Шестой монарх из правящей династии Плантагенетов появился на свет 24 апреля 1284 года в Орлиной башне строящегося валлийского замка Карнарвон. Отцом принца Эдуарда Карнарвонского, традиционно получившего приставку к своему имени по месту своего рождения, был английский король Эдуард I, а матерью – королева Элеонора Кастильская (дочь Фердинанда III – правителя Кастилии и Леона).
У Эдуарда I и Элеоноры за 36 лет совместной жизни родилось 16 детей (5 сыновей и 11 дочерей). Эдуард Карнарвонский оказался самым последним – шестнадцатым ребёнком плодовитой королевской четы. Казалось, что при таком раскладе шансов (даже теоретических) когда-либо воссесть на отцовский трон у Эдуарда-младшего нет абсолютно никаких.
Однако коварной и непредсказуемой судьбе было угодно, чтобы рубеж совершеннолетия перешагнули только шестеро королевских детей – пятеро дочерей и один единственный сын. Этим «счастливчиком» и оказался Эдуард Карнарвонский. Будучи самым младшим из всех детей и самым последним из сыновей-принцев – претендентов на английскую корону, Эдуард-младший уже в четырёхмесячном возрасте стал первым и на долгие годы единственным наследником своего отца.
С рождением Эдуарда II связан один из наиболее известных и устойчивых мифов. Большинство читателей знают и помнят, что год 1284-й стал переломным моментом в кампаниях Эдуарда I, направленных на окончательное завоевание и покорение Уэльса. Валлийские вожди, побежденные на полях сражений, но ещё не до конца покоренные и усмиренные, в качестве компромисса предложили английскому правителю следующий вариант.
Эдуард I сохранит верховную власть над завоеванными им землями, но официальным правителем валлийских провинций, будет знатный принц, рожденный в Уэльсе и не говорящий по-английски. Правитель «Туманного Альбиона» согласился с предложенными требованиями, полностью удовлетворив их. Наместником только что покоренных валлийских княжеств хитрый и изворотливый Эдуард I назначил своего новорожденного сына-тёзку, даровав ему титул принца Уэльского.
Формально одураченным валлийским вождям нечего было предъявить королю Англии, который выполнил все условия. Эдуард Карнарвонский был рождён в Уэльсе, он имел знатное царственное происхождение и на тот момент ещё не говорил по-английски. Разумеется, Эдуард-младший в силу младенческого возраста вообще не говорил, но данное обстоятельство никак не нарушало предварительной договоренности.
Легенда, конечно, красивая, поучительная и явно идущая в «зачёт» дипломатической прозорливости Эдуарда I. Однако официально титул принца Уэльского (впервые в английской истории) английский государь пожаловал своему сыну, достигшему совершеннолетнего возраста, только 7 февраля 1301 года. Именно с этого момента и по сей день официальные наследники английского престола носят титул принца Уэльского.
Достоверной информации, касающейся детских лет Эдуарда Карнарвонского, сохранилось крайне мало. По заведенной традиции той эпохи до наступления семилетнего возраста родители-аристократы не занимались лично воспитанием своих детей, уделяя им в лучшем случае пару-тройку часов в день. Внешнеполитическая ситуация требовала от Эдуарда I длительного и почти постоянного присутствия в Гаскони, а королева Элеонора, будучи верной и примерной супругой, повсюду следовала за своим мужем.
Пока английская королевская чета находилась по другую сторону Ла-Манша, все заботы, связанные с уходом за младенцем-принцем легли на плечи кормилицы – Алисы де Лэйгрэйв. С чисто английским прагматизмом и педантичностью Эдуард I определил для своего трёхлетнего наследника ближний круг, лично отобрав для принца первых его воспитателей, нянек, гувернёров, слуг, пажей и прочих придворных услужников. Главным распорядителем миниатюрного двора Эдуарда-младшего монарх назначил некого придворного сановника из числа старших королевских клерков – фламандца Жиля из Ауденарде.
Среди биографов Эдуарда Карнарвонского до сих пор существуют разногласия относительно того, насколько образованным (применительно к эпохе Высокого Средневековья) человеком и будущим монархом можно считать принца Уэльского. Известно, что начальное образование (преимущественно религиозное) Эдуард-младший получил от монахов-доминиканцев, которых ко двору пригласила королева Элеонора.
В свою очередь отец-король в качестве первого наставника для шестилетнего принца определил опытного рыцаря Ги Фера (Гийома де Фера). Ему надлежало обучить наследника английского престола верховой езде, первым навыкам владения различными видами оружия (в том числе стрельбе из лука), премудростям охоты, понятиям о рыцарской чести и доблести.
Большинство ведущих биографов Эдуарда II сходятся во мнении, что уровень его образованности был недостаточным для наследника английской короны, которому в будущем предстояло занять отцовский трон[1]. Конечно, неучем и невеждой Эдуард-младший тоже не был. Среди его образовательных «плюсов» можно отметить знание латыни (принц умел бегло говорить и письменно изъясняться на этом языке), любовь к поэзии, эпистолярному жанру и музыке (в том числе к национальной – валлийской и шотландской).
В последнее время некоторые западные авторы из числа «толерантных ревизионистов», ссылаясь на постулаты теории психоанализа Зигмунда Фрейда, пытаются оправдать все недостатки, причуды, девиации и сексуальную извращенность, скандальное поведение и неадекватные поступки во внешней и внутренней политике отсутствием полноценной родительской любви, заботы и опеки.
Действительно, в возрасте шести лет Эдуард-младший лишился матери, а отец, вечно занятый усмирением восстаний и мятежей в Уэльсе и Шотландии, а затем и противостоянием с французским королём, уделял воспитанию сына и общению с ним крайне мало времени. Но на подобный дефицит внимания, общения, родительской ласки, заботы и наставничества могли пожаловаться практически все дети европейских монархов из числа современников Эдуарда Карнарвонского. Таковы были в те времена характерные особенности воспитания отпрысков самых именитых аристократических семейств и принцев крови[2].
Если образовательный базовый уровень Эдуарда-младшего можно вполне назвать удовлетворительным, а процесс его воспитания был абсолютно типичным и традиционным для данной эпохи, то вот манеры принца Уэльского и особенности его поведения разительно контрастировали с тогдашними понятиями общепринятой нормы высшего общества.
С ранних лет наследник английского престола отличался расточительностью, непрактичностью в финансовых делах, любовью к излишней роскоши, щеголеватостью и излишне вычурными манерами. В отличие от своего отца-монарха Эдуард-младший не придерживался скромности и умеренности в быту, конечно же, он не был приверженцем аскетического образа жизни.
Напротив, Эдуард Карнарвонский много внимания уделял своему внешнему облику, щеголяя по поводу и без такового самыми модными и дорогими нарядами. Принц рано пристрастился к азартным играм, частенько просаживая солидные суммы. Чтобы расплатиться с долгами, ему приходилось нередко занимать деньги у своих приближенных и даже слуг.
Дела военные и государственные не интересовали Эдуарда-младшего. Участию в заседаниях Королевского совета, псовой или соколиной охоте, а также рыцарским турнирам наследник трона английского предпочитал долгий сон, посещение театральных постановок и уличных зрелищных представлений. В ближнем окружении юного принца практически не было сверстников-аристократов, опытных старших советников, рыцарей и телохранителей.
Эдуарду Карнарвонскому гораздо более интересно было общаться и «тусоваться» с людьми «неблагородного» происхождения, а то и вовсе с простолюдинами, чьи профессии и род занятий считались если не позорными, то постыдными и недостойными для любого порядочного лорда, и тем более для принца королевской крови.
Сын и наследник славного короля-воина, героя крестовых походов, завоевателя Уэльса и Шотландии предпочитал придворному обществу и высшему свету времяпровождение в кампании актёров, музыкантов, гаеров (балаганных шутов), фокусников, певцов, конюхов, садовников, лодочников, кузнецов и даже землекопов.
Если увлечение Эдуарда-младшего скачками, разведением и обучением охотничьих собак[3], плаванием и греблей хоть как-то «укладывались» в «традиционный набор» истинно мужских увлечений представителей высшего аристократического общества Средневековья, то остальные пристрастия принца Уэльского вызывали при английском дворе всеобщее непонимание, порицание и осуждение.
Как и прочих уважаемых лордов, Эдуарда I до крайности раздражал и злил тот факт, что вместо упражнений с оружием или участия в военных советах наследник с энтузиазмом и повышенным увлечением занимался ковкой металлических изделий в кузницах, облагораживанием дворцовых парков, игрой на барабанах, участием в уличных театральных постановках.
При таком положении дел, даже наступление долгожданного совершеннолетия наследника не очень радовало правителя «Туманного Альбиона». Почему? На этот вопрос очень подробно и аргументировано отвечают Вадим Георгиевич Устинов – отечественный историк-медиевист и известный биограф королей Средневековой Англии, а также Питер Акройд – современный британский историк, автор семитомного труда по истории Англии:
«В свои 16 лет наследник трона Эдуард Карнарвонский производил впечатление человека легкомысленного и эмоционально неуравновешенного. Он испытывал отвращение к любым походным трудностям, предпочитая подолгу нежиться в постели. Отец с детства безуспешно пытался привить принцу тягу к военному делу.
…Эдуард I приставлял к сыну воспитателей, искусных в государственных и военных делах, и требовал от него максимального прилежания в учебе. Но все усилия короля пропадали напрасно. Наследник трона получал удовольствие исключительно от сугубо мирных занятий, недостойных правителя государства, – по крайней мере, так считал его отец»[4].
«Он [Эдуард II] никогда не был таким воинственным или таким властным, как его отец. Эдуард не любил принимать участие в турнирах. Современный королю хронист Ранульф Хигден отмечал, что «его не устраивала кампания лордов, он предпочитал проводить время с распутниками, певцами и гаерами. Также Эдуард был на короткой ноге с "возчиками и землекопами, с докерами и лодочниками, а также другими мастеровыми". Молодой принц не интересовался королевскими занятиями. Это был упрёк, который он слышал все последующие годы. Эдуард вёл себя совсем не как истинный король»[5].
Стремясь в корне изменить поведение, мировоззрение и менталитет непутёвого сына, а также создать ему необходимую в высшем свете репутацию, Эдуард I лично занялся подбором ближайшего окружения наследника. Идя на поводу насущной необходимости и благих намерений, король совершил, пожалуй, одну из самых своих непредвиденных, роковых и непоправимых ошибок, которая в конечном итоге оказала существенное пагубное влияние и на королевскую семью, и на внутриполитическую ситуацию, и на дальнейший ход Англо-шотландских войн.
Этой ошибкой стало решение Эдуард I о назначении на почётную должность оруженосца принца Уэльского юного гасконского дворянина Пьера де Габестона. В британскую и мировую историографию этот юноша вошёл под англоязычной трансформацией собственного имени – Пирс Гавестон, ставшего синонимом постыдного и развратного фаворитизма, пагубного придворного мужеложства, беспринципного карьеризма, честолюбия и непомерных амбиций, в конечном итоге погубивших всех главных участников порочных и противоестественных связей.
Отцом Пирса был некогда влиятельный и состоятельный гасконский сеньор Арно де Гавестон, разорившийся и бездарно растративший состояние своей жены, которую по сведениям некоторых авторов сожгли по обвинению в колдовстве. Пирс Гавестон получил достойное аристократическое воспитание, обладал светскими и придворными манерами. Его внешний вид производил самое благоприятное впечатление. Юноша был умён и остроумен, отлично владел оружием, завоевав с молодых лет репутацию опытного и удачливого завсегдатая рыцарских турниров.
Эдуард I надеялся, что Гавестон окажет самое положительное влияние на его сына, подав тому наглядный положительный пример стремления к самосовершенствованию настоящих рыцарских качеств и благородных придворных манер. Увы, но гасконский смазливый юнец оказался не наставником, призванным привить главные качества и ценности, необходимые будущему монарху, а проводником в запретный мир постыдного порока и мерзостного разврата.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Haines, Roy Martin. King Edward II: His Life, his Reign and its Aftermath, 1284-1330. – Montreal, Canada and Kingston, Canada: McGill-Queen's University Press, 2003. Р. 11;
- Hamilton, J. S. The Reign of Edward II: New Perspectives . – Woodbridge, UK: York Medieval Press, 2006. Р. 6-8;
- Phillips, Seymour. Edward II. – New Haven, US and London, UK: Yale University Press, 2011. Рр. 43-45, 53-57.
[2] - с особенностями и подробностями воспитания малолетних и юных английских аристократов королевских кровей в эпоху Средневековья можно ознакомиться, прочитав отрывок из произведения Елены Давыдовны Браун – кандидата исторических наук, доцента кафедры всеобщей истории РГГУ, специалиста в области истории Позднего Средневековья и Средневековой Англии:
Браун Е. Д. Ричард III и его время. Роковой король эпохи Войн Роз. – М.: Вече, 2016. С. 59-61.
[3] - особую любовь Эдуард II с раннего детства испытывал к охотничьей собачей породе грейхаунд, лично занимаясь их обучением и воспитанием.
[4] - Устинов В. Г. Эдуард I. «ВЕБКНИГА», 2021. – (Жизнь замечательных людей (Молодая гвардия)). С. 192.
[5] - Акройд П. История Англии. Основание: От самых начал до эпохи Тюдоров / Пер. с англ. В. В. Краснянской. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. С. 317.
ПОЛНОСТЬЮ ПРОЧЕСТЬ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Самые скандальные монархи Средневековья. Эдуард II Плантагенет» МОЖНО ЗДЕСЬ:
Часть 2-я. Распутная молодость (+18)
Часть 3-я. Апогей губительной эпохи фаворитизма (+18)
Часть 4-я. Фатальная схватка с «Французской Волчицей» (+18)
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)