На детских площадках конфликты могут возникнуть буквально из ничего, и родителям нужно быть готовыми к этому.
Но как действовать, чтобы разрешить ситуацию мирно и не дать конфликту разгореться? Расскажем в нашей статье!
Откуда берутся детские ссоры?
Для начала давайте обсудим, как появляются конфликтные ситуации.
Ответ прост — маленькие дети часто видят мир исключительно через призму собственных желаний и потребностей. Для них еще нет понятия о том, что их действия могут затронуть интересы других.
Если хочется поиграть чужой игрушкой — то здесь и сейчас. И совсем без разницы, что она принадлежит другому ребенку.
С одной стороны, детские ссоры на площадке, хоть и могут показаться поводом для беспокойства для некоторых родителей, на самом деле, они предоставляют бесценные уроки коммуникации. В ходе них дети учатся общению, выражению и пониманию чужих эмоций, а также осваивают важные навыки решения конфликтов.
К примеру, в процессе спора за игрушку дети начинают понимать, что другие тоже испытывают чувства и имеют собственные желания. А это первый шаг к развитию эмпатии — способности сопереживать и понимать других.
В других ситуациях дети могут «прокачать» умение отстаивать свои интересы, не переходя границы и не нарушая права других, что сформирует у них основы правильного поведения и уважения к окружающим.
Какие конфликтные ситуации чаще всего встречаются на детской площадке?
Рассмотрим некоторые ситуации и как следует себя вести:
🛝 Ваш ребенок хочет чужую игрушку
- Объясните ситуацию простыми словами: Например, можно сказать: «Посмотри, эту игрушку принес другой мальчик (или девочка). Давай вернем ее».
- Предложите альтернативу: К примеру, если у вас есть другая игрушка при себе, можно предложить ее ребенку взамен.
- Если ребенок все еще хочет поиграть с игрушкой, предложите ему подойти к владельцу и вежливо спросить. Если другой ребенок разрешит поиграть, напомните вашему малышу о важности слова «спасибо».
🛝 Ребенок дерется
- Важно сразу же показать, что физическое насилие — это не метод решения конфликта.
- Успокойте ребенка и обсудите с ним, что вызвало его реакцию. Например: «Все в порядке, давайте успокоимся и поговорим о том, что произошло».
- Научите его говорить о своих чувствах и обиде, используя слова, а не кулаки. Предложите детям разные способы разрешения спора. И скажите, что «в следующий раз, если ты злишься или расстроен, попробуй сказать другому человеку о своих чувствах, вместо того чтобы драться».
- Дайте каждому ребенку возможность объяснить свою точку зрения, не перебивая.
🛝 Другие взрослые делают замечания вашему ребенку
- Для начала спросите: «Извините, я заметил(а), что вы говорите с моим ребенком. Можете рассказать, что случилось?».
- Внимательно выслушайте и обсудите ситуацию со своим ребенком. Такой подход поможет избежать публичного конфликта и сохранит спокойствие и уверенность вашего ребенка в вас как в защитнике его интересов.
Разбираться в детских конфликтах — дело непростое, но крайне важное. Родители должны внимательно наблюдать за тем, как развиваются отношения их ребенка с окружающими. Однако не всегда легко понять, когда именно следует вмешаться.
Когда стоит незамедлительно включаться в детский конфликт?
🚩 Физическая агрессия
Не стоит ждать усугубления ситуации, если вы видите, что между детьми может начаться драка или уже идут активные толчки, удары. Такая ситуация требует вашего немедленного вмешательства.
🚩 Агрессия со стороны родителей другого ребенка
Если родители другого участника конфликта проявляют агрессию в адрес вашего ребенка, не стесняются в выражениях или угрожают, необходимо вмешаться. Такое поведение взрослых не только неприемлемо, но и может оказать сильное негативное воздействие на психологическое состояние вашего ребенка.
🚩 Отсутствие реакции другой стороны
Если вы заметили, что родители инициатора конфликта игнорируют поведение своего ребенка, позволяя ему продолжать агрессивные действия, это тоже сигнал к вмешательству.
5 шагов к тому, чтобы уладить конфликт:
1 🔸 Спокойствие и уверенность
Подходите к решению конфликта с позиции спокойствия и уверенности в себе. Это поможет снизить напряжение и установить диалог.
2 🔸 Выясните, что произошло
Постарайтесь понять обе стороны, не принимая сторону одной из них. Постарайтесь объяснить ребенку, что его не хотели обидеть.
3 🔸 Обсуждение, а не обвинение
Говорите о фактах, избегая обвинений и эмоционально окрашенных высказываний. Цель — разрешение конфликта, а не его обострение.
4 🔸 Объясните ребенку причины поступков других детей
Например, мальчик еще слишком маленький и не понимает, что это не его игрушка. Попробуйте напомнить ребенку о том, как ему было обидно или неприятно в похожих ситуациях.
5 🔸 Попробуйте найти пути решения
Предложите подумать вместе, как можно все исправить. К примеру, вовлечь всех в общую игру — это верный путь к примирению.
Чего точно не стоит делать?
1. Не подстрекайте ребенка к агрессии.
2. Не воспитывайте и не отчитываете чужих детей.
3. Не забирайте ребенка с площадки, не разобравшись в ситуации. Он запомнит: в сложной ситуации не стоит ждать помощи, а играть с другими детьми не всегда приятно.
Важно помнить
Наблюдая за тем, как ваш ребенок учится справляться с конфликтами, вы даете ему возможность развивать коммуникативные навыки. Однако его безопасность и благополучие всегда должны оставаться на первом месте.
____
📝 Читайте другие полезные статьи от Британской Международной Школы:
🔸 Как научить ребёнка понимать и принимать чувства других?
🔸 Детская психология для родителей — как научить ребенка справляться с гневом и другими негативными эмоциями
____
🔥️️️️️️ Хотите, чтобы ваш ребенок вырос успешным и уверенным в себе?Подписывайтесь на наш Дзен-канал и получайте советы экспертов по развитию и воспитанию детей.
🎊 Погрузитесь в атмосферу той самой Британской международной школы через наш Telegram-канал. Секреты образования, увлекательные школьные истории и последние новости – всё здесь.
🇬🇧 Узнайте больше о нашей школе и международном образовании на официальном сайте bismoscow.com.