Московский завод игрушек «Орленок» был одним из самых крупных заводов выпускавших деревянные игрушки в СССР. Те, у кого детство прошло во времена СССР могут вспомнить некоторые игрушки сделанные на этом заводе, например знаменитые РАФики про которые мы уже писали на нашем канале. Сегодня мы расскажем Вам о деревянных грузовиках, которые тоже выпускали на этом заводе. Одни из них ещё достаточно часто можно встретить в продаже, другие сохранились только в каталогах и на фотографиях. Самый распространенный из этой серии бортовой грузовик.
Игрушка производилась большим тиражом и поступала не только в свободную продажу, но и в детские дошкольные учреждения. Грузовик средних размеров, длина его составляла 27,5 см, ширина – 12,5 см, высота – 16 см, основной материал для изготовления фанера и древесина. Окрашивался автомобиль нитрокрасками, рисунок на кабину и кузов наносился через трафарет.
От коллекционеров слышал мнение, что цифры номера на кузове указывают год выпуска, а буквы, это аббревиатура названия завода. Если с буквами я полностью согласен, то по поводу номера соответствующего году выпуска есть большие сомнения. Этот грузовик был разработан Александром Васильевичем Фомичевым и выпускался несколько лет начиная с 1985 года. Но все игрушки, что встречались мне, имели один и тот же номер – 1984. Я склоняюсь к тому, что это, скорее всего, год «рождения» этой игрушки, т.е. год когда её придумал А. В. Фомичев.
Кстати, такой грузовик выпускали и в одной из исправительных колоний, о которой мы тоже рассказывали.
В 1985 году поступил в производство и продажу грузовик с прицепом.
Сделан он на одной основе с предыдущим грузовиком, даже окраска игрушки выполнена в одном стиле.
Тираж этой игрушки был значительно меньше, чем тираж бортового грузовика, поэтому неудивительно, что сейчас в продаже он встречается крайне редко и очень быстро на него находится покупатель. В том же 1985 году было разработано несколько вариантов грузовых автомобилей сделанных на одной «платформе». В каталоге они так и указаны, серия автомобилей на унифицированной основе. Следующий в этой серии был самосвал. От бортового грузовика он отличается лишь кузовом и измененным рисунком окраски кабины. Информации сколько всего было выпущено таких самосвалов, я пока не нашел, да и в продаже он мне тоже не попадался.
Следующие автомобили, созданные на этой унифицированной основе, попадались мне тоже пока только на фотографиях. Один из них это автокран с поворотной платформой. Вращая ручку можно было поднимать и опускать груз закрепленный на металлическом крюке.
Завершает эту серию пожарный автомобиль с лестницей, которая поднималась и вращалась на 360 градусов. На крыше имеется «мигалка», которую можно увидеть и на крыше самосвала. Так же эти мигалки можно увидеть на РАФ ГАИ и «Скорая», которые делали на этом заводе.
Все грузовики из этой серии имеют одинаковую кабину и «платформу» с пластмассовыми колесами, но при этом, дизайн рисунка на кабинах отличался в зависимости от варианта игрушки. На мой взгляд, серия получилась простой и интересной, а если вдруг на том же «Мешке» кто то выставит на продажу пожарный автомобиль или автокран, то уверен, торги будут жаркими и конечная цена порадует продавца. Автором всех грузовиков из этой серии является Александр Васильевич Фомичев. Разработаны они были в середине 80-х годов прошлого века, когда А.В. Фомичев работал художником-конструктором во Всесоюзном научно-исследовательском институте игрушек (ВНИИИ г. Загорск) в лаборатории деревянной и музыкальной игрушки.
Если у кого то из Вас сохранились пожарный автомобиль, автокран или самосвал, будем признательны если поделитесь с нами их фотографиями, а так же рассмотрим вариант приобретения этих машин в нашу коллекцию.
- Другие статьи о музеях и деревянных игрушках СССР можно прочитать ЗДЕСЬ
- Статьи про самые дорогие, по итогам аукционов, игрушки СССР можно прочитать ТУТ
Спасибо за внимание!