Найти тему

Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Автор Н. А. Походенко — инструктор по физической культуре МДОУ д/ № 55 «Кузнечик», г. о. Подольск Московской обл.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

На протяжении нескольких лет в своей работе я использую метод круговой тренировки. В первый раз услышав о круговой тренировке, можно представить себе, что это выполнение упражнений по кругу. Многие путают ее с поточным методом выполнения упражнений. На самом деле это не так. Круговая тренировка — это выполнение нескольких видов физических упражнений сериями, по кругу.

Основу круговой тренировки составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений, которые выполняются на специально подготовленных местах — «станциях». Обычно эти «станции» расположены по кругу и включают от 4 до 10 упражнений.

Для создания у детей интереса к круговой тренировке и учитывая, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра, все комплексы круговой тренировки имеют сюжет. Красочное оформление «станции» также способствует поднятию интереса к упражнениям. На своих занятиях я использую карточки, на каждой из которых графически изображен способ выполнения упражнения.

Метод круговой тренировки можно использовать как при проведении общеразвивающих упражнений, так и при отработке основных видов движений.

Можно выделить следующие этапы применения круговой тренировки в физическом воспитании старших дошкольников.

Первый этап — выбор содержания круговой тренировки, который обусловлен:

— возрастом и особенностями физического состояния детей;

— задачами физического воспитания;

— содержанием программы по физической культуре;

— наличием физкультурного оборудования, инвентаря и пособий;

— местом круговой тренировки в различных формах физического воспитания.

Второй этап — подготовка к круговой тренировке, которая предусматривает:

— разметку площадки, подготовку необходимого оборудования и инвентаря, определение рациональной последовательности их размещения;

— создание станционных плакатов с запрограммированной в них текстовой и образной графической информацией;

— продумывание методов организации занимающихся, приемов раздачи и сбора пособий и инвентаря;

— определение параметров физической нагрузки и способов ее дифференцирования с учетом индивидуальных особенностей детей;

— подбор музыкального сопровождения, соответствующего движениям, темпу их выполнения и создающего положительный эмоциональный настрой.

Третий этап — создание у детей интереса к круговой тренировке, что предполагает применение заранее продуманных организационно-методических приемов:

— использование сюжетных комплексов круговой тренировки, приемов имитации и подражания и комплексов с предметами (мячом, обручем, скакалкой и др.);

— красочное оформление «станций»;

— применение различных пособий и атрибутов;

— использование соответствующих загадок, стихов, песенок, занимательных задач.

Четвертый этап — организация и объяснение круговой тренировки:

— размещение занимающихся в том месте зала или площадки, откуда хорошо просматриваются все «станции» и выполняемые на них упражнения;

— создание у детей интереса и мотивации к выполнению круговой тренировки;

— объяснение двигательных заданий на каждой «станции» и последовательности прохождения «станций» одновременно с показом выбранными для этого детьми различных вариантов упражнений;

— размещение детей по «станциям»;

— выполнение детьми упражнений на «станциях» под наблюдение преподавателя.

Пятый этап — руководство деятельностью детей в процессе круговой тренировки, которое заключается:

— в наблюдении инструктора за действиями занимающихся, исправлении ошибок, поощрении правильного выполнения упражнений, оказании помощи и страховки;

— в контроле и регулировании нагрузки.

Физкультурное занятие в форме круговой тренировки «Путешествие на парусном корабле»

Цель: сохранение и укрепление физического здоровья детей старшего дошкольного возраста через общеразвивающие упражнения посредством круговой тренировки.

Задачи

• Обогатить двигательный опыт детей.

• Закреплять умения самостоятельно выполнять общеразвивающие упражнения.

• Совершенствовать технику выполнения упражнений.

• Развивать физические качества: ловкость, гибкость, силу, выносливость, координацию движений.

• Воспитывать потребность к ежедневным занятиям физической культурой.

Оборудование: карточки-схемы на каждой «станции», набивные мячи весом 1 кг (4 шт.), обручи (10 шт.), гимнастические палки (6 шт.), «диски здоровья» (4 шт.), плечевые эспандеры (4 шт.), коврики (6 шт.), «косички» (4 шт.), шапочки-пирамидки на голову для удержания равновесия (4 шт.), стойки (5 шт.), свисток, музыкальный и мультимедийный центры.

Ход занятия

Вводная часть

Инструктор. Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие на старинном паруснике, вот на таком (показывает изображение). Но сначала мы должны превратиться в настоящих моряков. Для этого мы должны «надеть тельняшки». Сейчас мы нарисуем себе полоски.

Самомассаж

Растирают ладошки, затем соединяют пальцы и с помощью ладошек «рисуют» полоски на груди.

Инструктор. Ну, вот мы и матросы в тельняшках — отправляемся в путешествие. Напра-во! В обход по палубе — шагом марш!

Разминка

Ходьба обычная.

Ходьба на носках, руки в стороны («мимо нас пролетают чайки»).

Ходьба с выполнением круговых движений прямыми руками («плывем»).

Ходьба боком приставным шагом («идем по качающейся палубе»).

Бег обычный («спокойное море»).

Бег между стойками («проплываем между рифами»).

Бег с наступанием в обручи («на море небольшое волнение, качка»).

Бег обычный («море успокоилось»).

После разминки ребята распределяются по «станциям» для круговой тренировки.

Основная часть

Станция «У штурвала»

И. п. — стоя, ноги врозь, обруч вертикально перед грудью.

1 — наклон вправо, поворачивая обруч направо.

2 — и. п.

3 — наклон влево, поворачивая обруч налево.

4 — и. п.

• Стопы от пола не отрывать, спина прямая, наклон точно в сторону, постепенно увеличивать амплитуду движения. Выполнить 10 раз.

Станция «Поднимаем якорь»

И. п. — стоя, ноги врозь, набивной мяч перед грудью.

1 — наклон вперед, коснуться мячом пола между ног.

2 — и. п.

3 — поднять мяч над головой, руки прямые.

4 — и. п.

• При наклоне колени прямые, в и. п. спина прямая, поднимая мяч вверх, руки прямые. Выполнить 8 раз.

Станция «Откачаем воду из трюма»

И. п. — сидя парами друг напротив друга, ноги прямые, соединены ступнями, руками держатся за одну палку.

1 — наклон одного ребенка назад, а другого вперед.

2 — наклон детей в другую сторону.

• Ноги прямые, палку не отпускать, наклоняться как можно ниже вперед и назад. Выполнить 8 раз.

Станция «Спускаем шлюпку на воду»

И. п. — лежа на животе, ноги вместе, руки вытянуты вперед, в руках сложенная пополам «косичка».

1—2 — поднять голову, верхнюю часть туловища, руки вперед-вверх, прогнуться.

3—4 — и. п.

• Ноги держать прямо вместе, косичка натянута, руки прямые, прогибаться как можно больше. Выполнить 8 раз.

Станция «Уборка на корабле»

И. п. — стоя на диске здоровья, в руках параллельно полу держать палку (метелку).

1 — поворот туловища вправо, палку влево.

2 — поворот туловища влево, палку вправо.

• Упражнение выполнять ритмично с большой амплитудой. Выполнить 10 раз.

Станция «Держим равновесие во время качки»

И. п. — стоя, ноги вместе, руки на поясе, на голове пирамидка.

1 — присесть, спина прямая, руки вперед.

2 — и. п.

• Спину держать прямо, руки не опускать, пятки слегка отрывать от пола. Выполнить 8 раз.

Станция «Растягиваем паруса»

И. п. — ноги на ширине плеч, руки с эспандером перед грудью.

1—2 — растягивать эспандер в стороны.

3—4 — и. п.

• Растягивать эспандер как можно сильнее в стороны. Упражнение выполнять в медленном темпе — 6 раз.

Упражнение «Морская звезда» (выполняется детьми одновременно)

И. п. — стоя, ноги вместе, руки опущены вниз.

1 — прыжок вверх, руки в стороны, ноги в стороны.

2 — и. п.

• Прыжки выполнять четко под счет, руки и ноги прямые — 3 раза по 8 прыжков.

Основные виды движений (выполняются поточным методом 3—4 раза)

  1. «Взбираемся на мачту» — ползание по гимнастической скамье на животе.

• Держаться сбоку за края скамейки; правильный хват кистями — четыре пальца снизу, большой — сверху; ползти, подтягиваясь руками.

  1. «Проверяем паруса на реях» — лазание по гимнастической стенке боком приставным шагом с пролета на пролет.

• При влезании и слезании не пропускать перекладин; переходить с пролета на пролет, переступая приставными шагами в сторону и перехватывая руки с перекладины на перекладину в горизонтальном направлении. При спуске доходить до последней перекладины и сходить вниз, не спрыгивая.

  1. «Пройти по трапу» — ходьба по гимнастическому бревну.

• Руки в стороны, спина прямая, смотреть вперед.

Подвижная игра «Акула»

Дети стоят на скамейке («на палубе корабля»), в стороне ребенок-«акула». По команде «Купаться!» дети спрыгивают со скамейки и бегают («плавают») по залу. По сигналу «Акула!» «акула» догоняет детей, которые стараются спрятаться от нее на скамье.

Заключительная часть

Дыхательное упражнение «Надуем парус»

«Маленький ветер» — вдох носом, струя выдыхаемого воздуха небольшая, выдох через рот.

«Сильный ветер» — вдох носом, струя выдыхаемого воздуха сильная, выдох через рот.

«Маленький ветер» — вдох носом, струя выдыхаемого воздуха небольшая, выдох через рот.

Психогимнастика

Дети свободно под музыку перемещаются по залу, представляя себя на берегу моря, находят красивые камешки, ракушки, подносят их к ушам, слушают шум моря.

Источник

  1. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. — М.: Просвещение, 1981.
  2. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. — М.: Академия, 2002.
  3. Черепов Е. А. Обоснование эффективности применения круговой тренировки в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук / УралГАФК. — Челябинск, 2002.
  4. Шарманова С. Б., Федоров А. И. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие. — Челябинск: УралГАФК, 2001. — С. 156.
  5. Шебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. — М.: Изд. центр «Академия», 1996.