Железнодорожное сообщение вдоль Черноморского побережья Кавказа было задумано еще во второй половине XIX века. Но реализации этого амбициозного проекта постоянно что-то мешало. В итоге первый поезд на станцию Гагры (до 1948 года было принято название города во множественном числе) уже в годы Великой Отечественной войны - 28 июля 1941 года. В годы войны железная дорога эксплуатировалась очень активно - прежде всего, санитарными эшелонами. В обратную сторону шли воинские эшелоны. Немецкая авиация постоянно бомбила этот участок, особенно после того, в Гаграх на базе местного локомотивного депо организовали ремонт бронепоездов и иной техники военного назначения. Ну а уже в 1946 году началось активное пассажирское движение по участку до Гагры и далее на Сухуми. В частности, в расписании 1946 года мы можем увидеть два регулярных поезда. № 13/14 Москва - Тбилиси и № 61/62 Ростов - Тбилиси (правда, последний ходил через день). Естественно, что миновать Гагры они ну никак не могли, однако начальная / конечная станции были в другом месте. Поезд на Москву прибывал в Гагры в 13:18 после 12-минутной стоянки следовал далее. Поезд до Ростова прибывал в Гагры в 19:36 и через 17 минут в 19:53 отправлялся далее. На обратном пути поезд из Москвы оказывался в Гаграх вечером в 18:37 и имел стоянку продолжительностью 13 минут. А вот ростовский был здесь рано утром в 07:50.
В 1951 году в Гагре (теперь уже в единственном числе) сдается в эксплуатацию новый вокзал. А открытие нового вокзала с относительно крупным и развитым путевым хозяйством самой станции - всё это могло привести к появлению и собственного поезда, который бы имел конечной станцией именно Гагру. И вот в 1969 году такой поезд обнаруживается. Вполне возможно, что он появился и ранее, вот только достать справочник с расписанием за 50-е годы или начало 60-х годов я не смог. Поэтому давайте обратимся к 1969 году и попробуем воссоздать маршрут и оценить скорость движения летнего поезда Гагра - Москва. А также где можно сравним его со скоростью современного № 305/306 Сухум - Москва.
Итак, вокзал станции Гагра. Вечер. Отдохнувшие и набравшиеся сил пассажиры садятся в вагоны согласно купленным билетам. И в 18:32 поезд начинал свой путь в Москву. В 2024 году сухумский поезд будет отправляться из Гагры на 2 часа 3 минуты раньше (в 16:29), но понятно, что еще до Адлера у него на пути будет таможня, где поезд потеряет много времени.
55 лет назад до Адлера у поезда была одна единственная остановка в Гантиади. В 2024 году Гантиади называется Цандрыпш. А после 30-минутной остановки на абхазской стороне будет еще и часовая в Веселом. А затем перед Адлером еще и Имеретинский курорт. В общем, время прибытия в Адлер:
- 1969 год - 19:27;
- 2024 год - 19:18.
То есть от виртуально опережающего по графику № 306 не осталось почти ничего (9 минут вместо 2-х часов).
А вот и старый адлерский вокзал с обилием такси возле него.
Проскочить своим вниманием Хосту я никак не могу. Сколько раз я бывал на привокзальной площади у этой станции. Там мы садились на автобус (№ 4 или № 60) в сторону пансионата "Автомобилист", где рядом снимали комнату. Помню очень хорошо, как у автобусов всегда за лобовым стеклом была табличка "На Адлер" или "На Сочи". В Хосту же они просто заезжали. Особенно поражало, как там водители у остановки Хоста-мост вписывались в поворот на пути из Сочи в Адлер. Там если не 180 градусов, то что-то близкое к этому углу.
В общем, в Хосте поезда оказывались:
- 1969 год - 19:43;
- 2024 год - 20:00.
Разрыв достигает уже 17 минут в пользу поезда 1969 года. И это при том, что тогда явно была однопутная железная дорога здесь. Вот хостинский вокзал еще до того, как над ним прошла автострада:
В центр Сочи поезда прибывали в:
- 1969 год - 20:05;
- 2024 год - 20:21.
Однако стоит современный поезд здесь гораздо меньше, что даже странно для современного этапа развития "РЖД". Обычно стоянки сейчас описываются десятками минут.
Далее через Лазаревское поезда уходили на Туапсе, где оказывались в:
- 1969 год - 22:12;
- 2024 год - 22:18.
Конечно, современный № 306 буквально на несколько минут смог сократить свое виртуальное отставание от № 50, но в целом тут сохраняется определенный паритет.
А вот дальше пути расходятся. Поезд образца 1969 года уходил на Армавир (04:52) через станции Гойтх, Белореченскую и Курганную, а в наши дни поезд через Горячий Ключ сразу же уходит на Краснодар (01:41). В итоге, в Ростове-Главном они будут:
- 1969 год - в 09:51;
- 2024 год - в 06:27.
Виртуальная разница снова составляет 3,5 часа. Но что-то мне подсказывает, что там и дальше будут проблемы со сравнением графика. Ведь раньше поезд уходил через Таганрог на Матвеев курган и далее на Иловайское (13:22). Ну а затем Горловка, Красный Лиман, Харьков (19:25). И в 05:45 на следующий день поезд в Москве. Время в пути 35 часов 13 минут.
А сейчас поезд идет через Новочеркасск, Кутейниково, Россошь и Воронеж (19:02). После Воронежа через Грязи, Мичуринск, Ряжск и Рязань поезд № 306 уходит на Казанский вокзал столицы, где оказывается в 04:30. Время в пути 36 часов 1 минута. Время вполне сопоставимо.
Назад с Курского вокзала в 1969 году время до Гагры было еще быстрее - 32 часа 13 минут. В 20,24 году - 36 часов 45 минут.
Ну а в 1987 году поезда уже не было. Сразу же шли Гомель, Горький, а до них еще и Гребенка располагалась.
Спасибо, что читаете мой канал. До встречи!