Найти тему

Редкие игрушки СССР. Деревянные грузовики Московского Завода Игрушек «Орленок».

Московский завод игрушек «Орленок» был одним из самых крупных заводов выпускавших деревянные игрушки в СССР. Те, у кого детство прошло во времена СССР могут вспомнить некоторые игрушки сделанные на этом заводе, например знаменитые РАФики про которые мы уже писали на нашем канале. Сегодня мы расскажем Вам о деревянных грузовиках, которые тоже выпускали на этом заводе. Одни из них ещё достаточно часто можно встретить в продаже, другие сохранились только в каталогах и на фотографиях. Самый распространенный из этой серии бортовой грузовик.

Грузовик МЗИ "Орленок", фото из открытых источников.
Грузовик МЗИ "Орленок", фото из открытых источников.

Игрушка производилась большим тиражом и поступала не только в свободную продажу, но и в детские дошкольные учреждения. Грузовик средних размеров, длина его составляла 27,5 см, ширина – 12,5 см, высота – 16 см, основной материал для изготовления фанера и древесина. Окрашивался автомобиль нитрокрасками, рисунок на кабину и кузов наносился через трафарет.

Грузовик МЗИ "Орленок", фото из открытых источников.
Грузовик МЗИ "Орленок", фото из открытых источников.

От коллекционеров слышал мнение, что цифры номера на кузове указывают год выпуска, а буквы, это аббревиатура названия завода. Если с буквами я полностью согласен, то по поводу номера соответствующего году выпуска есть большие сомнения. Этот грузовик был разработан Александром Васильевичем Фомичевым и выпускался несколько лет начиная с 1985 года. Но все игрушки, что встречались мне, имели один и тот же номер – 1984. Я склоняюсь к тому, что это, скорее всего, год «рождения» этой игрушки, т.е. год когда её придумал А. В. Фомичев.

Грузовик МЗИ "Орленок", фото из открытых источников.
Грузовик МЗИ "Орленок", фото из открытых источников.

Кстати, такой грузовик выпускали и в одной из исправительных колоний, о которой мы тоже рассказывали.

В 1985 году поступил в производство и продажу грузовик с прицепом.

Грузовик МЗИ "Орленок", фото из открытых источников.
Грузовик МЗИ "Орленок", фото из открытых источников.

Сделан он на одной основе с предыдущим грузовиком, даже окраска игрушки выполнена в одном стиле.

Грузовик МЗИ "Орленок", фото из открытых источников.
Грузовик МЗИ "Орленок", фото из открытых источников.

Тираж этой игрушки был значительно меньше, чем тираж бортового грузовика, поэтому неудивительно, что сейчас в продаже он встречается крайне редко и очень быстро на него находится покупатель. В том же 1985 году было разработано несколько вариантов грузовых автомобилей сделанных на одной «платформе». В каталоге они так и указаны, серия автомобилей на унифицированной основе. Следующий в этой серии был самосвал. От бортового грузовика он отличается лишь кузовом и измененным рисунком окраски кабины. Информации сколько всего было выпущено таких самосвалов, я пока не нашел, да и в продаже он мне тоже не попадался.

Самосвал МЗИ "Орленок", фото из открытых источников.
Самосвал МЗИ "Орленок", фото из открытых источников.

Следующие автомобили, созданные на этой унифицированной основе, попадались мне тоже пока только на фотографиях. Один из них это автокран с поворотной платформой. Вращая ручку можно было поднимать и опускать груз закрепленный на металлическом крюке.

Автокран МЗИ "Орленок", фото из открытых источников.
Автокран МЗИ "Орленок", фото из открытых источников.

Завершает эту серию пожарный автомобиль с лестницей, которая поднималась и вращалась на 360 градусов. На крыше имеется «мигалка», которую можно увидеть и на крыше самосвала. Так же эти мигалки можно увидеть на РАФ ГАИ и «Скорая», которые делали на этом заводе.

Пожарный автомобиль МЗИ "Орленок", фото из открытых источников.
Пожарный автомобиль МЗИ "Орленок", фото из открытых источников.

Все грузовики из этой серии имеют одинаковую кабину и «платформу» с пластмассовыми колесами, но при этом, дизайн рисунка на кабинах отличался в зависимости от варианта игрушки. На мой взгляд, серия получилась простой и интересной, а если вдруг на том же «Мешке» кто то выставит на продажу пожарный автомобиль или автокран, то уверен, торги будут жаркими и конечная цена порадует продавца. Автором всех грузовиков из этой серии является Александр Васильевич Фомичев. Разработаны они были в середине 80-х годов прошлого века, когда А.В. Фомичев работал художником-конструктором во Всесоюзном научно-исследовательском институте игрушек (ВНИИИ г. Загорск) в лаборатории деревянной и музыкальной игрушки.

Если у кого то из Вас сохранились пожарный автомобиль, автокран или самосвал, будем признательны если поделитесь с нами их фотографиями, а так же рассмотрим вариант приобретения этих машин в нашу коллекцию.

  • Другие статьи о музеях и деревянных игрушках СССР можно прочитать ЗДЕСЬ
  • Статьи про самые дорогие, по итогам аукционов, игрушки СССР можно прочитать ТУТ

Спасибо за внимание!