пожелала, чтобы сын принес ей серебряный божественный атрибут, называемый Соколом счастья. По-ингушски это звучит Ираза Кер. Великан немедленно отправился к богу Дялу и выкрал Сокола. Драгоценная фигура была неимоверно изящна, а глаза птицы сверкали золотом! Естественно, Дял ужасно разгневался и тут же поразил великана, осмелившегося нарушить его покой, смертоносной молнией. Но позже Дял задумался: ведь от такого огромного тела вскоре пойдёт удушливый запах... Кроме того, Бог вспомнил, что совершить преступление великану приказала мать, а он не посмел её слушаться. Таким образом, в знак уважения, Дял превратил исполина в каменное изваяние. Если вы сделаете фото Столовой горы в хорошую погоду, то силуэт огромного, застывшего человека, раскинувшегося на скале, будет отчётливо виден.
Башенный комплекс Бейни расположен на южном склоне Столовой горы. Бейни включает в себя уже частично разрушенные или сильно поврежденные позднесредневековые полубоевые жилые башни с различными пристройками и каменными оборонительными стенами. Девять жилых башен были сгруппированы фамильными кварталами. В западной части комплекса, одна над другой, находятся три башни Шовхаловых. В нижней части Бейни на одной высоте поперек склона расположены три башни Мурзабековых. Над ними башня Местоевых и в северо-восточном конце комплекса две башни Берсаковых - Умаровых, Келиговых. В верхней же части расположена единственная полубоевая башня.
Башни из камня являлись надежной защитой от врагов, были долговечны и прочны. Разные подсобные помещения, находившиеся вокруг башни, но на некотором расстоянии от нее, сооружались из дерева. Н. Яковлев, в 20 - 30 годы проводивший исследования в Ингушетии, писал: “Только имевший наследственную долю в боевой башне и могильнике считался полноправным свободным ингушом.”
Древнейшими считаются полужилые - полубоевые башни (г1ала). Иногда встречаются двухэтажные, но чаще это - трех- и четырехэтажные. Завершались они деревянным потолком, сверху обмазанный глиной. Завершения стены поверху покрывались камнями, не скрепленными раствором для метания их во врагов. На первом этаже находился скот. Второй этаж башни был особо священным, в нем на цепи висел котел на священной цепи (з1и). На последующих этажах были так же жилые этажи и хранились различные продовольственные запасы. Самый верхний этаж, назывался “сокол башни” был боевым. В нем хранились камни, ружья, луки, стрелы.
Как появилось селение Бейни нам рассказывает легенда. Некогда, на месте Бейни находилось село Йоарах1аче - что переводится как “сорняк”, жили тут Г1ам - наькъан - племя злых ведьм. Они отличались жестокостью и коварством. Не было от них ни кому покоя. В основном их занятиями были грабежи и разбой. Для набегов и ведения войн в условиях горной местности их род имел 63 война - всадника. Горцы долго терпели их бесчинства. Наконец пришёл день, когда соседям их коварство, и они решили хитростью искоренить ведьм.
Братья Дзарах, Марзбик, Шовхал из села Фалхан, скрыв истинные свои намерения, пригласили на пир мужчин их рода и отравили. Выжить сумели только двое из их рода, находясь в отъезде. Племя Г1ам - наькъан было сломлено, оставшиеся женщины и дети покинули эти места навсегда. Так исчезло село Йоарах1аче и со временем на этом месте возник аул Бейни.
Старожилы говорили, что село свое новое название получило от убитых ведьм, то есть от ингушского слова “мертвые” - Бейни, а рядом лежащее село стали называть Кашат1е - место их погребения. Уже в советские годы, в годы репрессий, 23 февраля 1944 года комплекс был покинут жителями. Их, как и тысячи других ингушей, насильно выселили со своей земли. До этих событий в башне Местоевых в те годы жил Местоев Воки, с сыновьями Магомедом и Ахмедом. Ахмед дожил до наших дней и многое рассказывал о Бейни и жизни в комплексе.
Вон там виднеется гостиница АРМХИ , тут можно остановиться на несколько дней.
Еще о Северной Осетии здесь
и здесь