Читатель задал вчера интересный вопрос: "Что будет в обратной ситуации, если кто-то сделает Серафиму бестактное замечание, прочтёт душеспасительную лекцию, как он на это отреагирует?"
А вот здесь нужно смотреть, что это будет за человек. Если кто-то из домашних, то, скорее всего, Серафим обидится. Причём, обида будет разной.
Если я сделаю ему бестактное замечание, может и не заметить. Он привык к тому что я над ним постоянно подшучиваю.
Ну а как иначе? Без юмора пропадёшь с такими проблемами.
Обижается он только в том случае, если уловит в моём голосе строгие ноты. Начинает спрашивать, почему я с ним так разговариваю.
Душеспасительные лекции слушает, но вполуха. Потом идёт и всё равно делает всё по-своему.
С отцом ещё сложнее. Тот часто говорит на повышенных тонах. И Серафиму это категорически не нравится. Запоминает фразы, которые его задели. И может повторять их потом в минуты плохого настроения.
Происходит это примерно так. Сидит на диване, читает книгу и вдруг начинает дёргаться, говорит: "Ага...засунь свой язык в....Никто тебе права голоса не давал."
Это отец от отчаяния говорил, когда сын дерзил. А сын и запомнил.
Так же и с душеспасительными беседами.
Выхватывает какие-то фразы. Например: "Всё! Детство кончилось. Ты взрослый мужчина, должен думать головой и отвечать за свои поступки."
Ходит их повторяет. Ну сейчас хоть без обиды, без агрессии.
А раньше тяжело было. Первый раз эту фразу отец произнёс, когда Серафиму было лет одиннадцать. И Серафим испугался и убежал плакать.
Потом ходил за мной и спрашивал: "Ну вот детство кончилось. И что теперь? Мне же придётся жениться, идти работать. А я хочу на горках кататься. Ходить на детские праздники."
Ну то есть он понял всё это дословно. А отец лишь имел в виду, что пора взрослеть и умнеть."
И в шестнадцать сын продолжал обижаться. И даже в восемнадцать. Очень долго оплакивал ушедшее детство. Возмущался, что уже негармонично смотрится на детских площадках.
Это сейчас он смирился с возрастом, со своей "старостью."
Но надо заметить, что беседы с отцом более эффективны, чем со мной. Это отец его отловил несколько месяцев назад и прочитал лекцию о том, что после туалета нужно мыть руки. С тех пор сын не забывает. Даже ночью, в полусне идёт в ванную.
Твёрдо убеждена, мальчику с аутизмом мужское воспитание необходимо как воздух. Мама то она простить может и пожалеть. А отец вряд ли.
Но и обид на него на порядок больше.
С бабушкой тоже сложные отношения... были. Она бывает несдержанной, говорит всё, что думает. Но сейчас Серафим уже к ней привык, пропускает мимо ушей то, что раньше казалось очень обидным. И правильно делает.
Что касается посторонних людей, которые отпускают бестактные замечания и пытаются проводить душеспасительные беседы, на них Серафим никогда не обижается.
И я не понимаю, почему. Он постоянно ищет им какие-то оправдания. То детство было трудное, как, например, у его одногруппников в техникуме. То старость. Это если какая-то пожилая гражданка привяжется и начнёт читать нотации. То ещё что-нибудь.
Было даже так. Его обижали, унижали, называли в переписке умственно отсталым. А он мои просьбы не общаться с этим человеком ни в интернете, ни в жизни проигнорировал.
Сказал: "Ты знаешь, он сирота. Его мама сдала в интернат в два года. Никто его не любил, никто не научил нормально общаться."
Вот и не понимаю, что это. Тут отключена какая-то очень важная функция.
И казалось бы да, можно, как говорит ещё один мой читатель, спокойно внедряться в любой нейротипичный коллектив, раз на чужих не обижается и ему всё равно, что о нем скажут или подумают.
А вот тут всё не так просто. Да, на чужих людей сын мой не обижается. Но это не значит, что он не понимает ничего и всё попускает мимо ушей.
Как раз таки нет. Он всё слышит. И если его задевают сказанные или написанные слова, он очень сильно обижается на себя. На то что он такой. На других непохожий.
Вот это и было основной причиной его мелтдаунов и погромов в подростковом возрасте. Кто-то что-то сказал - летит дверь с петель.
Не в техникуме, не на занятиях. Дома. И это бесконечное: "Я сам виноват. Я плохой. Зачем я таким родился? Такие люди не должны жить на свете."
Всё это было. И вспоминать об этом очень горько.
И это прошло. Не думаю, что навсегда. Но так плохо, как было тогда, в подростковом возрасте, уже точно не будет.
А ваши дети как реагируют на бестактные замечания и душеспасительные беседы?