Найти тему

Как Вы думаете, существовал ли поезд Гагра - Москва? Да, существовал. Вспоминаем поезд № 49/50

Железнодорожное сообщение вдоль Черноморского побережья Кавказа было задумано еще во второй половине XIX века. Но реализации этого амбициозного проекта постоянно что-то мешало. В итоге первый поезд на станцию Гагры (до 1948 года было принято название города во множественном числе) уже в годы Великой Отечественной войны - 28 июля 1941 года. В годы войны железная дорога эксплуатировалась очень активно - прежде всего, санитарными эшелонами. В обратную сторону шли воинские эшелоны. Немецкая авиация постоянно бомбила этот участок, особенно после того, в Гаграх на базе местного локомотивного депо организовали ремонт бронепоездов и иной техники военного назначения. Ну а уже в 1946 году началось активное пассажирское движение по участку до Гагры и далее на Сухуми. В частности, в расписании 1946 года мы можем увидеть два регулярных поезда. № 13/14 Москва - Тбилиси и № 61/62 Ростов - Тбилиси (правда, последний ходил через день). Естественно, что миновать Гагры они ну никак не могли, однако начальная / конечная станции были в другом месте. Поезд на Москву прибывал в Гагры в 13:18 после 12-минутной стоянки следовал далее. Поезд до Ростова прибывал в Гагры в 19:36 и через 17 минут в 19:53 отправлялся далее. На обратном пути поезд из Москвы оказывался в Гаграх вечером в 18:37 и имел стоянку продолжительностью 13 минут. А вот ростовский был здесь рано утром в 07:50.

В 1951 году в Гагре (теперь уже в единственном числе) сдается в эксплуатацию новый вокзал. А открытие нового вокзала с относительно крупным и развитым путевым хозяйством самой станции - всё это могло привести к появлению и собственного поезда, который бы имел конечной станцией именно Гагру. И вот в 1969 году такой поезд обнаруживается. Вполне возможно, что он появился и ранее, вот только достать справочник с расписанием за 50-е годы или начало 60-х годов я не смог. Поэтому давайте обратимся к 1969 году и попробуем воссоздать маршрут и оценить скорость движения летнего поезда Гагра - Москва. А также где можно сравним его со скоростью современного № 305/306 Сухум - Москва.

Итак, вокзал станции Гагра. Вечер. Отдохнувшие и набравшиеся сил пассажиры садятся в вагоны согласно купленным билетам. И в 18:32 поезд начинал свой путь в Москву. В 2024 году сухумский поезд будет отправляться из Гагры на 2 часа 3 минуты раньше (в 16:29), но понятно, что еще до Адлера у него на пути будет таможня, где поезд потеряет много времени.

Гагра. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Гагра. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

55 лет назад до Адлера у поезда была одна единственная остановка в Гантиади. В 2024 году Гантиади называется Цандрыпш. А после 30-минутной остановки на абхазской стороне будет еще и часовая в Веселом. А затем перед Адлером еще и Имеретинский курорт. В общем, время прибытия в Адлер:

  • 1969 год - 19:27;
  • 2024 год - 19:18.

То есть от виртуально опережающего по графику № 306 не осталось почти ничего (9 минут вместо 2-х часов).

А вот и старый адлерский вокзал с обилием такси возле него.

Адлер. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Адлер. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Проскочить своим вниманием Хосту я никак не могу. Сколько раз я бывал на привокзальной площади у этой станции. Там мы садились на автобус (№ 4 или № 60) в сторону пансионата "Автомобилист", где рядом снимали комнату. Помню очень хорошо, как у автобусов всегда за лобовым стеклом была табличка "На Адлер" или "На Сочи". В Хосту же они просто заезжали. Особенно поражало, как там водители у остановки Хоста-мост вписывались в поворот на пути из Сочи в Адлер. Там если не 180 градусов, то что-то близкое к этому углу.

В общем, в Хосте поезда оказывались:

  • 1969 год - 19:43;
  • 2024 год - 20:00.

Разрыв достигает уже 17 минут в пользу поезда 1969 года. И это при том, что тогда явно была однопутная железная дорога здесь. Вот хостинский вокзал еще до того, как над ним прошла автострада:

Хоста. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Хоста. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В центр Сочи поезда прибывали в:

  • 1969 год - 20:05;
  • 2024 год - 20:21.

Однако стоит современный поезд здесь гораздо меньше, что даже странно для современного этапа развития "РЖД". Обычно стоянки сейчас описываются десятками минут.

Сочи. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Сочи. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Далее через Лазаревское поезда уходили на Туапсе, где оказывались в:

  • 1969 год - 22:12;
  • 2024 год - 22:18.

Конечно, современный № 306 буквально на несколько минут смог сократить свое виртуальное отставание от № 50, но в целом тут сохраняется определенный паритет.

А вот дальше пути расходятся. Поезд образца 1969 года уходил на Армавир (04:52) через станции Гойтх, Белореченскую и Курганную, а в наши дни поезд через Горячий Ключ сразу же уходит на Краснодар (01:41). В итоге, в Ростове-Главном они будут:

- 1969 год - в 09:51;

- 2024 год - в 06:27.

Виртуальная разница снова составляет 3,5 часа. Но что-то мне подсказывает, что там и дальше будут проблемы со сравнением графика. Ведь раньше поезд уходил через Таганрог на Матвеев курган и далее на Иловайское (13:22). Ну а затем Горловка, Красный Лиман, Харьков (19:25). И в 05:45 на следующий день поезд в Москве. Время в пути 35 часов 13 минут.

А сейчас поезд идет через Новочеркасск, Кутейниково, Россошь и Воронеж (19:02). После Воронежа через Грязи, Мичуринск, Ряжск и Рязань поезд № 306 уходит на Казанский вокзал столицы, где оказывается в 04:30. Время в пути 36 часов 1 минута. Время вполне сопоставимо.

Назад с Курского вокзала в 1969 году время до Гагры было еще быстрее - 32 часа 13 минут. В 20,24 году - 36 часов 45 минут.

Ну а в 1987 году поезда уже не было. Сразу же шли Гомель, Горький, а до них еще и Гребенка располагалась.

Спасибо, что читаете мой канал. До встречи!