"Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании и со всякой честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и в сеть диавольскую." (Ап.Павел, 1 Тим 3:2-7)
В преддверии светлого праздника обратимся к истории духовной профессии на Руси и поговорим о мирских (и не только) критериях отбора священнослужителей, проводя параллели и с нашими отчаяниями в поисках критериев идеальных кандидатов.
Попробуем описать суть профессии священника словами одного из наших современников: "Священники, как и военные, не работают, а служат. Суть нашего служения — постоянно напоминать человеку, что здесь мы временно, а главная цель нашего путешествия длиною в жизнь — достичь Царствия Небесного посредством покаяния, добрых дел, участия в Таинствах и так далее. Мы должны помогать людям на пути к жизни вечной". После такого описания работы будет сложно сформулировать банальные критерии отбора, но мы попробуем обратиться к истории.
В Древней Руси право избрания кандидатов на священнослужительские должности в приходах принадлежало самим прихожанам. Причем выбор их падал не на одних только людей духовного звания, но на всякого вообще грамотного человека, понравившегося общине, без различия происхождения. Незазорная нравственность и книжность, понимаемая в смысле умения читать и отчасти петь – вот и все, что требовали старинные святители от своих ставленников. Так называемому церковному постатию и всякому церковному порядку ставленник обучался уже при архиерейском доме во время самого производства. Как ни скромны были требования, определенные при поступлении в клир (церковная общность, приход), избранники приходов обычно не удовлетворяли даже им. В грамоте архиепископа Новгородского Геннадия о ставленниках и отзывах о них Стоглавого собора (середина XVI в.) говорится, что иерархи приходили в негодование от этих мужиков, которых приходы посылали к ним «в попы ставится», и которых, «действуя по совести, и ревнуя о благе Церкви, ставить было невозможно». При таких обстоятельствах епархиальные власти стремились поставить на местах собственных, более обученных и надежных кандидатов, которых можно было бы назначать в приходские общины по своему усмотрению. В XVIII в. такими кандидатами для архиереев сделались воспитанники епархиальных школ, которых, на основании законов Петра I, можно было ставить в приходы помимо всяких выборов.
Что касается высших церковных чинов (архиерей или епископ), то на Руси они избирались выборным способом. Например, в XIV веке новгородцы на вече совместно с духовенством избирали 3-х кандидатов, а затем после литургии в Софийском соборе слепец или ребенок вытягивал жребий. Избранным архиереем считался тот человек, жребий которого выпадал первым.
Описание личных качеств ставленника в древних летописях встречается крайне скупо и редко - например, в 1359 г. в Младшем изводе, описывая процедуру жеребьевки, летописец отмечает, что на престоле Софийского собора остался жребий монаха Алексия – «мужа добра, разумна и о всемь расмотрелива». В 1388 г. избран архиереем в Великом Новгороде игумен Иоанн из Хутынского монастыря – «муж добрый, тихий и смиренный". Надо отметить, что кандидатами на высшую церковную должность становились, в основном, монахи (и это сохранилось до наших времен). Так, например, большинство из избиравшихся городскими общинами архиереев отличались тягой к аскетизму - это были либо затворники (прошедшие опыт отшельничества), либо люди, обустроившие храмы и монастыри за свой счет. Очевидно, что критерий нестяжательности становился одним из актуальных, поскольку содержание архиерея обходилось городу и князю крайне дорого. Еще одним важным требованием к епископам было разделение ими городских забот (т.е. вполне себе управленческие умения), как, например, сказано о в житие епископа Кирилла Туровского (видный духовный деятель Древнерусского государства в XII веке): "Съй бе блаженный Кирил рождение и въспитание града Турова".
Итак, возвращаясь к нашему эпиграфу, попробуем переложить заветы Апостола Павла на современный язык описания должностных критериев, не затрагивая высшие сферы, и возьмем их на вооружение:
"Кандидат должен иметь безупречную деловую репутацию, опираться на проверенные, традиционные методы в своей работе, демонстрировать трезвую самооценку, обладать навыками наставничества, используя прозрачные и справедливые критерии оценки подчиненных, спокойно реагировать на критику и использовать конструктивную обратную связь, быть ответственным и демонстрировать бережливый подход, обладать развитыми организационными навыками и навыками управления персоналом. Рекомендации приветствуются, "чтобы не впасть в нарекание и в сеть диавольскую".